Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Автопортрет Ajna

1. Каковы главные признаки, судя по которым можно считать человека зрелым, взрослым?

Реальность игрива. Но я не есть то, во что я играю. Я выбираю: игру, правила, роль, реплики. Моей является ответственность за выбор и его последствия. Это честность перед собой: ясность под пристальным вглядыванием в себя, без компромиссов и снисхождений. Зрелость есть понимание того, что мир – игра, где я честна перед собой в своем сознательном выборе.

1.1. В какой момент жизни человек становится способным выбирать по своему желанию ту игру, в которой будет принимать участие своей жизнью? Почему считаете, что это он выбирает игру, а не игра выбирает его?

Как может игра, возникающая только как результат общения, выбирать? Выбор всегда совершает только человек. Хотя всегда можно сослаться на то, что есть фазы луны, биоритмы, гены… Попытаться снять ответственность с себя, списав все на внешние причины. Посмотрите на ребенка: он всегда самостоятелен. Пока ему не помешают взрослые. Может быть, он взрослее их?

1.2. Способен ли человек быть полностью честным и искренним с самим собой? Какие предпосылки нужны для этого?

Если говорить о предпосылках как о внешних факторах (с которыми приходится договариваться, соглашаться), то быть полностью честным и искренним не получиться. Здесь нужно будет следовать кем-то однажды заявленным и мною формально принятым принципам, ценностям, нормам. Если говорить о власти над собой, то тогда возможны только честность и  искренность.

1.3. Какую долю в выборе образа жизни человека имеют влияние общества, культуры, моральные ценности, образ жизни его родителей, родной язык, законы страны, в котором он живет? 

Любые ценности и цели находятся в культуре. Общество означивает (через язык и правила) те или иные смыслы, опыт, идеалы, которые должны регулировать и мотивировать действия каждого. Сегодня культура становится глобальной, вбирая в себя все многообразие прошлого и настоящего. И человек вправе быть неким ди-джеем, выбирая из того, что предлагает культура.

2. Какой образ жизни, какие достижения или результаты считаете главными признаками успеха?

Что такое успех? Возможно, это достижение цели или победа над кем-то. Однако инструкции с тем, как использовать себя и каких целей добиваться, при рождении мне не вручили. Какими могут быть критерии успешности в кругу себя? Я иду своей дорогой, которая рождается от моего прикосновения. Мой успех заключаются в том, чтобы быть собой. Не казаться, а быть.

2.1. Может ли кто-то не быть собой? Как отличить по этому признаку людей?

Не быть собой невозможно. Свое «Я» человек проявляет через поступки, действия, мысли. В их единстве содержится цельность «Я». Но можно избегать себя: мыслить и говорить одно, а делать совершенно другое. Это и есть лицемерие – ускользание от ответственности. Лицемер подобен флюгеру: он беспомощный и надменный. Он более всего подвержен манипулированию.

2.2. Что значит, не казаться, а быть собой?

Быть собой значит: поступать и действовать так, как считаешь необходимым. Но при этом следует постоянно помнить, что только ты, и никто иной, отвечает за каждое действие и поступок. Нельзя сказать: «Это обстоятельства…». Даже если вас съела акула, существует два выхода. Кажущийся человек всегда найдет оправдание. Любое действие он только изобразит.

3. Какое времяпровождение наилучшим образом соответствует понятию «время потрачено не зря»?

Алиса как-то сказала: время не любит, чтобы его убивали. Но каждый может решать самостоятельно, что ему делать со своим временем. Для меня важна каждая минута, от которой я получаю удовольствие, с любопытством наблюдая за миром вокруг и за собой. Только в наслаждении жизнью, со всей ее закономерностью и непредсказуемостью, я могу сказать, что я живу.

3.1. Может ли каждый действительно самостоятельно решать, что делать со своим временем? Или за человека решают те обстоятельства, в которых он оказался с самого своего рождения? В какой момент жизни у человека появляется самостоятельность?

