Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Автопортрет Victory_thinker


1. Каковы главные признаки, судя по которым можно считать человека зрелым, взрослым?


«Чем старше я становлюсь, тем больше я не доверяю известной фразе, гласящей, что мудрость приходит с годами» (Г.Менкен). Человек зрелый определяется его позицией (attitude), в которой объединяются и житейская мудрость, и твердость мировоззрения, и глубина мысли, и справедливость суждения.


1.1. В чем причина того, что кто-то с годами становится мудрее, обретает житейскую мудрость, твердость мировоззрения, глубину мысли и справедливость суждения, а кто-то – нет?

Человек, принимающий жизнь как опыт, как возможность развития, исправления своих ошибок, становления мировоззрения выходит на прямой путь к мудрости. Иногда человек выбирает более легкий путь, в котором нет места опыту, а есть только момент настоящего, проживая который человек никогда не оглядывается назад и не видит будущего.

1.1.1. Что является причиной выбора человеком легкого пути? Это происходит благодаря его врожденным качествам или тому, как относится общество в целом к самопознанию, к необходимости осознать основы собственного мировоззрения, принципов ... ? Часто ли люди успевают задать себе хотя бы вопрос - "стоит ли заниматься самопознанием"? Помогает ли общество людям обратить на этот вопрос какое-то внимание, иметь какие-то понятные ожидания от результатов своего выбора?
 
Выбор легкого пути, ощущаемого как самый быстрый путь достижения цели, почти всегда ошибочен. Самопознание играет здесь роль той высоты, с которой можно лучше увидеть и осознать действительность, собственные цели, мировоззрение и систему ценностей. К сожалению, люди просто проходят мимо возможностей самопознания, считая это уделом философов, а не обязанностью каждого. Проходя мимо этого, люди не осознают, что они вступают на путь «навязывания» обществом удобных в данное время мировоззренческих идеалов.

Вопрос. Почему же люди проходят мимо возможностей самопознания, считая это уделом философов, а не обязанностью каждого? Ведь еще 2 000 лет назад уже было известно изречение «Познай самого себя» в качестве одного из самых мудрых и полезных советов?  

Ответ. Людям стало удобнее искать ответы на свои вопросы в том, что их окружает, а не в самом себе. Часто люди, наоборот, отталкиваются от самих себя. В лучшем случае они идут к психологам или набирают интересующий их вопрос в "поисковике", а потом уже примеряют готовые ответы на себя. 

Вопрос. 05.09.11. Удобнее жить без самопознания или наоборот, такая жизнь создает большие неудобства, иногда даже трагические, а порой - смертельные? 

Ответ. 12.09.11. Самопознание - это путеводная нить, которая помогает пробираться сквозь тьму и заблуждения. Без самопознания человек  часто оказывается заблудившимся в мире, не живущим в гармонии с самим собой, а скорее, являющимся незнакомцем для самого себя. Это может привести к весьма трагическим последствиям, когда человек становится врагом для самого себя и не может примириться с тем, что происходит в нем и вокруг него.

Вопрос. 25.09.11. В таком случае давайте вернемся к поиску причин отказа от самопознания. Если самопознание настолько важно для человека и если оно не усложняет жизнь, а наоборот, улучшает ее качество и развивает качества, позволяющие победить трудности, почему же так мало внимания уделяется этому полезному виду деятельности, занятию? 

Ответ. 11.10.11. Самопознанию уделяется крайне мало внимания,поскольку в общественном сознании отсутствует понятие о необходимости и важности этого процесса. Таким образом, рождаясь, человек не получает необходимых знаний о самопознании. На пути своего развития любая личность может ощущать неполноценность своей внутренней жизни и начинает искать пути к самопознанию.

Вопрос. 23.10.11. Почему же в общественном сознании отсутствует понятие о необходимости и важности этого процесса? 

Ответ 26.10.11. Отсутствие понятия о необходимости и значимости процесса самопознания связано с такими факторами, как незрелость системы воспитания и образования, развитие стереотипов мышления и поведения, которые не позволяют человеку выходить за их рамки, незначительным в глобальном масштабе духовным опытом.

Вопрос. 04.11.11.
Почему же за последние 2 000 лет система воспитания так и не созрела для включения в себе такой сферы, как самопознание? Почему она не смогла трансформироваться в такую, в которой каждый человек мог бы найти настоящего помощника в деле развития навыков самопознания, в деле избавления от власти стереотипов мышления и поведения? 

Ответ 18.11.11. Возможно, потому что человеку не хватает знаний о возможностях самопознания, представлений о его значении в жизни общества, его глобальных масштабах.

Вопрос. 25.09.11. Может быть неправильное отношение к самопознанию уже давно приводит к трагическим последствиям, и война, битовые убийства, болезни, автокатастрофы и многие другие печальные явления во многом обусловлены именно отсутствием внимания в сторону самопознания? 

Ответ 11.10.11. Одним из важнейших причин можно назвать отсутствие внимание к самопознанию плюс проблема нравственности.

Вопрос. 23.10.11. Проблема в нравственности является следствием отсутствия внимания к самопознанию или причиной этого отсутствия? Что в нравственности человека становится причиной войн, убийств, болезней, автокатастроф ... ?

Ответ 26.10.11. Проблема нравственности является следствием отсутствия должного внимания к самопознанию. Отсутствие моральных ценностей или их неверное понимание может стать следствием таких событий, в основе которых лежат субъективные причины.

Вопрос. 04.11.11. Если проблема нравственности является следствием отсутствия должного внимания к самопознанию, то следствием чего является это отсутствие? : ) 

Ответ 18.11.11.  Отсутствие должного внимания к самопознанию является следствием человеческой незрелости, отсутствия стремления к духовному совершенствованию.

Вопрос. 25.09.11. Один из ярких примеров - всеобщее бурное увлечение борьбой за свободу. Может ли какой-нибудь конкретный человек, который не занимался самопознанием в течение многих лет, не имеет знаний о себе самом, каким нибудь образом стать свободным, благодаря законам, правительству, партии, каким-нибудь другим внешним факторам? 

Ответ 11.10.11. Борьба за свободу в данном случае используется как очередная идея, которая может притянуть массы людей. А после этого чаще всего используется манипуляция сознанием, убийство в человеке личности. Самопознание способно предотвращать действие подобных идей и направлять человека к самому себе, в том числе и раскрывать свободу, волю, путь духовного развития.

Вопрос 23.10.11. За свободу от чего стоит бороться человеку в самом лучшем, идеальном варианте? 

Ответ 26.10.11. Человек должен бороться прежде всего за свободу от порабощения его как личности, за свободу от ложных идей и мнений, стереотипов и предлагаемых вариантов своего бытия.

Вопрос. 04.11.11. Борьба за свободу от чего-то может произойти успешно, если не будет параллельно борьбы за достижение чего-то? За достижение каких личных целей стоит бороться человеку или к каким целям, стоящим на уровне свободы или выше нее, стоит стремиться человеку? 

