Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Как ложь о «свободе человека» уничтожает шанс на Светлое Будущее.

О механизме формирования эгоцентрического мировоззрения.

О некоторых механизмах формирования эгоцентрического мировоззрения, обусловленных ложью о «свободе». О том, как згоцентрическое мировоззрение убивает искренность и делает самопознание принципиально невозможным, со всеми вытекающими последствиями.

 

Для раскрытия механизмов указанных явлений стоит обратить внимание на то, что с первых дней рождения згоцентрическое мировоззрение внушает человеку, что он «свободен», у него есть «свобода выбора», он самостоятельно выбирает свои поступки и несет ответственность за этот выбор тоже сам.

Многие всю жизнь радуются, повторяя мысленно или вслух слова «я свободный человек» или «у меня свобода выбора» или «у меня свобода воли», так и не успевая понять их смысл или хотя бы однажды попытаться проверить, какова доля истины в них.

И никто не догадывается, что в этих словах таится ядовитая ложь, отравляющая жизнь человека с самого раннего детства. Ложь, которая прикрыта сладкой лестью о «свободе».

***

В чем заключается эта ложь?

В том, что с самого детства, невежественным образом воспринимая ребенка как человека, у которого имеется «свобода выбора», взрослые внушают ему одну опаснейшую аксиому.
А именно – что все его действия преднамеренные, в том числе – любые его ошибки.
Внушают, что выбор этих правильных или неправильных действий зависит не от разных факторов, обстоятельств, знаний, опыта, культурной традиции или чувств, страстей, инстинктов, а является прежде всего проявлением свободы выбора.

Соответственно – ошибок нет. Существуют только преднамеренные преступления, заслуживающие наказание.

***

Ребенок начинает верить в это довольно быстро и вполне искренне, под влиянием любви к родителям и страха перед наказанием. У него нет других шансов.

Сочетание этих двух влиятельный сил, любви и страха, намного мощнее разума ребенка и его способности критически воспринимать то, что навязывают ему взрослые в качестве истины.

Он начинает соглашаться с тем, что все его мысли, действия, желания и воображаемые события, которые являются плохими, нежелательными, недопустимыми с точки зрения взрослых, являются преднамеренными преступления.

За которые он, как принято в мире взрослых, непременно должен считаться виновным и получить свое соответствующее наказание.

***

С каждым днем количество «преступлений» растет, и соответственно растет величина жестокости ожидаемого «справедливого» наказания.

И так как эти «преступления» совершаются как проявление «свободной воли», «свободного выбора» ребенка, никто по-настоящему не пытается разобраться в причинах этих действий.

Тем более – рассказать ребенку о том, как возникают те или иные желания, мысли, побуждения к действию, что делать, чтобы они не наносили вред ему и окружающим, как научиться управлять собой и разобраться в разных силах, которые борются внутри растущего человека.

***

Вместо этого действует упомянутый выше аксиоматический механизм объявления всего происходящего «проявлением свободы выбора» и все ошибки автоматически превращаются в преступления.

Без всякой необходимости в расследовании, в поиске причин, в устранении причин.

***

Таким образом, растущий маленький человек, уже в дошкольном возрасте, начинает искренне верить, что он «опасный преступник», которого ждет ужасная кара.

Потому что он знает лучше всех, какое количество разнообразных «гадких» и «преступных» желаний, мыслей, воображаемых и реальных поступков у него было.

***

Чтобы справиться с этим своим «знанием», ребенок пытается не видеть, игнорировать эту сторону своей жизни, скрывать от себя новые факты, новые ошибки, новые «преступления», забыть старые, чтобы хоть как-то сохранить веру в себя, доверие к себе, положительный образ самого себя.

***

Иначе, если бы ребенок не догадался так поступить, если бы не научился применить «фотошоп» по отношению к своим поступкам, их истинным целям, по отношению к своим «преступным» мотивам или желаниям, он не смог бы выжить. Скончался бы от депрессии, ужаса и разочарования еще в раннем детстве, не дожив до 10-12 лет.

