Мы должны выяснить, в чем заключаются наши недостатки и достоинства.
Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Занимаясь самопознанием, мы должны не только рассмотреть свои таланты и способности, но и обратить внимание на слабости и недостатки, чтобы узнать причину происхождения нашей силы и слабости. Иначе, подобно Самсону, мы можем подвергнуться многим искушениям и бедам.
У каждого есть свои слабости. Мудрый человек знает, почему они происходят, и внимательно относится к их проявлениям.
В умении скрывать свои слабости есть доля благоразумия, но этого нельзя осуществить, не узнав их как следует, а узнать их невозможно без самопознания.
Странно видеть, как многие люди стремятся показывать себя во всем, публично выставляя свою глупость и обнажая такие черты характера, которых следовало бы стыдиться. И это действительно так. Многие же, напротив, стыдятся того, за что их следовало бы прославлять, а кое-кто полагает свою славу в срам. «Их конец – погибель, их бог – чрево, их слава – в сраме и мыслят они о земном» (Филипп. III.19).
Величайшая слабость демонстрирует свои недостатки перед другими, но тщеславие часто и к этому побуждает человека, который, не умея реально оценить свои способности, берется за то, что ему не по плечу. И тогда он, во вред себе, знакомит окружающих со своими недостатками и с двумя своими слабыми сторонами, неизвестными прежде, а именно: со своей неспособностью к определенному делу и со своим незнанием самого себя, чего он, подобно слепцу, даже не замечает.
Большая ошибка заключается в том, чтобы стыдиться нравственных недостатков своей личности в меньшей степени, чем умственных, потому что нельзя считать пороком в человеке то, что у него нет большихумственных способностей, лишь бы он не считал себя гением. Это так же смешно, как если бы маленький и слабый почитал себя за великого богатыря. Человек многое может сделать для исправления своего природного темперамента, если хорошо его изучит и будет внимателен к нему. А потому нежелательно проявлять главный недостаток своего темперамента или необузданную страсть в большей степени, чем интеллектуальную слабость. Но хуже всего для человека будет проявление его «великого гения» вместе с непреодолимой страстью, потому что сила его разума и понимания дает ему великое преимущество для управления своими страстями, подчиняясь же им, вместо того, чтобы овладеть ими, он показывает, что пренебрег или употребил во зло свой талант и добровольно подчинился тирании таких похотей и страстей, над которыми, при помощи сил, данных ему природой, он мог бы одержать легкую победу.
И мудрый человек имеет свои слабости так же, как и глупый, но между ними есть разница, заключающаяся в том, что слабости первого известны только ему и скрыты от людей, слабости же другого известны людям, но не знакомы ему самому. Мудрый видит в себе те немощи, которых не видят другие, но глупый – слеп и не видит даже таких пятен в своем характере, которые всем заметны. Все это показывает, что только самопознание отличает мудрого от глупого, принимая последнее слово в нравственном его значении.
(Продолжение: О познании нашего природного греха. )