Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Автопортрет Амели


1. Каковы главные признаки, судя по которым можно считать человека зрелым, взрослым?

Наличие цели в жизни. Да простят меня те, кто плывут по жизни не задумываясь, но свойство ставить цели и добиваться их, это признак взрослой личности. Признак личности зрелой – принятие ответственности. Когда человек перестает винить в своих неудачах других, в том числе родителей, общество, государство и обстоятельство, он становится зрелой личностью.

1.1. Насколько важно при этом то, какова сама цель жизни? Например, стать богаче других – или добиться высокой должности любой ценой … Какие цели жизни можно считать достойными взрослому, зрелому человеку? 

Цель должна быть достойна затрачиваемых усилий, и должна нести выгоду не только одному человеку, но в идеале и социуму. Например, Джилет сконцентрировался на цели создания недорогой и качественной бритвы, и это принесло ему миллионы. Но это принесло пользу и обществу, подарив мужчинам гарантированное качество, за сравнительно небольшую стоимость.  

1.2. Важно само принятие ответственности, или умение его эффективно нести? Существуют некоторые виды ответственности, которые берут на себя все зрелые или взрослые люди? 

Ответственность нельзя принять, и в то же время не нести. Принимая ответственность, мы принимаем и обязательства, иначе никак. Каждая зрелая личность, говоря «зрелая» я имею в виду не возраст, принимает ответственность за себя и свои поступки. Ответственность начинается с малого –  с себя.

1.3. Каким образом человек может перестать винить других или обстоятельства? 
Какие процессы внутри человека, какие усилия могут обеспечить такое отношение? 


У большинства людей в мировоззрении  превалирует так называемое долженствование. Человек считает, что мир должен быть правильным \ справедливым, с точки зрения самого человека, естественно. Важно понять, что мир нам ничего не должен, а справедливость понятие весьма относительное.  


2. Какой образ жизни, какие достижения или результаты считаете главными признаками успеха?

Позитивный взгляд на события и жизнь в целом, и конечно умение извлекать урок или выгоду из любой неудачи. По сути удачливых людей от неудачников отличает именно это – позитивный взгляд на ситуацию, то есть когда везде находится позитив.
Ну и еще один интересный факт – каждый из тех, кто ныне признан миллионером, не раз терпел неудачу, жизнь бьет всех проверяя на устойчивость, и тот кто сдается – проигрывает, а кто встает и идет вперед – неизменно добивается успеха.

2.1. У профессиональных мошенников часто тоже очень позитивный взгляд на жизнь и многие из них считают себя очень удачными и успешными. Можно ли согласиться с ними в такой оценке?

Вспомним незабвенного Остапа Бендера – великий гений, правда, гений отрицательный. Можно ли назвать его удачливым – нет. Успешным – тоже нет. Мы существуем в социуме, мы добиваемся реального успеха только тогда, когда наша цель в конечном результате приносит пользу всем. 

2.2. Все ли люди знают точно, какое направление правильнее считать «вперед»? 

К сожалению – нет, иначе успешных людей было бы больше, а тех, кто устал от жизни гораздо  меньше.  Но, по сути, движение к цели, это движение всегда «вперед», пусть даже и зигзагами, а вот бесцельное блуждание по жизни, можно прировнять к топтанию на одном месте.

2.3. Существуют ли цели, достижение которых, даже в результате колоссальных усилий, настойчивости, применения силы воли, скорее является признаком неудачи, чем успеха? 

В истории масса примеров подобных обернувшихся провалом целей. Наполеон хотел захватить Москву – достижение  цели обернулось поражением. Достижение цели, конечный результат которой идет в разрез с внутренним мировоззрением человека, с объективной реальностью, с потребностями общества – это не победа, это поражение. 

3. Какое времяпровождение наилучшим образом соответствует понятию «время потрачено не зря»?