***

К счастью, инстинкт самосохранения делает свое важное дело и заставляет ребенка найти спасательный алгоритм стирания фактов и событий внутреннего и внешнего мира, тех самых, которые по его мнению обществом могут быть названы преднамеренными злодеяниями, преступлениями.

Он начинает создавать воображаемый мир, чтобы найти свое спасение в нем.

***

По мере взросления мастерство ребенка в этом деле растет ускоренными темпами, опережая события. Потому что это острейший вопрос выживания и нет никакого иного варианта.

Соответственно, каждый человек в процессе взросления становится виртуозом в деле самообмана и только поэтому выживает, успевает взрослеть.

***

И потом, когда наконец-то, под влиянием разных благоприятных обстоятельств, он начинает интересоваться самопознанием, оказывается, что у него нет никаких шансов.

Потому что его мастерство в деле самообмана, питаемое энергией инстинкта самосохранения, энергией страха перед наказанием и любви к своим родителям, достигло уже таких высот, что его вялое, логически обоснованное желание «познать себя», не имеет никаких шансов на осуществление.

Ложь, питаемая инстинктами, намного сильнее и важнее, чем слабо промелькнувшая истина о важности самопознания.  Потому что для создания сносной картины мира, сносного образа самого себя и своих родителей, нужна именно ложь.

***

Какое отношение к рассматриваемому явлению имеет любовь к родителям?
Непосредственное.
 

Ведь ребенок не может допустить мысль о том, будто родители врут, говоря о его преступности, о преднамеренности его «злодеяний».
 

Если он такое допустит, будет вынужден разлюбить родителей и потерять такую незаменимую опору для своей сущности-души, как любовь к родителям, самым близким существам.

Поэтому он вынужден силу своей любви к ним трансформировать в силу самообмана, добиваясь максимальной эффективности в нем, повышая скорость замены истины ложью.

***

Таким образом, под влиянием указанных факторов, единственное, на что способен такой несчастный человек, неожиданно для себя решивший заняться самопознанием – продолжать повышение мастерства в самообмане.

Он вынужден еще более активно врать себе, чтобы найти, точнее - придумать доказательства того, что «самопознание успешно происходит и дает результаты».

***

Жизнь идет своим чередом, рост мастерства в деле самообмана происходит неустанно и независимо от любых обстоятельств.

А фиктивное «самопознание» становится только одним из маленьких узоров того лживого, вымышленного образа самого себя, который умелой, тренированной рукой рисует человек.

***

На этом цепочка замыкается.

Самопознание, которое должно было вывести человека из объятий эгоцентрического мировоззрения, через осознание лживости утверждения «у человека есть свобода, свобода выбора, свобода воли», через познание истины о человеке, о причинах его поступков, желаний, страданий и достижений, становится еще одним компонентом самообмана, занимая свое место рядом с другими.

***

И рабство человека в тюрьме эгоцентрического мировоззрения становится непобедимым.

***

Для большей ясности рассмотрим еще один аспект вынужденной неспособности к самопознанию – процесс формирования ложных ожиданий от себя, от других, ложного мнения о себе, о других.

Ребенок, который верит в преднамеренность своих «преступлений», многие из которых его детскому взору кажутся огромными, вселенскими, неизбежно начинает тайно верить в то, что он, по самой сути своей преступник, злодей.

Он теряет глубинную, сокровенную веру в себя хорошего и вынужденно пытается тормозить, уничтожить свою внутреннюю творческую энергию, подавить ее любыми способами. Чтобы она не была использована для совершения «новых преступлений».
Таким образом человек своими же руками гасит свой внутренний огонь, ищет и тушит любую искру в себе, боясь того, к чему они могут принести.

И все сказанное влияет также на отношения человека к другим людям.

Тот же самый творческий процесс самообмана, неустанно развивающееся умение заменить факты вымыслом, применяется ребенком для того, чтобы в поступках, словах, мотивах и желаниях других людей найти злонамеренность и убедиться, что эти «другие» еще хуже, что они еще более «опасные преступники», «злодеи», заслуживающие наказания.

Данное направление внутренних усилий привносит свою громадную порцию неискренности в отношения между людьми. Создает там непреодолимые преграды. Которые с годами только растут и растут.

