Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Свобода, ответственность, справедливость.

Свобода - как дурман, а человек - как ежик в тумане.

От того, какой смысл вкладывается в слово «свобода» зависит все в нашем мировоззрении. Потому что это ключевое слово, краеугольный камень.

Когда-то утверждая «человек свободен», «я свободен», «мы свободны» люди каждый раз предполагали какую-то конкретную свободу от чего-либо. Но со временем ценность понятия «свобода» росла и в итоге стала самой высокой. Вероятно, из-за того, что каждый человек, семья, община, народ, страна искренне и очень сильно желали освободиться от чего-нибудь. И услышав слово «свобода» все подразумевали ту свободу, вполне конкретную, о которой мечтали и от которой зависело очень многое в их жизни.
Таким образом, постепенно, произошло отклонение от сути и «свобода» оторвалась от того конкретного смысла, который в ней предполагался, превратилась во что-то универсальное, абстрактное, возвышенное. Более того, во что-то наивысшее, о чем может думать или мечтать человек.
И этот переход «свободы» в «высшие сферы», в «абстрактный абсолют», произошел так плавно и был поддержан таким количеством людей, что никто не успел заметить, обратить внимание на последствия и на суть того, что произошло.
А произошло нечто ужасное, очень опасное. То, что может стать причиной самоуничтожения человечества.
Человек, незаметно для себя, перевернул картину мира, поставил свою мнимую «свободу» в основу своих представлений о мире, а значит – поставил себя в центре Мироздания и объявил себя причиной всего, объявил себя Первопричиной. Ведь иначе, если он не Первопричина, не имеет право считать себя свободным?
И эта новая картина мира, пускай даже вымышленная, очень понравилась человеческой гордыне. Оказалось, что это предел мечтаний человеческой гордыни, самая сладкая лесть для нее из всех возможных разновидностей лести, которые можно представить себе. И человек поддался этой лести, попал под ее влияние.
Так сформировалось доминирующее на сегодняшний день эгоцентрическое мировоззрение которое диктует человеку картину мира, где человек – центр и все остальное крутится вокруг него, обусловлено его желаниями и его выбором, его волей. Это картина мира, не имеющая ничего общего с реальностью.
Не удивительно, что человек, попав под влияние этого мировоззрения, начал видеть все перевернутым вниз головой, начал путать причины и следствия, перестал отличать желаемое от действительного, видеть разницу между истиной и вымыслом, отказался от желания познать истину и познать себя. Отказался, чтобы истина не смогла разрушить его вымышленную Вселенную, в которой он в самом центре, в роли повелителя. И надо заметить, что чем важнее истина, тем больше угроз она несет этой картине мира и тем сильнее должна отвергаться.

В итоге в голове человека все смешалось и он перестал осознавать направление своего движения, ослеп, перестал видеть последствия своих действий, всеми силами занялся бегом в сторону пропасти, своей неминуемой гибели, называя это «развитием».

Поэтому считаю, что «свобода» для человека сегодня главный наркотик, без которого он не в состоянии жить ни дня. Это ментальный наркотик, дурман, насаждающий непроницаемый туман в сознании человека и превращающий человека в слепого «ежика в тумане».

Для наглядности, в качестве конкретного примера, можно рассмотреть влияние тумана в голове «свободного человека» на его способность нести ответственность и быть справедливым.

Какова взаимосвязь между ответственностью и верой в абстрактную абсолютную свободу?
Рассмотрим все по порядку.
Вот родился ребенок и начал жить в своей семье. Он получал свои первые впечатления еще даже в утробе матери, но мы начнем свои наблюдения с момента его появления на свет.
Секунда за секундой он живет, воспринимая происходящее вокруг и реагируя, формируя в себе алгоритмы восприятия и реагирования, представления, привычки, убеждения и предубеждения.
Можно сказать, что он «свободен от влияния семьи»? Нет!