Единственное обстоятельство, над которым действительно не властен человек, это время и место своего рождения. И единственным условием, которое может помешать распорядиться своим временем, является смерть. Хотя даже здесь возможны варианты, зависящие от культурных норм и традиций. К примеру, самоубийство – это проявление самостоятельности или инфантильности?

3.2. Какие причины привели к тому, что Вам стало нравиться наслаждаться жизнью, что Вы стали способны обратить внимание на ее закономерности, непредсказуемость, и пришли к мнению, что это все вместе и являются признаками того, что Вы живете?

Причиной моего наслаждения жизнью стало мое рождение. Капля дождя блестит на лепестке промокшего цветка. Можно пробежать мимо, ругая себя за то, что не захватила зонт и попала под этот дождь. А что, если остановить свой бег (все равно уже мокрая) и пойти босиком по лужам? Ведь это мгновение больше никогда не повторится. Просто надо все время об этом помнить.

4. Какое место в жизни личности и общества занимает жадность? Что является причиной человеческой жадности? Можно ли получить пользу от жадности? Если да, то как? Если нет, то почему?

Рыночные отношения в обществе приводят к тому, что все продается и покупается. Одним из современных критериев успешности является умение извлекать прибыль абсолютно из всего: знаний, человеческих отношений, существующих норм и законов. Жадность как желание получать прибыль разного рода: в виде денег, впечатлений, эмоций, опыта. При этом жадность как установка работать на получение прибыли можно расценивать положительно. Но жадность как стремление не действовать, а получать, не прикладывая усилий для осуществления заветных желаний, не принесет ничего, кроме разорения.

5. Какое место в жизни личности и общества занимает самодовольствие? Что является причиной человеческого самодовольствия? Можно ли получить пользу от самодовольствия? Если да, то как? Если нет, то почему?

Если под самодовольствием мы будем понимать удовлетворение собственного Эго, то возможны две ситуации. Обе свидетельствуют об установлении отчетливых критериев себя самого и своего места в мире. Однако в первом случае,  вследствие выработанного честолюбия и самодостаточности, мы получим развитие индивидуальности, раскрытие личностного потенциала и восхождение к собственному максимуму. Обратная сторона медали – создание представлений о том, как окружающий мир должен относиться к нам. В такой ситуации возникают претензии, неоправданные ожидания и бесконечные конфликты.

6. Какое место в жизни личности и общества занимает стремление к справедливости? Может ли человек получить какую-то пользу от внутреннего стремления к справедливости? Если да, то какую именно пользу? Если нет, то почему?

Справедливость может существовать только как внутреннее побуждение. Человек следует собственным представлениям об истинно должном, и ни при каких обстоятельствах не может поступить иначе. Условиями для этого становятся собственная система ценностей, основанная на религиозных, политических, иных культурных установках. Справедливость как общественное явление вступает в противоречие с индивидуальной справедливостью, так как общество доминирует над личностью. Человек с точки зрения общества становится не целью, а средством. Так возникают инквизиция и газовые камеры…

7. Каковы внутренние и внешние предпосылки, которые могут позволить человеку быть действительно искренним с собой и каковы преграды, наличие которых не позволит искренности появиться?

Любые внешние предпосылки – это всегда принуждение. Как, в условиях давления и насилия, может родиться искренность? К примеру, стокгольмский синдром, когда человек становится на сторону захватчика, является психическим заболеванием, в результате которого происходит «искреннее» подчинение воли другого. Настоящая искренность является результатом индивидуальных установок, внутренней мотивации и воли. В то время как навязывание искренности извне может привести к психическим расстройствам. Стоит помнить и о том, что личная искренность не может быть правилом для других.

8. Что является причиной совершения громадного количества преступлений, убийств, грабежей, других проявлений насилия и жестокости, в любой стране мира, включая самые цивилизованные страны? Испорченность человеческой природы, генетическая склонность к агрессии или низкое качество знаний о человеческой природе, которыми обладают отдельные люди и общество в целом?