***

Таким образом мы приходим к выводу, что ложь о свободе выбора принуждает человека с самого детства

- научиться непрерывному, никогда не прекращающемуся самообману,
- воспринимать себя и всех других людей как злонамеренных преступников,
- потушить в себе огонь искренности,
- уничтожить энергию истинного творчества,
- всю жизнь тайно дрожать от страха перед наказанием за свои «преднамеренные злодеяния».

***

Вдобавок, как следствие перечисленного, он становится совершенно бессильным перед всеми главными своими пороками, такими, как алчность, гордыня, зависть, ненависть, подлость, лицемерие…

***

Более того. Дела обстоят еще хуже. Нередко, чтобы найти выход для своей естественной внутренней энергии, замкнутой в пространстве этой ужасной лжи, человек начинает внушать себе, будто эти пороки – самое лучшее, а злонамеренность – главное «достоинство».
 

Пытаясь таким образом облегчить свою ношу, бесконечную, растущую тяжесть в груди, в душе и теле.

И нередко верит в это.
 

Превращаясь в ужасное существо, которое можно называть античеловеком!

Ища себе подобных и распространяя античеловечность как «благо»…

***

Чтобы сказанное выполнило свое предназначение и достигло цели, стоит теперь подумать, что произошло бы, если бы человек не попадал с детства под влияние лжи о «свободе».

***

Если бы люди отказались от аксиоматической веры в «свободу выбора» и заменили «свободу выбора» «возможностью выбора», «способностью делать выбор», жизнь человека изменилась бы коренным образом, принципиально и в наилучшую сторону.

***

Как?

С самых первых мгновений жизни окружающие смотрели бы на ребенка как на существо, которое в глубине души искренне и бесконечно стремится к любви, красоте, добру и справедливости.

Как на существо, которое добровольно готово практически на все, ради того, чтобы соответствовать этому своему искреннему стремлению, реализовать его.

Но, при этом, не знает, как это делать, не умеет и нуждается в помощи, чтобы научиться.
Все ошибки, проступки, которые он совершает, являются следствием не «свободы выбора» и отнюдь не проявлением «свободы воли», не «преднамеренными преступлениями», а просто ошибками, обусловленными недостаточностью опыта, знаний, навыков самоуправления, осмысления внешних и внутренних явлений, событий.

Такое светлое отношение взрослые могли бы передать ребенку, и оно превратилось бы в его собственное отношение к себе и к другим людям.

Он стал бы воспринимать все замечания взрослых как важную помощь и любил бы получить такую помощь, стремился бы к этому, с удовольствием пользуясь ею, запоминая все рекомендации, объяснения причин своих ошибок, уменьшая с каждым днем их количество и развивая в себе важнейшие способности, навыки.

А именно – способность искать причины, смысл, проверить возможные следствия своих поступков, умение заметить факторы, внутренние и внешние, которые влияют на качество каждого выбора, каждого решения, способность управлять собой, своими действиями, чувствами, желаниями, своим воображением.

***

Растущий человек развивал бы все эти свои способности с искренним бесконечным рвением, разогревая в себе огонь творческой энергии, освобождая огонь искренней любви и сострадания, веря в то, что только такой настрой и возможен, что иначе абсолютно невозможно.

Ожидая и от других людей такого настроя. Помогая им в проявлении всех великолепных плодов такого настроя.

***

То есть, избавляясь от лжи о «свободе выбора», человек обрел бы истину о необходимости соответствовать любви, гармонии, красоте, добру и справедливости.

Истину о том, что Смысл Существования именно в стремлении к такому Соответствию.

***

Колоссальная, бесконечная позитивная энергия нашла бы путь во внутренний мир человека и оттуда – во внешний, чтобы все там переделать, перенастроить тоже в соответствии с приоритетом любви, гармонии, красоты, добра и справедливости.

***

И ничто не смогло бы помешать этому процессу.

Время приносило бы только новые великолепные результаты, новые прекрасные преобразования и достижения.

Время приносило бы новые поводы для ощущения счастья, радости, восторга и вдохновения.

***

Человек дышал бы полной грудью. Любил бы искренне и себя и всех других людей.