Ответ 20.11.11. Человеку важно бороться за выход на новую ступень духовного развития, за чистоту сердца, за обретение необходимых составляющих духовного развития: покаяние, смирение, любовь. При этом крайне важно, чтобы такие цели не были исключительно личными, необходимо найти возможность разделить эти цели с другими.

Вопрос. 25.09.11. Почему такая странная увлеченность свободой в течение многих сотен лет не включает в понятие "свобода" и самопознание? Ведь ту свободу, которую человек может обрести через самопознание, ничто больше не заменит. С другой стороны - борьбой за такую свободу каждый человек может заняться ежедневно, в своей каждодневной жизни? 

Ответ 11.10.11. Как только человеку вручаются ключи от самопознания, он становится независим от общественного мнения, политических идей, сегодняшней ситуации. Поэтому такое одностороннее понимание свободы намного выгоднее для того, чтобы создать единое массовое сознание.

Вопрос. 23.10.11. Обязательно ли человек, который занимается самопознанием, склонен считать себя независимым от общественного мнения, политических идей и ситуации? Может он просто захочет зависеть от более обоснованного и осмысленного общественного мнения, от более достойных разумному существу политических идей? 

Ответ 26.10.11. Человек, занимающийся самопознанием, конечно, может прийти к близости и конгениальности с идеями той или иной личности или увидеть обоснованность и справедливую логику общественного деятеля или совокупного общественного мнения. Но каждый раз в сознании такой личности все эти идеи будут пропускаться сквозь призму самопознания на проверку их справедливости.

Вопрос. 04.11.11. Пропуская все идеи через призму самопознания и проверяя их справедливость, человек способен стать более ценным членом общества, более искренне посвятившим себя служению благу, включая в это понятие как благо для себя, так и благо для общества. Почему же общество не умеет до сих пор пользоваться этим? Не умеет создавать вместо общества, состоящего из людей, страдающих от ложных представлений и стереотипов, сообщество других людей, успешно и постоянно занимающихся самопознанием, способных любить себя и ближнего и даже врагов своих, готовых принять самое активное участие в жизни общества и вложить всю свою силу, энергию, душу, разум, для достижения важных для всех целей? 

Ответ 20.11.11. Потому что человек как таковой и общество в целом постоянно ограничивает свою свободу выбора, он связывает себя невидимыми нитями успеха, богатства, зависти, зла, борьбы и т.д. и, будучи закованным в эти цепи, теряет свет и истину своего пути. 

Вопрос. 23.10.11. Почему за последние тысячелетия так и не удается создать общество, в котором общественное мнение всячески поощряет самопознание и в котором мудрые люди, их взгляды, принципы, отношение к жизни, их человеческие качества являются идеалом и примером для всех? 

Ответ 26.10.11. Люди всего мира заняты больше исследованием науки, чем человека и общества. Таким образом, накапливается огромный дисбаланс между развитием науки и техники и развитием личности, который также не позволяет создать общество, где бы в центре внимания было бы самопознание.

Вопрос. 04.11.11. Почему же люди всего мира предпочли науку и удовлетворение любопытства на поверхностном уровне, вместо того, чтобы включить и самого себя в сферу исследовательского интереса, вместо того, чтобы осознать важность исследования самого себя выше всех остальных видов исследований? Ведь кажется ученые вполне отличаются сообразительностью и проницательностью? 

Ответ 20.11.11.  Это следствие предпочтения материальных ценностей духовным. За последние 50 лет было сделано больше научных открытий в области материальной, чем за всю историю человечества, при том, что ни о каком прогрессе в сфере духовной говорить не приходится.

Вопрос. 05.09.1. Может причина такого странного отношения к самопознанию в том, что знания о человеке в целом пока находятся на таком низком уровне, что не внушают доверия и люди их не воспринимают всерьез? Или жизнь общества строится таким образом, что самопознание конкретных людей становится преградой на пути общества к своим целям? А может существуют другие объяснения? 

Ответ. 12.09.11. И первое, и второе одинаково справедливо. Но самым важным фактором здесь является воля личности, ее способность и умения вести диалог с самим собой. Отсутствие ярких примеров жизни и судьбы личностей, занимающихся самопознанием тоже играет значительную роль. Безусловно, слишком мало открыто представлено источников развития самопознания в сравнении с тем, как легко, удобно и даже взаимовыгодно навязывается чужое мнение о человеке, вырабатывая стадный синдром.

Вопрос. 25.09.11. От чего зависит наличие или отсутствие у человека воли?

Ответ 26.10.11. Каждая личность, рождаясь, уже наделена волей. А отсутствие воли - это по большей части ее подавление или преломление в том или ином русле.

Ответ 11.10.11. Свободная воля дана человеку от рождения. Важно практиковаться в самопознании и познании мира для того, чтобы эта воля не становилась ограниченной мнением, идеями других личностей.

Вопрос. 23.10.11. Почему считаете, что человеку с рождения дана свободная воля? Наличие просто воли и наличие именно свободной воли - в чем различие этих двух вариантов и какой из них соответствует реальности? 

Ответ 26.10.11. Воля человека выражается в каждом шаге личности, в каждом ее деянии. Воля относится еще и к тем качествам личности, которые определяют различие между людьми на внутреннем уровне. И несмотря на зависимость от родителей в физическом и эмоциональном планах, ребенок проявляет свою волю. Свободная воля личности отличается тем, что она не попадает под влияние тех или иных стереотипов, идей, то как чистый лист бумаги.

Вопрос. 23.10.11. Ограничение собственной воли мнениями, идеями других людей однозначно плохо, или это зависит от того, насколько эти мнения являются обоснованными и полезными? 

Ответ 26.10.11. Конечно, это во многом зависит от обоснованности и полезности тех или иных идей и мнений.

! Вопрос. 23.10.11. Как следует относиться к таким ограничениям, как нравственные табу, веление совести, законы природы, например, гравитация или причинно-следственная взаимосвязь .. ? Они соответствуют наличию у человека свободной воли или они мешают существованию свободы воли? 

Ответ 20.11.11. Такие явления скорее выступают как ориентиры. Понятие свободной воли применимо к области деяния личности, выбора пути.  

Вопрос. 25.09.11. От чего зависит наличие у человека умения вести диалог с самим собой? 

Ответ 11.10.11. Умение вести диалог с самим собой зависит от способности искренне оценивать себя, свои действия, признавать свои ошибки, от стремления к духовному совершенствованию.

Вопрос. 23.10.11. От чего зависит способность искренне оценивать себя, свои действия, способность признавать свои ошибки? 

Ответ 26.10.11. Способность искренне оценивать себя, свои действия, способность признавать свои ошибки зависит от готовности человека к покаянию и самосовершенствованию.

Вопрос. 23.10.11. От чего зависит наличие или отсутствие у человека стремления к духовному совершенствованию? 