Он играет во дворе, ходит в гости, читает книжки и смотрит мультфильмы, кино, потом – школа, продолжение учебы после школы, далее работа, законы, регулирующие его права и обязанности …
Можно сказать, что он «свободен от влияния общества»? Нет!

А как насчет генов? Выбирал ли ребенок сам свои гены?
Свободен ли он от влияния своих генов, полученных от родителей? Нет!

Кроме того, он должен кушать, дышать, одеваться, передвигаться, чувствуя земное притяжение, жару и холод, видеть, благодаря солнечному свету...
Свободен ли он от влияния законов Природы и факторов окружающей среды? Нет!

Теперь давайте посмотрим, кто несет ответственность за слова и поступки человека, за его желания, личные качества и способности.
В глазах общества ответственность несет только сам человек. Так принято в нашем обществе, в соответствии с представлениями, продиктованными эгоцентрическим мировоззрением.

Справедливо ли это?
 
Почему человек, на которого с самого момента рождения влияют четыре мощнейших фактора, перед которыми он бесконечно малая величина, считается единственно-ответственным за конечный результат этого воздействия?

Почему не принято делить ответственность между всеми пятью сторонами, такими, как гены, семья, общество, природа, человек.

Ведь эти пять компонентов находятся в непрерывном взаимодействии. Среди них первые четыре несравненно сильнее пятого, человека. Но ответственность на нем. Не абсурдно ли это? Как такое может быть?

Уверен, никто не догадается и не заметит, что причина в очарованности человека «свободой».
Влюбленный в свободу безумной, фанатичной любовью, человек искренне верит, что все перечисленные выше факторы слишком второстепенные и маловажные. Главный фактор в его воображении, отравленном свободолюбием – это он, «свободный человек», центр Вселенной и ее повелитель.

 

 двойной клик - редактировать изображение


Чтобы сохранить свою веру в свободу, человек притворяется слепым и внушает себе и другим, что несмотря на гены, семью, общество и законы природы он «свободен» и несет главную ответственность за все, что делает.

Казалось бы – ну и ладно. Пускай считает, если ему так нравится.

Но проблема в том, что это очень опасное искажение действительности, которое имеет печальные, катастрофические последствия.

Отказываясь воспринимать важность четырех главных факторов, которые формируют человека, общество поступает ужасно плохо по отношению к каждому человеку.
Вместо того, чтобы изучить во всех подробностях особенности воздействия на человека, научиться влиять более осмысленно и эффективно, научить родителей и самого ребенка получить максимальную пользу от знаний о том, что влияет на формирование человека, общество погружается в грезы и любуется там, в розовых облаках, «свободой человека».

А когда «свободный человек», который не знает себя, не знает о своих качествах и способностях, не знает свое мировоззрение, не знает как возникают желания и чем они отличаются, как контролировать себя и управлять своими чувствами, желаниями … попадает в неприятную ситуацию, совершает глупый или скверный поступок, преступление, общество, не вытаскивая голову из розовых облаков, не пытаясь оглянуться вокруг и рассмотреть настоящие причины того, что произошло, объявляет человека «преступником», сваливает на него всю ответственность и наказывает.
Справедливо ли это?
Ведь то, что человек находится в состоянии невежества, незнания себя, обусловлено влиянием общества, внушающего ему эгоцентризм, своеволие, пренебрежение знаниями о себе и о причинах своих поступков, чувств, желаний, страстей. Общество, которое верит, что в поступках людей проявлены не эти причины и обстоятельства, а «свобода человека».

Не лучше было бы, если бы общество поступало совсем иначе, если бы оно в КАЖДОМ преступлении, совершенном человеком, рассматривало все четыре факторы, которые формировали человека, включая свое собственное влияние на него, оценивая свою собственную ответственность тоже?