***

А самопознание, еще до момента достижения совершеннолетия, превратилось бы в главное занятие человека, в самое любимое и ценимое занятие, от которого он ждал бы самых важных результатов.

Потому что имел бы опыт обнаружения в себе самых драгоценных сокровищ, опыт изменения своей жизни в лучшую сторону благодаря этим внутренним находкам.

***
Соответственно, качество знаний о человеке росло бы темпами, которые в тысячи раз превышали бы нынешние.

Что говорить об этом, если в нашем случае происходит рост не качества знаний о человеке, а качества и количества лжи о человеке.

***

Люди научились бы раскрывать все самое лучшее в себе, становились бы проницательными, осознанными, мудрыми, искренними, честными, добрыми, красивыми, справедливыми, способными любить по-настоящему и не знающими никаких причин, чтобы быть иными, не быть такими…

***

Из человеческого мира, из жизни человечества исчезли бы тысячи и тысячи причин для страдания, для искаженных взаимоотношений человека с человеком, человека с Природой.

***

Человеческие пороки стали бы такими редкими явлениями, такими невероятными и встречающимися случайно, неожиданно, что могли бы вызвать только смех, не более.
Не было бы пагубного, ужасного влияния алчности и гордыни, властолюбия, самодовольства, зависти, ненависти, нетерпения, подлости, лени, лицемерия на жизнь человечества.

***

Это было бы совсем иное, настоящее человечество, соответствующее своему главному вселенскому предназначению – любить, распространять красоту и гармонию, добро и справедливость.

***

А что мешает, что не позволяет, чтобы этот образ, прекраснейших из всех возможных, начал воплощаться в жизнь, начал оживляться и распространять свое животворное влияние?

Только ложь о «свободе человека», ложь о «свободе выбора человека», «свободе воли».
Та самая ложь, на которой было построено и на которой держится эгоцентрическое мировоззрение.

***

Что поможет изменить положение дел коренным образом, необратимо в наилучшую сторону?

Очень простое и крайне необходимое действие.

Критическое исследование, рассмотрение смысла понятия «свобода».

***

На первый взгляд кажется, что нет никаких разумных причин для отказа от критического осмысления этого понятия.

Но люди отказываются, прилагая для этого все свои силы, ища все возможные и невозможные поводы, отговорки, оправдания для такого отказа.

Почему?

Потому что ложь о «свободе» впитывается в сознание человека ДО ТОГО, как там возникает какой-то барьер против лжи, какая-то способность проверки обоснованности того, что предлагается человеку в качестве абсолютной истины.

То есть, «свобода» изначально, с самого раннего детства, выводится из зоны критического восприятия человека и переносится в ту область его сознания, где собраны только аксиомы.

Чтобы стать главной аксиомой.

Пускай лживой, но неприкосновенной.

***

Как только тот или иной человек преодолеет этот барьер, начнет критически осмысливать понятие «свобода», в его жизни начнутся самые позитивные изменения.

***

Он довольно быстро обнаружит отсутствие свободы выбора и заменит его «возможностью выбора». Обнаружит отсутствие «свободы воли» и заменит его «наличием воли».

Обнаружит невозможность «свободы человека», так как, без уточнения от чего «свобода», это слово становится бессмысленным, как и все, к чему оно относится.

***

Избавившись от преграды на пути к самопознанию, к пониманию себя и других, к постижению истины о себе, о людях, о мире, человек начнет развиваться и раскрываться в самом лучшем смысле этих слов.

Аналогично и человечество в целом.

***

Критическое переосмысление слова «свобода» запустит процесс обновления доминирующего мировоззрения человечества и станет началом конца эгоцентрического мировоззрения.

***

Чтобы вместо мировоззрения «свободы» появилось и утвердило свои позиции, стало доминирующим, мировоззрение Соответствия.

Мировоззрение, подразумевающее приоритет Соответствия человека стремлению к любви, гармонии, красоте, добру и справедливости.

Подразумевающее, что в этом Соответствии главное Вселенское Предназначение человека.
Что в нем единственный путь к счастью и Светлому Будущему, по-настоящему Человеческому Будущему.

16.02.2019 15:48

Федор Добросоветский, Завтра.ру

Афоризм данного мгновения!