Ответ 26.10.11. Стремление к духовному совершенствованию зависит от степени осознания нравственных ценностей и самопознания, от желания делать шаги вперед, постигать смысл собственного существования.

Вопрос. 25.09.11. Вы можете вспомнить каких-нибудь известных личностей, практикующих самопознание или какие-нибудь истории о конкретных людях, которым благодаря самопознанию удалось добиться важных для себя результатов в жизни? 

Ответ 11.10.11 Таких личностей очень много среди монашествующих, священников, философов, писателей, общественных деятелей. Примеров очень много... Здесь назову в первую очередь Ф. Достоевского, который благодаря духовному поиску и самопознанию пришел к вере и утверждению истинности Православия. 

Вопрос. 23.10.11. А среди тех, кто живет сегодня, в наши дни? 

Ответ 26.10.11. Среди тех, кто живет в наши дни, и более того, является связующим звеном поколений, хочется назвать афонских старцев.

Вопрос. 25.09.11. В чем проявляется взаимовыгодность навязывания чужого мнения и вырабатывания стадного инстинкта? 

Ответ 18.10.11 Человек остается отрезанным от возможности думать, оценивать ситуацию, от пути к самому себе. Манипуляторы предлагают готовые идеи, аккуратно упаковывая их в красивую коробку, делая максимально доступными, так сказать, предлагая взаимовыгодные условия. Но это мнимая взаимовыгодность отбирает у человека свободную волю, способность принимать решения, отрезает путь к самопознанию.

Вопрос. 23.10.11. Почему самыми эффективными и влиятельными манипуляторами стали именно те, кто стремится отобрать свободную волю у человека, его способность принимать осознанные решения, кто стремится отрезать путь человека к самопознанию? 

Ответ 26.10.11.  Потому что именно эти факторы позволяют сделать из человека бездумное ведомое существо, которое само будет искать зависимости от кого-то или чего-то.  

Вопрос. 23.10.11. Почему на их месте не оказались те, кто манипулятивными или иными средствами наоборот помогали бы человеку осознать истинные возможности собственной силы воли, раскрывали бы настоящую пользу, которую может получить каждый человек от самопознания и показали бы ту пользу, которую может получить само общество, состоящее от людей, мастерски занимающихся самопознанием? Почему не такие люди стали управляющими сознанием масс?

Ответ 26.10.11. Потому что такие люди не занимаются манипуляцией, а скорее обращаются к иным средствам, помогающим людям раскрыть самого себя. Манипуляция здесь неуместна.    

Вопрос. Может ли необходимость самопознания стать общепринятой и поддерживаемой обществом установкой, требующей от каждого человека считать самопознание, ответственность за качество своих знаний о себе, его главным долгом? 

Ответ. Ответственность за самого себя, самопознание должно воспитываться с детства и стать частью культуры личности, составляющей его мироощущения. Мы должны постоянно пребывать в состоянии поиска и развития. Это гарантия выживаемости человека как духовной личности.

Вопрос. 25.09.11. Произойдет ли такое изменение в образовательной и воспитательной традиции, чтобы самопознание стало частью культуры личности, становясь важным составляющим его мироощущения?

Ответ 11.10.11. Хочется верить, что произойдет. :) Для этого необходимо коренным образом изменить систему обучения и воспитания, итогово-оценочную систему и поставить во главу угла личность, ее мнение, дать возможность зарождению собственных идей, оценки самого себя и т.д.

Вопрос. 23.10.11. Кто же внесет все эти изменения? Каков возможный путь от нынешней ситуации к предполагаемой наилучшей, с точки зрения отношения к самопознанию? 

Ответ 26.10.11. Необходимы кардинальные перемены в учебных и воспитательных программах, методике преподавания, которые бы работали на поиск, а не на механическое запоминание. Особых изменений требуют гуманитарные предметы, которые бы смогли развивать качества личности, его отношение к самому себе, картину мира и т.д.

Вопрос. 04.11.11. Кто же осуществит эти кардинальные перемены, составит новые воспитательные программы, методику преподавания ...? Кто научит учителей иначе относиться к учебному процессу, к гумантарным предметам, в частности? 

Ответ 21.11.11. Такие перемены возможно осуществить, если совместно разработать систему, ссылаясь на опыт философов, мыслителей, педагогов, писателей и т.д., всех тех, кто развивал и развивает идеи духовного совершенствования в теории и на практике, уделяет особое внимание самопознанию. 

Вопрос. 25.09.11.
Необходимо ли человеку стать именно духовной личностью и оставаться таким всю жизнь? Какие аргументы можно привести в пользу необходимости стать духовной личностью? 

Ответ 11.10.11. Жить потребностями своей души, постоянно совершенствуясь, искать пространство для нравственного и духовного роста и деятельного доказательства этого возрастания - все это необходимо каждой личности. Совершенствовать самого себя - значит, изменять к лучшему и мир вокруг себя.

Вопрос. 23.10.11. Почему стоит жить потребностями своей души, а не потребностями своего тела? Какое соотношение удовлетворения этих двух видов потребностей целесообразно считать наилучшим? 

Ответ 26.10.11. Потребности души создают необходимую почву для жизни тела. Духовные потребности восходят на высший уровень. Физиологические потребности находятся на самом низшем уровне. Их соотношение - это соотношение высшего и низшего порядка.

Вопрос. 23.10.11. Почему необходимо совершенствовать самого себя, изменить мир к лучшему? 

Ответ 26.10.11. Совершенствование самого себя и мира приведет к развитию цивилизации, а не к ее угасанию. Каждому человеку свойствен инстинкт самосохранения. Совершенствование и духовное развитие является залогом такого глобального самосохранения.

Вопрос. 05.09.11. Каковы предполагаемые этапы самопознания конкретного человека, какие основные открытия могут ждать
его, какими могут быть результаты последовательного многолетнего процесса самопознания?

Ответ. 12.09.11. Я бы выделила такие этапы, как познание личности через открытые системы поведения, выражения собственных мыслей, понятий, представлений, самопознание через взаимоотношения и самопознание духовной сферы личности. Через самопознание человек способен измениться в ту или иную сторону и это, на мой взгляд, должно быть главным итогом самопознания.

Вопрос. 25.09.11.
Цитата из "Нагорной Проповеди".
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? "

Может ли человек осознать смысл сказанного в этой цитате, без существенных достижений в самопознании? Какими словами можно объяснить современному человеку необходимость люить своего врага, благословлять тех, кто его проклинает, благотворить тех, кто его ненавидит и молиться за тех, кто его обижает и кто гоняет его?

Ответ 11.10.11. Прежде всего человек должен осознать суть христианской религии и нравственности и потом уже сосредоточиться на самопознании. Любовь - это чудесная исцеляющая сила, которая способна приумножаться, искоренять зло. Нужно полюбить врагов своих как оступившихся, чтобы и в их сердце возрожденная любовь смогла вытеснить зло. 

