Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Глава XV
                                                         
О памяти
.




Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Человек, знающий себя, наблюдает не только за своими мыслями, но и за их усовершенствованием.

   Память есть способность души, назначенная быть хранилищем наиболее полезных знаний, которые сберегаются в ней для употребления в нужных случаях.

   Невозможно обрести полное самопознание без внимания к собственной памяти и ее улучшения.

   Человек, знающий себя, должен обращать внимание на то, что он хранит в своей памяти. Не стоит заваливать ее вместо полезных знаний хламом или ничтожными сведениями, которые стыдно показать умным людям с утонченным вкусом.

   Если запас плох, не приумножай его. Переполнять им слабую память, все равно что переполнять слабый желудок. И чтобы не переполнять ее хламом, проанализируй, какое общество ты любишь, какие книги читаешь, какие мысли вынашиваешь. Иначе ты наполнишь память бесполезными пустяками, прежде чем это поймешь. Побереги же в ней место для лучших познаний. Не дай ускользнуть от себя дельной мысли, за которой ты давно с трудом следишь, прежде чем она сделается твоей. Возвратить и удержать ее может оказаться для тебя гораздо полезнее, чем чтение на протяжении нескольких часов.

   Как печально смотреть на людей, которые прикладывают огромные усилия к тому, чтобы забыть некоторые вещи, а это дается нелегко. Эта мысль должна сделать нас разборчивее и осторожнее при составлении запаса для ума.

   Самопознание знакомит человека с объемом и силой его памяти и с тем, как лучше ее усовершенствовать.

   Требуется большое искусство, чтобы укрепить слабую память так, чтобы она получила от этого наибольшую пользу, как это бывает с теми, у кого память крепкая. Для этого пригодятся несколько коротких правил:

1.   Береги себя от любой невоздержанности при удовлетворении своих вожделений и страстей. Всякое излишество, чего бы оно ни касалось, вредно для памяти.

2.  Если память слаба, не обременяй ее, а наполняй только самыми полезными и основательными познаниями. На малые суда не наваливают всякий хлам, но если на них положен ценный товар, который был благоразумно выбран, то и маленькое судно будет вдвое дороже большого корабля с мусором.

3.      Заведи памятную книжку по примеру Локка и пересматривай ее раз в год, но смотри, чтобы, записывая всякие мелочи для памяти, не сделать ее слишком пассивной – в этом есть недостаток методики Локка.

4.    Пользуйся любым случаем, чтобы в разговоре высказывать лучшие свои мысли, это лишь глубже впечатает их в тебя. К примеру, именно по этой причине не забываются народные сказки.

5.      Для того чтобы лучше припомнить какую-нибудь идею, присоединяй к ней другую, более знакомую тебе, имеющую к ней некоторое отношение – либо по смыслу, либо по изложению, либо по месту и времени. Потом пересказывая свою мысль, связывай с ней другую, которая имеет к ней отношение или может быть к ней присоединена и за которой ты бы позже напрасно гонялся. Это особенно полезно при вспоминании имен.

6.      То, что тебе хочется непременно запомнить, повтори в памяти прежде, чем ночью заснешь, а также вспомни об этом утром после пробуждения, когда все способности свежи; вечером полезно припомнить все, что случилось на протяжение дня и было достойно воспоминания.

7. Однако, недостаточно того, чтобы ты наполнил свою кладовую хорошими мыслями, надо расположить их в определенном порядке, раздельно, по предметам и классам, так что когда придется тебе о них думать или говорить, то тотчас была бы готова хорошая мысль, которую ты сложил в памяти об этом предмете, и одно упоминание о нем наводило бы тебя на эту мысль. Таким образом, ты заведешь у себя «записную книжку» памяти. Иногда неплохо просматривать инвентарь своего умственного запаса и проверять, сколько добрых мыслей собрал ты в свою сокровищницу о разных предметах и откуда получал их.

   Наконец, ничто так не помогает памяти, как то, чтобы чаще думать, говорить или записывать сведения о тех предметах, о которых ты желаешь помнить. 
(Продолжение:
О внутреннем или духовном вкусе.)

Афоризм данного мгновения!