Общение с родными и значимыми людьми. Все же именно времени на близких не хватает сегодня практически у всех, и именно о том, что не уделяли время значимым людям мы жалеем более всего. И конечно нельзя назвать потраченным впустую время, которое уделяется на самообразование.

3.1. Что самое ценное, и того, что Вы хотели бы передать в процессе общения с родными и значимыми для Вас людьми своим собеседникам? 

В первую очередь осознание моей безусловной любви  к ним и полного принятия их личностей. Только абсолютное и безусловное принятие позволяет человеку ощутить свою значимость и ценность, свою эксклюзивность и неповторимость, а это самое главное, что мы можем дать близким и значимым для нас людям. 

3.2. Каким может быть наилучший результат самообразования или саморазвития по Вашему мнению? 

Наилучший результат это бесконечное самообразование. Нет предела совершенству – эта фраза как нельзя лучше подходит для саморазвития. Останавливаться тут нельзя никогда, образование не завершается с окончанием школы и университета.

4. Какое место в жизни личности и общества занимает жадность? Что является причиной человеческой жадности? Что может стать причиной избавления человека от жадности?


Жадность обусловлена генетической памятью. Практически через поколение человечество сталкивается с голодом, то есть фактически с ситуацией, когда ресурсы ограничены и их не хватает, но причина жадности не только в этом. Страх! Мы не доверяем людям, мы опасаемся, и вполне обоснованно, что нас могут оградить от ресурсов, что власть имущие обрекут на гибель. Жадность – это именно страх, и чем больше страх остаться  без необходимых для жизни ресурсов, тем более жадным является человек. 


5. Какое место в жизни личности и общества занимает самодовольствие? Что является причиной человеческого самодовольствия? Что может стать причиной избавления человека от него?
 
Я бы скорее изменила термин «самодовольствие» на «значимость», потому что каждый человек хочет быть именно значимым в глазах самого себя, своих близких и конечно окружающих. Причина такого стремления к самодовольствию, к значимости – это неуверенность в себе. Человек настолько стремится к оцениванию себя окружающими, потому что сам себя оценивает именно глазами окружающих. Избавиться от чрезмерного самодовольства можно, но нужно ли?  Не каждая личность способна взглянуть на себя реально, для большинства «розовые очки» значительно удобнее, чем реальность. 

6. Может ли человек получить какую-то пользу от внутреннего стремления к справедливости? Если да, то какую именно пользу? Если нет, то почему?
 
Мой опыт заставляет признать  – Чувство внутренней справедливости чаще мешает, чем помогает в жизни. Мне хотелось бы ответить иначе, но увы, справедливость как и правда понятия весьма относительные, и несмотря на то, что с раннего детства нам прививают это чувство и сказки, и мультфильмы и фильмы, однако те, кто верит в справедливость с возрастом получают феноменальное разочарование от жизни.  Вера в справедливость это хорошо, но при этом нельзя забывать, что никто не несет ответственности за наши ожидания... в том числе и этот мир. 

7. Каковы внутренние и внешние предпосылки, которые могут позволить человеку быть действительно искренним с собой и каковы преграды, наличие которых не позволит искренности появиться? 

Безусловная любовь. Если с раннего детства родители демонстрируют именно безусловную любовь к ребенку, он будет расти и развиваться, не боясь демонстрировать себя таким, какой он есть. В ином случае ребенок подстраивается под представления родителей о нем, то есть фактически проявляет конформизм. Именно конформизм заставляет и взрослого человека подстраиваться под определенные общепринятые параметры, а это не способствует искренности. 

8. Что является причиной совершения громадного количества преступлений, убийств, грабежей, других проявлений насилия и жестокости, в любой стране мира, включая самые цивилизованные страны?
Испорченность человеческой природы, генетическая склонность к агрессии или низкое качество знаний о человеческой природе, которыми обладают отдельные люди и общество в целом?

