Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>> 

Глава XVIII

   Как узнать истинное состояние нашей души, и готовы ли мы к смерти?



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



 

   Самое важное в самопознании – определение истинного состояния своей души в отношении к Богу, а также то, в каком положении мы находимся относительно смерти.

   Эти два предмета по существу нераздельны, и потому я буду говорить о них совместно. Только через познание первого можно определить последнее, потому что никто не может сказать, что готов к смерти, если не знает истинного состояния своей души.

   Это вопрос о такой важной минуте в жизни, что поразительно, как рассудительный, мыслящий человек может удовлетворяться неизвестностью о том, что значит умереть.

Итак, займемся рассмотрением этого важного вопроса с полной откровенностью и посмотрим, не можем ли мы дойти до некоторого удовлетворительного ответа.

   Чтобы знать, готовы ли мы к смерти, надо прежде понять, что же подготовляет нас к ней. На это есть весьма естественный и простой ответ: то, что подготовляет нас быть блаженными после смерти.

   Это верно, но возникает еще один вопрос: что же подготовляет нас к блаженству после смерти?

   Для ответа на него надо прежде определить, в чем заключается это блаженство.

   Это не рай безумцев и не магометанские грезы о чувственных воздаяниях; это блаженство должно быть сопоставимо с природой души, оно должно быть таким, чтобы душа могла им насладиться по разлучении с телом. И может ли оно быть чем-то другим, кроме наслаждения Богом, как совершеннейшим существом и Творцом нашим.

   Следовательно, вопрос заключается в следующем: что подготавливает нас к наслаждению Богом в будущем состоянии отошедших душ?

   Кажется, мы способны дать на него верный и краткий ответ: то, что делает нас подобными Ему. Это одно только делает нас способными наслаждаться Богом по смерти, а, следовательно, одно только может и приготовить нас к смерти. Могут ли надеяться не имеющие в себе подобия Бога на то, чтобы наслаждаться Им по смерти? А если не имеют основания для надежды к наслаждению Богом в другом мире, то могут ли быть готовыми умереть?

   Этот великий вопрос – готов ли я умереть? – разрешается ответом на другой вопрос: подобен ли я Богу? Ибо одно только это готовит меня к небу, а то, что готовит к небу – и есть то единственное, что может подготовить меня к смерти.

   Исследуй и испытай этот вопрос со всем вниманием и беспристрастностью.

   Несомненно, что Бог может благоволить только к подобным Ему. Несомненно и то, что только подобные Ему могут Им радоваться. Но Бог есть существо в высочайшей степени чистое и святое, существо беспредельной любви, милосердия, долготерпения, чье правосудие неизменно, правда нерушима и премудрость безупречна. Таковы нравственные атрибуты Божеского существа и оно требует, чтобы мы уподоблялись Ему. Это черты образа Божеской натуры, и все добродетельные уподобляются им, и по этому только сходству делаются приятными Богу, ибо он любит тех, кто носит подобие Его образа в своих душах. Имеем ли мы в себе видимые черты этого Божественного образа?

Можем ли предстать Ему с подобием Его святости, благости, милосердия, правосудия, правды и мудрости? Если можем, то мы способны наслаждаться Им и быть предметами Его любви. Таким образом, мы можем знать, готовы ли мы к смерти и блаженству за гробом.

   Если таким образом мы добросовестно и беспристрастно разберем нашу жизнь и поступки, то тотчас будем в состоянии решить этот важный вопрос: каково истинное состояние нашей души по отношению к Богу и в каком положении находимся мы относительно смерти? А поскольку это и есть самая важная и последняя степень самопознания, о которой мне надлежало говорить, то на этом и завершу первую часть моего трактата.  
(Продолжение:
Самопознание есть источник самообладания.)

Афоризм данного мгновения!