Наша планета – замкнутая система с ограниченными ресурсами. К ним относится и жизненное пространство. Оно определяется как физически, так и на уровне идей и ценностей. Их столкновение, то есть борьба за власть над другими, приводит к насилию и преступлениям. Это происходит, когда не просто встречаются мнения или возникают разногласия. Насилие совершается, когда человек преступает границы другого. Не стоит все сводить к генетической предрасположенности и агрессивной человеческой природе. Следует понимать конечность собственных потребностей, а не делать их безграничными.

9. Что Вам очень хотелось бы узнать о мире, о человеке, о жизни, о чем-то еще, но пока тщетно? Другими словами, какой открытый вопрос является самым важным и актуальным, волнующим Вас лично до глубины души? Над чем Вы размышляли в последние дни, недели, месяцы … ? Нужны ли человеку открытые вопросы?


Не переставала и не перестаю удивляться тому, как возникло все многообразие жизни на Земле. Как возможна эволюция, когда жизнь ограничена временем, когда все имеет свои начало и конец. Известные мне на сегодняшний день  мирообъяснительные системы (религия, мифы, наука) мне не кажутся адекватными. Должно быть что-то еще… И это «что-то» каждый вправе создать для себя самостоятельно. Свою вселенную, свой мир, свой дом, где многое будет понятным и потому надежным. Только стремление к пониманию дает силу. Силу как способность человека действовать эффективно и идти вперед, не смотря ни на что.

//////////////////////

Резюме к автопортрету

1. Можете ли описать, что чувствовали, переживали, ощущали, что происходило в то время внутри Вас, когда отвечали на вопросы?

Мои ощущения в момент написания ответов были похожи на те, которые меня обычно захватывают в музее. Как будто там создается особое пространство, где время останавливается и появляется возможность побыть наедине с творениями рук человеческих. Ведь я и есть создание самой себя. Вся жизнь – это творческий процесс, где результатом является каждый миг. А вопросы, которые были заданы, словно должны были напомнить, насколько верно я понимаю все происходящее со мной.

2. Насколько важно для человека найти в течение жизни время и последовательно, без спешки, разобраться с теми принципами, ценностями, представлениями, критериями, на основании которых он строит свою жизнь, свои отношения с людьми, с собой, с миром, выбирает свои цели, организует свой образ жизни … ?
По десятибалльной шкале во сколько баллов оцените важность такого внутреннего неторопливого разбирательства, которое может произойти в течение многих лет, пускай даже всю жизнь, но основательно, последовательно, глубоко, искренне … ?


Существует несколько методов познания действительности. Можно полагаться на свои чувства и личный опыт, который воспроизводиться без особых размышлений. Однако интеллектуальное созерцание, рефлексия позволяет не только прикоснуться к реальности. Из всех живых организмов доступная только людям, рефлексия создает и наполняет смыслами наш мир. Осознанность любых действий делает человека человеком, не позволяя превратиться в управляемый механизм. Кто не приучен думать – тем манипулируют. Если и можно оценивать способность жить своей собственной жизнью, то только наивысшим баллом.

3. Что теряет человек, кого жизнь постоянно отвлекает от такого разбирательства, внушая, что оно бесполезно и что на важные вопросы никто никогда не мог и не сможет найти ответы, внушая, что именно потому не стоит тратить время на их поиски? 
Во сколько баллов оцените величину потерь по десятибалльной шкале?


Насколько велика потеря, если человек теряет себя? Забота только о выживании сводит человека к уровню животного, действующего инстинктивно. Поиск смысла жизни бесполезен? Абсолютно верно. Потому что значение жизни – в ней самой, в ее течении, в ее непрерывном движении. В этом случае непрерывность наблюдения за людьми и за собой, за создаваемый таким созерцанием окружающий мир рождает ощущение подлинности бытия. Тому, кто прячется от такого чувства реальности, я поставлю… 8 баллов из 10-ти возможных. Может же такой человек хотя бы 2 балла получить за свое стремление выжить?

Ajna
Афоризм данного мгновения!