Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Стремление к знанию присуще человеку, и ничто так не выявляет его качеств и склонностей, как то, к чему направлен его интерес.
Так, например, мы видим, что самое любимое занятие детей - игра; человек беспечный интересуется только тем, что приносит ему удовольствие или занимает воображение; любопытный любит рассказы о случившемся; рассудительный и проницательный любит доказательства и математические науки; светский, мирской не уважает ничего, кроме секулярного знания; однако, мудрый и порядочный всему на свете предпочитает познание Бога и своей души.
По тому, каким родом познаний занимается человек, можно легко определить, к чему он испытывает склонность и каковы его черты.
Стремление к познанию свойственно нашей природе, но если это стремление не будет направлено в нужное русло, оно может принести вред. Склоняясь к познанию ненадлежащих предметов или добывая знания дурным путем, мы легко можем превратить свое стремление в пустое и преступное любопытство. Об этом повествует священное предание о наших прародителях (Адаме и Еве), а негативные последствия этого слишком наглядны для всех.
Главная тема трактата – самопознание, и чем больше я размышляю о нем, тем важнее и обширнее оно мне представляется, и, кроме того, каждая его часть кажется мне совершенно необходимой для успешного управления своей жизнью и природой, качествами души.
Предмет этот столь велик и объемен, что чем ближе мы его рассматриваем, тем яснее становится, что все его части тесно взаимосвязаны друг с другом, как это бывает при микроскопических наблюдениях естественных предметов. Чем качественнее оптика, чем ближе изучаемый нами предмет, тем больше в нем открывается чудес, и тем больше нас ждет неожиданных открытий в его свойствах, частях и соотношениях, о которых мы и не подозревали. По-настоящему занимаясь самопознанием, надо точнее наблюдать за душевными качествами, их силами и проявлениями; обнаруживать их взаимосвязи, в противном случае самопознание не будет полным, и все кончится тем, что наше сердце нас обманет. Исследуя данный предмет, надо с одной стороны, избегать слишком поверхностного взгляда, что было бы недостойно по отношению к нему, а с другой – не вдаваться в слишком мелочное философствование, далеко не для всех полезное. Учитывая эти крайности, я постараюсь придерживаться золотой середины.
Познай себя. Это есть самое простое и очевидное правило во всей нравственной науке. Известно, каким уважением оно пользовалось у древних и как высоко они ценили необходимое для этого самоиспытание.
Сохранилось предание, что это правило впервые было произнесено Фалесом Милетским, который часто повторял: «Труднее всего на свете человеку познать самого себя». Оно было воспринято Хилоном Лакедемонским и, по уверению Плиния, было одним из трех изречений, написанных золотыми буквами на храме Апполона в Делосе. Это изречение вызывало большое удивление, многие стали его повторять и, наконец, оно приобрело такой же авторитет, какой имели изречения оракула, и стало приписываться самому Апполону. Цицерон объяснял это следующим: «Это изречение заключает в себе такой глубокий смысл и такую мудрость, что было бы странно приписывать его человеку».
Вследствие всеобщего убеждения в том, что эти слова сказаны самим Апполоном, они были высечены золотыми буквами над его храмом в Делосе.
Трудно понять, почему это превосходное правило не так высоко ценится в христианском мире, как в языческом. Человеческая природа остается всё той же, сердце все так же обманчиво, и по-прежнему существует необходимость наблюдать за ним, узнавать и сохранять его. Разве мы теперь меньше убеждены в том, что это правило божественное? Нет, мы гораздо более уверены в этом, чем язычники. Они только предполагали, что оно было явлено с небес, мы же в этом удостоверены, потому что священное изречение было высказано нам всевозможными способами и явлено во всей полноте Святым Духом. В откровении, которое Богу было угодно нам даровать в качестве руководства к исполнению наших обязанностей и для нашего счастья, «мы, как в зеркале, можем рассматривать самих себя и познать, что мы такое».
Когда мы таким образом осуществляем самооткрытие, оно проникает в самые глубокие тайники души, срывает всякое притворство, открывает внутреннюю суть, строго исследуя душу и дух и «судит наши помыслы и намерения сердца».
Оно показывает, с какой точностью и тщательностью должны мы открывать и различать наших собственных духов. В 1 Посл. Иоанн. IV. сказано: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения)узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире».
Мы должны испытывать себя и смотреть, куда мы идем, и наблюдать за своим сердцем, чтобы приобрести знание самих себя, которое так часто нам советуется: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте. Или вы не знаете себя, чтоИисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. XIII. 5). «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. XI. 28). Спаситель наш упрекал учеников своих: «Не знаете, какого вы духа» (Луки IX. 55). Апостол Павел говорит: «Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (к Галатам: VI. 3, 4).