Вопрос. 23.10.11. Можно ли без самопознания осознать суть христианской религии, нравственности? 

Ответ 26.10.11. Самопознание является одной из составляющих осознания мира, в том числе и такой проблемы, как суть христианской религии.   

Вопрос. 04.11.11. Если суть христианской религии так тесно связана с самопознанием, почему на общедоступном уровне так мало внимания в христианской культуре уделено самопознанию? Почему так мало людей, уверенно считающих себя христианами и одновременно уверенно посвятивших себя самопознанию? Хотя одно без другого практически невозможно?  

Ответ 22.11.11. В христианской культуре, в Священном Писании уделено, на мой взгляд, очень большое внимание именно самопознанию. А на более доступном уровне все эти проблемы раскрываются в Священном Предании. Священное Писание и Священное Предание в единстве суть христианской религии. Именно в христианстве самопознание раскрывается в полном объеме, в широком плане бытия человека, ближнего и общей картины мира. Именно здесь самопознание подкрепляется аксиологией, а не становится подвешенным в пустоте, легко принимая форму иных идей, иногда катастрофических самих по себе.  Почему мало людей, считающих себя христианами и посвятивших себя самопознанию? Видимо, потому что процесс самопознания - это определенный путь, который нужно пройти поэтапно. И среди христиан также есть люди, стоящие на разных ступенях этого пути, также как и стоящие на разных ступенях этой религии. 

Вопрос. 23.10.11. Если существует любовь, почему существует и зло? Существует ли оно? 

Ответ 26.10.11. Также, как существуют мышцы-антагонисты, в мире существует много явлений антагонистического характера. Когда появляется положительная сторона явления, обязательно появится и отрицательная. Зло в этом смысле является силой, противостоящей добру.          

Вопрос. 23.10.11. Если врагов нужно любить, потому что это целесообразно и поможет возродить любовь, вытеснить зло, то как научиться подчинить чувство любви критерию целесообразности? Возможно ли такое подчинение? 

Ответ 26.10.11. Чувство любви можно связать логической цепочкой и выстроить в ряд аргументов, которые помогут в достижении этого состояния. Хотим ли мы жить, ощущая любовь? Ждем ли мы взаимности от чувства любви? Хотим ли мы изменить что-то в себе и в мире с помощью любви? Готовы ли мы пойти на уступки самому себе в достижении состояния любви к ближнему? Здесь начинается самопознание, которое и дает нам силы осознать значимость тех или иных ценностей.

Вопрос. 23.10.11. Небольшая цитата из Нового Завета. Взял из книги Джона Мейсона Трактат о Самопознании.
«И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучек из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3, 4, 5).

Как получилось, что за последние тысячелетия практически все христиане знали об этом требовании Христа, но оно так и не стало правилом жизни, как и призыв "любите врагов Ваших ..."? 

Ответ 26.10.11. То, что не стало правилом жизни для большинства, стало основанием бытия для тех, кто достиг высших форм духовного развития. А это является еще одним примером того, что нет конца духовного совершенствования, также как и нет ограничений.

Вопрос. 04.11.11. Но ведь большинство объявило себя последователями учения Христа? Почему же вместе с тем оно забыло об одном из важнейших Его требований? 

Ответ 22.11.11. Даже среди того количества людей, которое называют большинством, было много тех, кто отрекся, кто предал (в том числе даже из тех, кто стоял ближе всего к Христу, ученик его), кто отошел. Это еще раз доказывает то, что встав на какой-то путь, человек не всегда идет только вперед, его сопровождает больше преград и падений, чем покорений новых вершин. Такова природа личности.

1.1.2. Является ли путь, на котором человек уклоняется от размышлений о себе, о мире, о причинах и сути, легким? Или так просто принято считать? Что легче - двигаться по жизни, познавая себя и мир с каждым днем чуть больше, или без этого?

Путь избегания размышлений о себе и мире выбирается теми, кто привык, чтобы за него решали другие. Но этот путь также является очередным удачным способом отвлечения общественного внимания и манипулирования сознанием через кино, телевидение, Интернет. Очень важно выбрать путь к себе, чтобы иметь возможность и познавать ближнего, его идеалы и ценности. Каждый новый день открывает новые возможности для этого, и этот путь не бывает легким, но он самый значимый.


Вопрос. Чему служат те, кто, отвлекая внимание людей, манипулирует их сознанием? Как предполагаете, они делают это для чего? Для своей выгоды? Существует ли что-то более выгодное для человека, чем самопознание и чем жизнь среди людей, занимающихся им? 

Ответ. Манипулирование сознанием происходит постоянно в явной или скрытой форме в целях разрушения личности и управления ею в собственных интересах. Поэтому крайне важно иметь систему ценностей, мировоззрение и постоянно практиковаться в самопознании. Также важно быть в мире, а не отделять себя от него. Крайне важно видеть страдания ближнего и помогать ему. Самопознание не должно становиться замкнутой системой практики, оно должно быть построено на диалоге с окружающими.

Вопрос. 05.09.11. Любителей манипулировать чужим сознанием и радоваться тому, как успешно удается управлять чужим поведением, сейчас очень много. Успевают ли они при этом понять, ради чего увлечены этим и насколько это увлечение соответствует их настоящим интересам? Успевают ли они понять, каковы их настоящие интересы? 

Ответ. 12.09.11. Манипулирование сознанием является одной из составляющих контролирующей личности, которая очень часто видит перед собой одну единственную цель - возможность управления людьми. Собственная личность оказывается в подчинении именно этой цели и, таким образом, теряет свободу. Манипуляторы подсознательно становятся подконтрольными людьми, зависящими от реализации своих целей.

Вопрос. 25.09.11. Каким же образом возникают сами манипуляторы?

Ответ 18.10.11. Манипуляторы являются порождением личностных убеждений и идей, собственных страстей, желания стоять "над" людьми, а не рядом с ними.

Вопрос. 23.10.11. Почему люди позволяют манипуляторов брать в руки борозды правления общественным мнением и общественными делами в целом? 

Ответ 26.10.11. Когда нет поиска, когда нет самопознания, человек легко вверяется в чужие руки, иногда даже ищет лидера, за которым можно пойти.

Вопрос. 04.11.11. Почему же люди, занятые самопознанием, не успевают раньше манипуляторов взять на себя ответственность за других, за тех, кто еще не осознал важность самопознания, позволяя тем самым манипулятров опередить себя и вести общество туда, где кроме разочарований и конфликтов, столкновений, вряд ли что-то можно будет найти? Ведь самопознание увеличивает и чувство ответственности как за себя, так и за других? Почему же манипуляторы стали когда-то и остались до сих пор более влиятельными и "эффективными" в достижении своих целей, даже если не успевали осознать смысл этих целей, а другие люди, способные погрузиться в познание себя и мира, вынуждены ограничиться ролью свидетеля катастроф и несчастий? 