Чтобы каждое расследование каждого преступления велось и в отношении любого из этих факторов и результаты озвучивались во время чтения приговоров. Чтобы с каждым таким расследованием улучшалось качество знаний о человеке, о причинах его поступков, и появлялись новые возможности для изменения факторов, обстоятельств, от которых зависит каким станет человек и какие поступки совершит.
Ведь очевидно, что так было бы несравненно более эффективно и справедливо.
Почему же этот вариант отношения к человеческим проступкам все еще не стал нормой?
Потому что не позволяет «свобода».

Фанатичная любовь к свободе, которая привела к абсолютизации свободы, побеждает и ответственность и справедливость. Ради сохранения веры в свободу.
Это пример того самого переворачивания картины мира и потери способности отличить причины от следствий, о котором было сказано выше.
Пример того, как эгоцентрическое мировоззрение заставляет человека отказаться от желания познать мир и узнать истину.

А что случилось бы с личностью и человечеством в целом, если бы удалось вырваться из этого состояния наркотической зависимости от веры в «свободу»? Что изменилось бы? Что произошло бы с ответственностью, со справедливостью?


Изменилось бы очень и очень многое.
Вместо того, чтобы заняться поиском виновных и ограничиться этим, люди занялись бы поиском причин и научились бы выявлять эти причины и влиять на них, менять обстоятельства, которые приводят к отрицательным последствиям, делают людей преступниками, жертвами несправедливости и жестокости.
Особенно важно в этом смысле обратить внимание на то, как изменилась бы эффективность самопознания.
Ведь аксиоматическая вера в «свободу выбора» превращает каждого человека с самого раннего детства в напуганного преступника, который все свои ошибки воспринимает как преступление и вынужден игнорировать эти ошибки, не замечать их, чтобы не умереть от стыда и печали. И он вынужден отказаться от искренности с собой, чтобы не заметить внутри себя те предпосылки, часто совсем не приятные и очень скверные, которые потом становятся причиной серьезных ошибок и преступлений.
Хотя, если бы не это внушенное необоснованное чувство вины, ребенок мог бы разобраться в себе несравненно лучше. Он мог бы обнаружить свои собственные главные недостатки и пороки, узнать их причины, научиться побеждать их, бесстрашно сражаясь с ними, искренне веря в неизбежность победы. Мог бы получить в этой борьбе, в этом сражении, огромную, незаменимую помощь от своих родителей, от общества. И в подавляющем большинстве случаев победил бы. Он смог бы уже к подростковому возрасту стать вполне компетентным мастером в деле обуздания собственных пороков и страстей, мастером, способным поддержать в себе лучшее и побеждать худшее.
И это было бы крайне важно. Люди смогли бы наконец победить вреднейшие пороки, такие, как алчность и гордыню, зависть и ненависть, разные другие порочные страсти и привычки, зависимости в масштабах всего человечества.
Количество преступников стало бы в тысячи раз меньше, количество столкновений между людьми, взаимных оскорблений, конфликтов, недопонимания и агрессии - физической, словесной, эмоциональной, стало бы в тысячи раз меньше. И соответственно уменьшилось бы количество болезней и страданий. Исчезло бы такое явление, как война. Ускорилось бы настоящее развитие, развитие ради человека, ради самого лучшего в человеке.
Резюмируя, хочу повторить, что нет никакой более важной и мощной преграды на пути к осознанной ответственности и справедливости, чем фанатичная, наркотическая зависимость человека от веры в свободу.
Пока человечество не наберется сил и смелости, чтобы заняться принципиальным, глубоким переосмыслением свободы, не вернет свободу в зону критического восприятия, не откажется от абсолютизации свободы, ничего не изменится. В эгоцентрическом мировоззрении нет места ни для Добра и Справедливости, ни для Любви и Сострадания, Ответственности и Гармонии. В мире, который видит человек через призму эгоцентрического мировоззрения, все основано на лжи, на обмане и самообмане.
Настоящие перемены к лучшему начнутся только после победы человека над эгоцентрическим мировоззрением. А путь к этой победе, несомненно, проходит через критическое переосмысление «свободы».

20.04.2019 03:18

Федор Добросоветский, Завтра.ру

Афоризм данного мгновения!