Здесь предписывается нам судить себя, а не других и избегать непростительной поспешности в осуждении других за те же преступления, в которых мы виновны сами. «Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (к Римл. II. 1, 21, 22).
Человек, не знающий себя, вполне способен к этому, легко соблазняясь малым недостатком в характере другого человека, но не своим собственным. За такое глупое знание самого себя и лицемерие сам Спаситель строго укоряет: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3, 4, 5).
То, насколько важным считалось знание самого себя в Ветхом Завете, мы можем видеть из следующих изречений. «Да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои и живи» (Притч IV. 4). «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь» (Псал. IV. 5).
«Испытай меня, Боже, и виждь сердце мое, исследуй меня и познай помышления мои» (Псал. СХХХIХ. 23, 2). «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Псал. ХХV. 2). «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» (Софонии II. 1).
И всё это необходимо для знакомства с самим собой, что только и может служить твёрдым основанием прочного мира.
Если бы все мы убедились в том, что такое самопознание важно и необходимо, и имели бы к нему должное уважение, если бы знали, как это осуществить, и, понимая всё превосходство обладания этим знанием и всю гибельность последствий незнания себя, сделали бы самопознание предметом изучения и ежедневной практики, то как же скоро мы увидели бы счастливое изменение в умах и поведении людей. Но беда в том, что человек не хочет думать, не желает обращать внимание на те предметы, которые наиболее всего достойны этого внимания. При таком странном легкомыслии, упрямстве и отвращении к познанию самих себя, люди, как слепые и бесчувственные, следуют более опасным путём неверия и заблуждения, нежели иудеи в прошлом. Причину их неблагодарности и богоотступничества сам Господь объясняет тем, что они не познали Его: «Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господинасвоего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Исайи I, 3).
Самопознание – это такое знакомство с самим собой, которое показывает, что мы есть и что делаем, чем должны быть и что должны делать, чтобы стать благополучными и полезными в этой жизни и блаженными в жизни будущей. Путь к нему – испытание самого себя; цель – управление собой и достижение удовлетворённости. Главное же состоит в познании собственной души, которое достигается путём особого внимания к её различным силам, способностям, наклонностям, действиям, состояниям, страстям, счастью и темпераменту. Душа и есть человек. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. XVI. 26). Тело – это только дом, в котором живёт душа; тело – орудие, а душа - художник, им управляющий.
Наука, о которой идёт речь в этом трактате, имеет три особых превосходных свойства, которые отличают её от всех прочих наук.
Во-первых, она доступна для всех; она не требует огромной концентрации, гениальности, сверхпроницательности, как многие другие науки, для того, чтобы обрести в них некоторые познания, что, кстати, делает их недоступными для многих. Она доступна и для тех, кто лишен указаний или руководства, как это обычно бывает, когда человек берется за изучение какого-либо предмета. Любой человек с самыми обыкновенными способностями имеет возможность преуспеть в этой науке, если только захочет овладеть своими рассеянными мыслями, обратить их на себя и наблюдать за движениями сердца, чтобы привести их в соответствие с руководством.
Во-вторых, она одинаково и в высшей степени важна для всех и каждого. Обычно разные науки имеют отношение к разным условиям жизни. Одни необходимы тому, другие – другому, но наука, о которой говорю я, принадлежит всем, имеющим бессмертную душу, для которой они желают блаженства.
В-третьих, все прочие науки способны сделать нас тщеславными, эта же, напротив, взращивает в нас смирение. Только при отсутствии самопознания, человек начинает гордиться своим знанием. 1. Коринф.VIII. 1.: «Об идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает». У слабых умов это случается и при малом знании. Почему же тщеславие встречается не часто у людей, которые действительно обладают большими талантами? Потому что их уму открывается изучаемый предмет во всём доступном объёме, а вместе с тем приобретается и навык самопознания. Чем в большей степени человек изучает самого себя, тем в большей степени ощущает недостаток имеющихся знаний, и это делает его более скромным.
А теперь, любезный читатель, кто бы ты ни был, каким бы знанием не обладал, если ты боишься заглянуть в своё сердце и не имеешь никакого желания узнать самого себя, то закрой эту книгу и отложи её в сторону, ибо в ней ты не найдёшь ничего, что польстило бы твоему самолюбию, а, скорее, то, что способно унизить тебя в собственных глазах. Если же ты стремишься заняться этим важным познанием, чтобы, наконец, перестать оставаться незнакомцем для самого себя, то прочти следующие главы книги, останавливая взор на своём образе, каким бы безобразным он тебе не представился, и терпеливо жди, пока я, с Божьей помощью, постараюсь открыть тебе твоё сердце и повести тебя к истинному самопознанию.
(Продолжение: Различные ветви самопознания. Мы должны знать, что из себя представляем, и кем можем стать.)