Ответ 22.11.11.  Потому что самопознание связано с внутренней жизнью личности, с отсеканием различных привычек, предубеждений, привязанностей, это более сложная работа, которая требует не внушений, а подлинного труда личности.

Вопрос. 23.10.11. Где находят, откуда впитывают манипуляторы свои желания, идеи, стремления? 

Ответ 26.10.11. Одни извлекают идеи, копируя или, наоборот, противоположным образом меняя формулировки тех или иных учений. (Например, попытка строителей коммунизма любыми способами отрезать русский народ от православия и использования его видоизмененных  идей и опыта во имя создания нового общества и управления массами). Другие находятся под давлением собственных страстей.

Вопрос. 04.11.11. Почему люди, которые следовали призывам Христа и создавали христианскую культуру, не создали в ней защиту от появления манипуляторов? Ведь они наверно предчувствовали и даже знали, что таковых будет много. И о них говорил уже сам Христос?

Ответ 22.11.11. Защита создавалась в сознании людей, в их вере, высоких нравственных критериях. 

Вопрос. 05.09.11. Кто кому служит обычно - умение манипулировать людьми служит тому, кто этим умением обладает, или наоборот, "обладатель" этим умением служит рабом собственному властолюбию, тщеславию, подлости и жадности? Понимание наличия такого рабства, знание о нем, могло бы сократить количество манипуляторов и увеличить количество тех, кто ценит искренность отношений и занимается самопознанием? 

Ответ. 12.09.11. Да, именно рабом собственных целей и пороков, как было высказано выше. Самопознание могло бы в корне изменить ситуацию при условии, что человек искренне готов к обнаружению и исследованию своей личности.

Вопрос. 25.09.11. Благодаря чему может появиться такая искренняя готовность к обнаружению и исследованию своей личности? 

Ответ 10.11.10. Личность, готовая к духовному развитию и совершенствованию, остро ощущающая потребность в перемене бытия, переходит к самопознанию как к следующему естественному шагу своего существования. Такая потребность может возникнуть после какого-нибудь значительного жизненного события или в результате возвращения к опыту прошлого, стремления к перемене бытия.

Вопрос. 23.10.11. Может ли таким значительным жизненным событием для нынешнего или будущего манипулятора - раба собственных слабостей, стать встреча с точкой зрения, говорящей о печальном рабстве самих манипуляторов, о том, как самоотверженно служат они сами собственным порокам и заблуждениям, как жертвуют своими лучшими возможностями и качествами, в угоду худших? 

Ответ 26.10.11. Однозначно, да!

1.2. Если бы Вы хотели дать своему близкому человеку совет о том, что ему делать, чтобы увеличить шансы на обретение мудрости, что бы посоветовали?

Оценивать каждый шаг на жизненном пути, учитывать ошибки и стремиться к этическому идеалу – вот хороший ориентир для становления личности и приобретения мудрости.

1.2.1. Какими были бы Ваши аргументы, если бы Вы отвечали на вопрос: "Почему стоит жить, оценивая каждый шаг на жизненном пути, учитывая ошибки, стремясь к этическому идеалу"?

Оценка каждого шага, выверенный нравственный идеал – это тот опыт, в котором обретаются целостное мироощущение,   критерии смыслоразличения, воля,это в конце концов тот опыт, который помогает видеть горизонт жизненного пути и всегда предвосхищать любые возможные ошибки, это путь духовного совершенствования личности.

Вопрос. Способен ли каждый человек ощутить важность духовного совершенствования, встать на этот путь?

Ответ. Каждый человек наделен способностью саморазвития и духовного совершенствования. Здесь нет ограничений. Более важно найти истоки такого пути, выбрать верную систему ценностей и никогда не останавливаться.

Вопрос. 05.09.11. Когда именно в течение своей жизни, начиная с момента рождения, человек должен получить импульс к самопознанию, к духовному развитию? 

Ответ. 12.09.11. Ребенок начинает осознавать себя как личность в возрасте 3 лет. С этого момента начинается процесс самопознания, пока еще упрощенный, в доступных ребенку понятиях. Здесь необходима помощь родителей, которые могли бы дать импульс к самопознанию, привлекая к этому процессу через осмысление собственных поступков, через вопросы, которые необходимы растущей личности для раскрытия собственного "я".

Вопрос. 25.09.11. То есть, необходимо, чтобы родители сами знали на своем опыте, насколько важно самопознание и умели передавать часть своего опыта и своего отношения ребенку. Но что делать, если они тоже не в своем детстве были лишены этого, их родители тоже и так далее, до седьмого колена и даже двадцать седьмого? Что может стать причиной изменения ситуации, разорвать эту бесконечную цепочку пренебрежения тем, что важнее всего? 

Ответ 11.10.11. Духовный опыт других людей может стать тем самым ориентиром к деятельному переосмыслению своего бытия, импульсом к самопознанию.

Вопрос. 23.10.11. Целесообразно ли, возможно ли создание общественных институтов, предлагающих как родителям, так и учителям школ, преподавателям вузов, и любым другим людям, практическую помощь в развитии навыков самопознания? 

Ответ 26.10.11. В большинстве случаев практика оказывается надежней теории, мимо которой многие проходят, так и не осознав ее глубины. Поэтому такой опыт был бы, на мой взгляд, очень эффективен.

Вопрос. 23.10.11. Может ли самопознание стать частью учебных программ всех школ, вузов, других видов образовательных учреждений? Целесообразно ли это? 

Ответ 26.10.11. Теоретически это очень целесообразно. Практически же такая цель будет иметь очень много противников со стороны тех же манипуляторов.

Вопрос. 05.09.11. Кто несет основную ответственность за то, получит ли человек этот импульс или нет: он сам лично, его родители, школа, родственники, друзья, общество в целом, священники, писатели, поэты, философы, психологи ... ?

Ответ. 12.09.11. Основную ответственность несут родители и близкие люди, а вот причастны к этому могут быть многие на разных этапах жизненного пути. На этапе младенчества и взросления - конечно, родители и родственники, близкие люди, а также учителя. В дальнейшем к процессу самопознания становятся причастны священники, писатели, философы, мыслители, психологи, политологи и т.д.

Вопрос. 25.09.11. А кто несет ответственность за отношение самих родителей к самопознанию и за отношения родственников тоже? Не священники, писатели, философы, психологи, политологи и другие аналогичные деятели? Этот фактор не является ли более мощным, не несет ли больше совокупной ответственности, чем отдельная семья, родственный круг или отдельная личность?

Ответ 11.10.11. Да, этот фактор становится более мощным и проходит через поколения, формируя идеалы и аксиологическую картину мира, способность к духовному совершенствованию.

Вопрос. 23.10.11. В какой мере Вы готовы взять на себя долю этой ответственности? :)

Ответ 26.10.11. Готова взять как человек, имеющий отношение к воспитанию и обучению, а также как человек, который использует свое право быть услышанным).

