Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

Глава VIII

Для самопознания необходимо знать опасные искушения, которым подвержен каждый из нас.


   Человек, знающий себя, знаком и с искушениями, которым он особенно подвержен, и знает, когда и при каких обстоятельствах существует опасность падения.



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Читатель, если ты когда-нибудь захочешь узнать себя, то тебе необходимо обратить на это все твое внимание, и если ты до сих пор не задумывался об этом, то, прочтя эту главу, остановись и поразмысли над ней. Рассмотри, в каком окружении ты в большей степени способен забыться и потерять над собой контроль. В каких случаях ты бываешь тщеславнее, неосторожнее и суетливее? Беги от такого окружения, удаляйся от подобных случаев, и ты сохранишь чистоту своей совести. Посмотри, что отнимает у тебя больше времени и характера. Если ты хочешь обратить внимание на сбережение первого и усовершенствование второго, то сожалей об их потере, избегая неподобающих ситуаций, и столь же заботливо удаляйся от них, как от пути, занятого разбойниками.

   Особенно мы должны быть внимательны к тем случаям, при которых скорее впадаем в любимые пороки. Надо рассмотреть, откуда они происходят и при каких обстоятельствах. Без сомнения, они происходят из нашего темперамента, который к ним располагает и побуждает. За этой слабостью и склонностью надо внимательно наблюдать, избегая, сколь возможно, случаев и обстоятельств, вводящих нас в искушение. Самое надежное средство к преодолению такой слабости состоит в том, чтобы, прежде всего, избегать случаев к ее проявлению, а потом преодолевать первые ее движения; тогда не имея возможности к удовлетворению, она сама будет терять свою силу и не одержит обычной над нами победы.

   Уклониться от неприятеля и подстерегать его в засаде иногда есть лучшее средство для победы над ним. Если Фабий успешно применил эту военную хитрость против Ганнибала, то христианин может применить ее еще успешнее против своего главного порока, когда он будет также бдителен к сохранению своего выгодного положения. Опасно вызывать противника на сражение, если силы неравны или бросаться в такую ситуацию, из которой трудно выйти, не потерпев поражение.

   Для самопознания невероятно важно знать все обстоятельства, способствующие греху, и те пути, по которым мы чаще всего к ним стремимся. И разум, и совесть должны охранять пути, ведущие к пороку, ведь, ступив на них однажды, трудно бывает обратиться назад!

   Надо быть настороже, особенно в самом начале искушения, потому что врага легче победить, когда мы не впускаем его в двери нашей мысли, и тотчас противостанем ему, как только он постучится за порогом. Сказано: principiis obsta, sero medicina paratur, – cum mala per longas invaluere moras (оказывай сопротивление сразу; поздно готовить лекарство, когда болезнь запущена); «потому что в мысли начинается прежде простой помысел, затем сильное воображение, наконец, услаждение и дурное движение, а там и согласие. Так, мало-помалу, входит в нас враг, если мы не противимся ему в начале, и чем дольше медлим в сопротивлении ему, тем с каждым днем становимся слабее, а враг наш сильнее» (Фома Кемпийск. Гл. XIII).

   У каждого человека есть свои грехи, в которые он чаще впадает, и для каждого есть и свои особенные искушения, которые легче его одолевают. Что для одного человека является великим искушением, то для другого – вовсе не представляет сложности. Тот же, кто вообще не знает, в чем он более всего подвержен искушениям, тот и в самом деле не знаком с опасностями своего положения.

   Хитрый враг старается постепенно ввести людей в грех и постепенно вводит их в искушение. Он благовидно прикрывает грех, а также скрывает и искушения к нему, зная, что, если люди станут чувствительны к опасностям греха, то всегда будут готовы остерегаться их. Если мы хотим узнать себя в совершенстве, то должны познакомиться не только с обыкновенными искушениями, чтобы нечаянно не впасть в грех, но и с предварительными шагами и обстоятельствами, которые ведут к этим искушениям, так, чтобы они неожиданно не привели нас к обстоятельствам греха: потому что и то, что вводит нас в искушение, есть уже само по себе искушение, непосредственно вводящее нас в грех. Человек, знающий себя, остерегается и этих отдаленных искушений так же, как и самых близких. Например, если он находит, что общение с развратным человеком опасно, как говорит об этом Соломон в своих притчах: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (XXII. 24, 25), то он не только будет избегать его, но даже и тех случаев, которые могли бы его с ним сблизить. Молитва Господня налагает на нас обязанность быть настороже против искушения и нельзя от всего сердца молиться Богу, произнося «не введи нас во искушение», если мы сами его не избегаем.
(Продолжение:
Самопознание открывает тайные предубеждения нашего сердца.)

Афоризм данного мгновения!