 
Слишком много тут необходимо было бы указать причин, впрочем, все вышеперечисленное относится к асоциальному поведению. В большинстве своем те, кто причиняют боль и проявляют агрессию – стремятся к признанию, к осознанию своей значимости, власти, силы, божественности. Это те, кто слишком слаб для того чтобы добиваться значимости по правилам общества и мораль, и они идут по другому пути. Так убийца ощущает себя богом – ведь он решает жить или умереть человеку, вор надеется разбогатеть без трудовых затрат, насильник желает ощутить власть над жертвой. 

9. Что Вам очень хотелось бы узнать о мире, о человеке, о жизни, о чем-то еще, но пока тщетно? Другими словами, какой открытый вопрос является самым важным и актуальным, волнующим Вас лично до глубины души? 


Способности человеческого разума, сила намерения, скрытые возможности человека. О, как сильно я хочу получить ответы по данным направлениям! 

Над чем Вы размышляли в последние дни, недели, месяцы … ? Нужны ли человеку открытые вопросы?

Размышляю, пожалуй, о судьбе, о возможностях предоставляемых каждому. Сейчас это столь актуально в моей жизни, и столь значимо. Хуже другое – когда знаешь ответы на сотни вопросов, осознаешь, что существуют миллионы ответов непознанных. Открытые вопросы конечно нужны, они заставляют остановиться, оглядеться, задуматься, понять и осознать свой жизненный путь.  


//////////////////////

Резюме автопортрета

1. Можете ли описать, что чувствовали, переживали, ощущали, что происходило в то время внутри Вас, когда отвечали на вопросы?
 
Это было странное ощущение. Мне почти тридцать, многого удалось достичь, многое еще впереди,  и эти вопросы позволили подвести какие-то внутренние итоги.  Ощущение такое, словно я на мгновение перестала быть участником игры под названием жизнь, вышла из нее и стала наблюдателем. Волнующее ощущение, когда заставляешь сознание дать ответы на те вопросы, которые разум обычно игнорирует.  Благодаря этим вопросам, я расставила акценты на собственных жизненных приоритетах, и сейчас пришло время работы над собой. 

2. Насколько важно для человека найти в течение жизни время и последовательно, без спешки, разобраться с теми принципами, ценностями, представлениями, критериями, на основании которых он строит свою жизнь, свои отношения с людьми, с собой, с миром, выбирает свои цели, организует свой образ жизни … ? 
По десятибалльной шкале во сколько баллов оцените важность такого внутреннего неторопливого разбирательства, которое может произойти в течение многих лет, пускай даже всю жизнь, но основательно, последовательно, глубоко, искренне … ? 


Тот, кто не задумывается о жизни, о жизненных приоритетах, о моральных ценностях, о целях – безвольно плывет по жизни. Такому индивиду нечему учится самому, и нечему учить тех, кому он даст жизнь, такой становится жертвой пропаганды, винтиком системы... фактически никем. Но и тот, кто постоянно разбирается в себе, забывая об окружающем мире, так же не заслуживает достойных эпитетов. Мы люди, мы золотая серединка между желаниями и разумом, посему 5 баллов из десяти за умение разобраться в своей жизни и своем мировоззрении. 

3. Что теряет человек, кого жизнь постоянно отвлекает от такого разбирательства, внушая, что оно бесполезно и что на важные вопросы никто никогда не мог и не сможет найти ответы, внушая, что именно потому не стоит тратить время на их поиски?  
Во сколько баллов оцените величину потерь по десятибалльной шкале?  


Человек часто уподобляется птице, которая бьется в стекло, бьется упорно и настойчиво, причиняя себе боль, и не замечая, что выше есть форточка, через которую можно преспокойно вылететь. И вот если бы птица остановилась, отлетела и взглянула на ситуацию в целом,  выход был бы найден. Это умение остановиться, и взглянуть на ситуацию более обширно  – бесценно.   


Амели
Афоризм данного мгновения!