Вопрос. 04.11.11. У Вас есть примерный план действий, в результате которых общество поменяет свое отношение к самопознанию, а образовательный процесс включит самопознание как главный компонент своей структуры? : )

Ответ 04.11.11. План действий уже прописан тысячелетними истинами. Дать представление о существовании этого пути, пути духовного обновления и развития - задача номер один.

2. Какой образ жизни, какие достижения или результаты считаете главными признаками успеха? 

Быть первоклассным в том, чем ты занимаешься – вот главный признак успеха. Это образ жизни, не то, что заставляет тебя делать упорные шаги, но то, что побуждает с легкостью бежать, потому что горизонт совсем рядом, и есть всего лишь одно небольшое условие его достижения – быть безупречным.


2.1. Первоклассный вор-грабитель, специализирующийся в вооруженном грабеже, которому уже 89 лет, и который в день своего рождения хвастается в кругу друзей, что он был непревзойденным и жил припеваючи, является ли успешным человеком?

Он может быть успешен в своем деле, но здесь, как это часто бывает, понятия «успех» и «верный выбор пути» слишком далеко расходятся. Единство этих понятий возможно только, если в основе того и другого лежат критерии нравственности.

2.2. Что значит – быть безупречным? Как можно добиться этого?

Безупречность – отсутствие права на ошибку. Мы можем ошибаться, когда считаем сдачу в магазине, но у нас нет права на ошибку, когда перед нами человек, нуждающийся в помощи, также, как и нет этого права у врача, спасающего больного. Путь к безупречности – усилия воли, знания и опыт, обязывающие каждый день быть учеником и одновременно учителем самого себя.

2.2.1. Существуют ли какие-то сферы деятельности, в которых стоило бы каждому человеку, практически без исключения, стремиться к мастерству и безупречности, независимо от профессии, занимаемой должности, богатства, состояния здоровья или семейного положения? :)

Сфера взаимодействия с людьми в ее широком понимании требует постоянного самосовершенствования и развития, мастерства и безупречности, поскольку здесь речь идет о постоянном сосущестоввании мировоззрений, взглядов, мнений. И это требует максимум совершенства. Но еще большего совершенства требует, на мой взгляд, наиболее значимая, духовная сфера деятельности, где происходит становления личности, ее нравственного облика и ценностей.

Вопрос. С чего начинается духовное совершенствование? Каковы признаки, говорящие о том, что в человеке происходит духовное развитие? 

Ответ. Духовное совершенствование начинается с самопознания, внутреннего движения к идеалу, потребности в преображении. Человек должен всегда видеть перед собой горизонт, ощущать ценностные ориентиры, которые помогают идти в правильном направлении. Признаками духовного развития являются перемена в самой личности, ее бытия, отношения к окружающим, потребность больше ценить значимые вещи и уделять меньшее внимание незначительным.

Вопрос. 05.09.11. Насколько важным является роль самого мировоззрения в том, как относится человек к духовному развитию и совершенствованию, стремится ли он к идеалу и чувствует ли потребность в преображении? Насколько важно то, каковы в общепринятом мировоззрении представления о человеке, о его качествах, о целях, достойных человеку и о средствах их достижения ... 

Ответ. 12.09.11. Роль мировоззрения здесь одна из важнейших. В самопознании, в наших действиях, отношении мы всегда отталкиваемся от системы ценностей. Это наше всё, это те маячки, которые указывают нам путь. Выбирая иной путь, мы несем ответственность за это. Общепринятое мировоззрение, как мы видим сегодня, не всегда является верным. Нравственные нормы упрощаются, все, что было еще вчера под запретом, сегодня обнаруживает отметку "доп." (допустимо).  Поэтому, кроме ориентации на общественные идеалы, хорошо бы иметь знания и о моральных ценностях, которые должны подкрепляться силой воли личности.

Вопрос. 25.09.11. Почему же общепринятое мировоззрение такое неверное? Не кажется ли Вам странным, что при наличии таких невероятных достижений в науках о природе, включая физику, биологию, медицину, астрофизику, микробиологию и так далее, при наличии такой настойчивости, силы воли и творческих достижений во многих сферах деятельности, люди так упорно игнорируют важность самопознания в жизни любого человека? 

Ответ 11.10.11. Проблема не в неверности общественного мировоззрения как такового, проблема в том, что на определенном этапе развития отдельные личности готовы пойти на все, манипулируя массовым сознанием, изменяя систему ценностей. Развитие науки на сегодняшний день является более стремительным, чем развитие духовной сферы личности. В идеале же научная деятельность и духовное становление должны быть связаны.

Вопрос. 23.10.11. Откуда же появляются эти отдельные личности, почему именно они становятся способными влиять на общую ситуацию и навязать свое мировоззрение и свою волю другим, всему обществу? Почему их не высмеивают, и не игнорируют? 

Ответ 26.10.11. Они появляются именно в тот момент, когда возникают проблемы в обществе, в государстве. Они готовы объявить себя спасителями. Казалось бы, они приходят из самих ожиданий и надежд людей в нужное время и в нужном месте.

Вопрос. 25.09.11. Почему же упрощаются нравственные нормы? 

Ответ 18.10.11. Человек склонен к поиску путей обойти те или иные ценности, правила, нормы. Этот поиск превращается в попытку создания системы доказательств, которые бы утверждали допустимость тех или иных деяний. Очень хорошо об этом сказал Лейбниц: "Если бы геометрия вооружалась против наших страстей и насущных интересов столько же, как мораль, мы бы не менее ее оспаривали и нарушали, несмотря на все доказательства Евклида и Архимеда".

Вопрос. 23.10.11. А другие люди, которые имеют иные склонности, например, стремятся к осмыслению нравственных норм, почему они отстают и не могут компенсировать усилия "упростителей"? 

Ответ 26.10.11. Другие люди имеют несколько иной фронт работы. Это путь раскрытия человеку его возможностей для самопознания и духовного роста, а не путь манипуляции.

Вопрос. 04.11.11. Может другие люди до сих пор еще не смогли окончательно освоить науку о самопознании, потому их сила, результативность, влиятельность уступает силе манипуляторов? 

Ответ 22.11.11. Нет предела совершенству). Согласна с данным утверждением.

Вопрос. 05.09.11. Если духовное совершенствование является естественным и необходимым каждому человеку этапом его личного развития, почему оно занимает так мало места в жизни личности и общества? Почему так мало людей, способных достичь вершин в этом деле и почему не они играют главную роль в жизни разнообразных стран, городов, в жизни человечества в целом? 

Ответ. 12.09.11. Потому что людям внушают, что легче жить так, как говорят другие, чем стать сильной личностью, готовой к самопознанию, переосмыслению, перемене, духовному совершенствованию. Это является огромной проблемой человечества и примеры этой общей беды мы можем наблюдать во всех странах, во все времена.

Вопрос. 25.09.11. Кто именно внушает, что легче жить так, как говорят другие? В чем причина присутствия этой проблемы и этой беды во всех странах и во все времена? 

Ответ 18.10.11. Мы всегда можем указать в сторону СМИ, других влиятельных личностей. Но в итоге мы придем к самим себе, ведь именно в нас начинаются все сомнения и отрицания. Причина, возможно, в недостатке опыта духовного развития.

Вопрос. 23.10.11. Какое значение в жизни растущего человека, начиная с самого раннего детства, имеют СМИ? Насколько отдельный человек в процессе своего личного взросления, способен отстраниться или уклониться от влияния СМИ? 

Ответ 26.10.11. Большинство людей воспринимают СМИ через информативную функцию, не замечая того, что за ней стоят многие другие, в том числе и манипулятивные технологии. Путем саморазвития и самопознания отдельный человек способен выработать в себе способность четкого осмысления информационных потоков и исключить влияние СМИ.

3. Какое времяпровождение наилучшим образом соответствует понятию «время потрачено не зря»?

Простой звонок близким, помощь нуждающемуся или искренний разговор с собственным ребенком. Все это способно изменить жизнь, судьбу людей, а значит, меняют и нашу, потому что все побеждается любовью. Почувствуйте это, и вы приобретете многое, включая и твердое убеждение, что «время потрачено не зря».

3.1. Всегда ли разговор родителя с ребенком приносит пользу ребенку? Какие личные качества родителя увеличивают вероятность получения ребенком пользы в результате беседы, а какие – снижают и даже приносят вред?

Разговор с ребенком не всегда может идти во благо. Искренность, открытость, участие, дружелюбное отношение могут принести пользу. Назидательность, высокомерие, неумение выслушать могут навредить.

3.2. Легко ли быть по-настоящему искренним с собой? А с другими? Что помогает и что мешает этому?

Быть искренним с собой – великий дар, требующий объективности суждения, высоких нравственных ценностей и банальной честности. Так часто бывает, что человек оказывается закрыт для самого себя. Враг искренности – нежелание признавать свои ошибки, а друг – открытое сердце.

Вопрос. 25.09.11. В чем причина нежелания признавать свои ошибки? 

Ответ 18.10.11. В нежелании стать собеседником и другом для самого себя, в нежелании самопознания. Но исключая ответственность, мы также исключаем и возможность своего развития. Мы просто останавливаемся.

Вопрос. 25.09.11. Что может обеспечить открытость сердца, какие внутренние и внешние факторы? 

Ответ 18.10.11. Открытость сердца может обеспечить стремление к духовному обогащению, искренность, любовь.  Среди внешних факторов я бы назвала прежде всего опыт поколений или отдельных личностей.

Вопрос. 23.10.11. Не опасно ли сегодня человеку иметь открытое сердце?

Ответ 26.10.11. Открытость сердца - это прежде всего открытость к духовному развитию. Это, несомненно, более сложный путь, но не более опасный.

Вопрос. 23.10.11. Какое значение для искренности, открытости сердца имеет внутренний страх перед наказанием и отсутствие веры в себя, веры в то, что человек изнутри может и часто, а может даже всегда, является прекрасным? 

Ответ 26.10.11. Страх и неверие в себя является поводом для сомнений в собственных идеалах и ценностях. А если возникают такие сомнения, то искренность уходит на второй план и превращается в неуверенность.

3.3. Почему считаете, что все побеждается любовью?

Взаимность порождает взаимность. Там, где живет любовь (к природе, ближнему), любое чувство ненависти, зависти, лицемерия преодолевается одним добрым словом. Любовь останавливает человека, идущего с тяжелым сердцем. Любовь побеждает болезни и заставляет жить, а не существовать.


Вопрос. 25.09.11. Разве не бывает так, что люди убивают ради любви? Часто ли человек способен отличить любовь от страсти или похоти?

Ответ 18.10.11. Человек может убить ради любви к отдельному человеку, но это любовь эгоистичная, обособленная любовь, не всеобъемлющая. К сожалению, не все обретают эту возможность узнать, что есть ЛЮБОВЬ всеобъемлющая, всепримиряющая, любовь вселенская. Именно поэтому люди часто смешивают совершенно разные понятия, в том числе любовь и страсть.

Вопрос. 23.10.11. Какие еще признаки у ЛЮБВИ вселенской, всеобъемлющей, всепримиряющей?

Ответ 26.10.11. Любовь вселенская - основа человеческого существования и залог выживания человечества. Она объединяет и связывает, раскрывает истинный смысл бытия, утверждает его ценностные основания. 

Вопрос. 25.09.11. Если любовь имеет такую силу, почему она не избавила людей от воин, от зависти, злобы, ненависти, от многих других аналогичных аспектов реальности?

Ответ 18.10.11. Я еще не видела такого общества, где каждый человек или хотя бы большинство людей имели в сердце эту вселенскую любовь. Она существует ограниченно даже среди людей сознательно ищущих ее. Например, в среде монашествующих только отдельные личности удостоились обрести вселенскую любовь.

Вопрос. 23.10.11. Почему так мало людей, в сердцах которых присутствует вселенская любовь?

Ответ 27.10.11. Чувство вселенской любви достигается долгим путем духовного становления и совершенствования. Даже достигнув этого чувства, его можно слишком быстро утратить, если остановиться на этом пути или сделать шаг назад. Именно поэтому не так много людей удостаиваются постижения вселенской любви.

4. Что является причиной человеческой жадности? Что может стать причиной избавления человека от жадности?

Причина жадности кроется в  том, что личность оказывается все более порабощенной материальными благами и не находит удовлетворения в духовных ценностях. Человек может избавиться от такого порока, как жадность тогда, когда обретет смысл своего существования в духовном благосостоянии, откроет для себя иной взгляд на мир и ближнего.

Вопрос. 25.09.11. Что может иметь человек в этой жизни? 

Ответ 18.10.11. Человек может иметь все и даже много больше, чем ему нужно. Так рождаются соблазны и искушения. А действительно необходимо человеку иметь смысл своего существования, ценностные ориентиры, оценивать опыт каждого момента и всегда устремлять свой взор к духовному развитию.

Вопрос. 23.10.11. Может ли человек обрести смысл жизни? В чем может он заключаться, смысл жизни человека? 

Ответ 27.10.11. Человек способен и должен обрести смысл бытия. Этот смысл может раскрыться и заключаться в единстве духовного совершенствования и духовного "делания".

Вопрос. 23.10.11. Какие именно ценностные ориентиры можно перечислить, скажем, 10 самых главных? 

Ответ 26.10.11. Любовь, всепрощение, милосердие, доброта, честность, искренность, справедливость, человеколюбие, великодушие, ответственность.

Вопрос. 23.10.11. Какими критериями лучше пользоваться, оценивая опыт каждого момента жизни? 

Ответ 27.10.11. Лучше и вернее использовать аксиологические критерии, лежащие в основе перечисленных выше ценностных ориентиров.

Вопрос. 23.10.11. Нужно ли человеку духовное развитие? Почему?

Ответ 27.10.11. Человеку просто необходимо духовное развитие для собственного существования для того, чтобы обрести его смысл, иметь возможность изменить действительность к лучшему, также как и для передачи этого смысла через поколения и совершенствования человечества. Но не менее важно, когда это духовное развитие не останавливается исключительно на осознании и понимании значения бытия, идей и мыслей, а переходит в духовное "делание", которое практически подтверждает эту перемену человека и человечества к лучшему.

Вопрос. 25.09.11. Какими аргументами Вы могли бы попробовать объяснить жадному человеку необходимость отказаться от жадности, обрести смысл собственного существования в духовном благосостоянии? Чтобы у него открылся иной взгляд на мир и на ближнего. Позволит ли жадность, живущая в нем, прислушаться к тому, что Вы будете говорить? Найдете ли слова, которые смогут превратить жадность из преграды, мешающей достижению поставленной цели в помощника, готового обеспечить ее достижение? 

Ответ 18.10.11. Думается, жадность можно превратить в жадность другого порядка... жадность к знаниям о себе самом, жадность саморазвития. Сделать это можно, коренным образом поменяв систему координат, включив в нее добродетели.

Вопрос. 23.10.11. Что считаете самым ценным из всего того, чем может обладать человек в своей жизни? 

Ответ 26.10.11. Самым ценным является духовный опыт, обретение смысла своего бытия и покаяние.

5. Что является причиной человеческого тщеславия? Что может стать причиной избавления человека от тщеславия?

Причина тщеславия – гордыня. И опять же корень проблемы здесь в неспособности полюбить ближнего. Отсюда исходит возвышения собственного «я», и часто путь этот лежит через принижение другого, а не через духовное совершенствование личности. Тщеславие – это утешение самолюбия слабых. И каким бы талантом не был награжден человек, все они становятся недостатками под тенью тщеславия. Больше всего мы гордимся тем, чего в нас нет.

6. Может ли человек получить какую-то пользу от внутреннего стремления к справедливости? Если да, то какую именно пользу? Если нет, то почему? 

Справедливость имеет разную природу. Человек чаще всего ищет справедливость в тот момент, когда становится униженным и оскорбленным. При этом часто он проходит мимо другого такого же несправедливо униженного человека. Внутреннее стремление к справедливости – это способность верного суждения о себе самом и других, способность различения смыслов. Если в руках человека оказывается такое оружие как справедливость, это может принести и вред, поскольку в осуждении и наказании ближнего нет прощения, а значит, нет и любви.

7. Каковы внутренние и внешние предпосылки, которые могут позволить человеку быть действительно искренним с собой и каковы преграды, наличие которых не позволит искренности появиться? 

Умение признавать свои ошибки и способность их преодоления, открытость сердца и чистота мыслей помогают человеку быть искренним с самим собой.  А такие крайние состояния, как самоосуждение или излишняя самоуверенность, эгоизм не позволяют искренности проявиться. 

8. Что является причиной совершения громадного количества преступлений, убийств, грабежей, других проявлений насилия и жестокости, в любой стране мира, включая самые цивилизованные страны? Испорченность человеческой природы, генетическая склонность к агрессии или низкое качество знаний о человеческой природе, которыми обладают отдельные люди и общество в целом? 

Корень вопроса кроется в низком уровне нравственности, заниженных требованиях к себе и слабой воле. На мой взгляд, лучше всего причины человеческого зла раскрыл Ф.Достоевский. Он отмечал, что есть природа человека, зараженная грехом, и в то же время духовная свобода личности. Из этой дуальности, вечной борьбы человека со своей сущностью, постоянного выбора между добром и злом исходят деяния личности на каждом отрезке ее пути. 

9. Что Вам очень хотелось бы узнать о мире, о человеке, о жизни, о чем-то еще, но пока тщетно? Другими словами, какой открытый вопрос является самым важным и актуальным, волнующим Вас лично до глубины души? Над чем Вы размышляли в последние дни, недели, месяцы … ? Нужны ли человеку открытые вопросы? 

Такие вопросы возникают довольно часто в моменты глубинных размышлений, беседы с самим собой, осмысления ситуации в мире. Например, насколько человек по своей природе немощен перед способностью осознать, что многое подчинено промыслу Божьему? Почему ошибаясь и осмысляя свои ошибки, мы вновь и вновь готовы ошибаться и редко бываем готовы к исправлению, духовному возрастанию? Таких вопросов много. Они необходимы. Их возникновение может свидетельствовать о том, что личность духовно развивается и готова подняться на следующую ступень своего существования. 

//////////////////////

Резюме автопортрета.

1. Можете ли описать, что чувствовали, переживали, ощущали, что происходило в то время внутри Вас, когда отвечали на вопросы? 

Время поиска ответов – это всегда минуты глубокого погружения в себя, затрагивание всей цепочки мыслей, убеждений, ценностей. Это и работа с памятью: воспоминание примеров из жизни, прочитанного и переосмысленного, в том числе и внутренний поиск доказательств своего ответа. Нередко мы сталкиваемся с сомнением, которое является прекрасным стимулом для последующего движения мысли, раскрытия новых горизонтов. Самая большая сложность при ответах лично для меня – стремление максимально точно выразить свою мысль, чтобы быть верно услышанной.

2. Насколько важно для человека найти в течение жизни время и последовательно, без спешки, разобраться с теми принципами, ценностями, представлениями, критериями, на основании которых он строит свою жизнь, свои отношения с людьми, с собой, с миром, выбирает свои цели, организует свой образ жизни … ? 
По десятибалльной шкале во сколько баллов оцените важность такого внутреннего неторопливого разбирательства, которое может произойти в течение многих лет, пускай даже всю жизнь, но основательно, последовательно, глубоко, искренне … ? 


Крайне важно находить время для внутреннего поиска. Это главное условие развития личности. Путем проб и ошибок, признавая, что немаловажно, свою неправоту, мы достигаем новой ступени в познании окружающего мира и себя. Все наши внутренние победы, равно как и разочарования – лучший опыт на пути духовного развития, который делает нас сильнее. Он может быть оценен на высшую оценку +10.

3. Что теряют люди, которых жизнь постоянно отвлекает от такого разбирательства, внушая, что оно бесполезно и что на важные вопросы никто никогда не мог и не сможет найти ответы, внушая, что именно потому не стоит тратить время на их поиски?  
Во сколько баллов оцените величину потерь по десятибалльной шкале? 
 

Да, часто люди просто избегают подобный размышлений, разбирательств – и в этом проявляется где-то слабость воли, а где-то просто боязнь оступиться. Таким образом, они лишают себя полноты восприятия действительности, самого себя. Человек начинает существовать и видеть мир в суженном поле зрения, горизонт представляется как нечто необозримое и далекое, появляется страх будущего и отказ от настоящего. Величина потерь может быть оценена в 7 баллов.


Victory_thinker
Афоризм данного мгновения!