Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.



Глава 4 

Любовь к ближнему – плод самопознания.


Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Самопознание способствует приобретению духа любви и кротости. Чем больше человек узнает свои пороки, тем сильнее он испытывает осторожную снисходительность к ближнему, впавшему в порок. Познание самого себя побуждает его быть столь же строгим к своему поведению, как и к поведению других, и столь же кротко смотреть на их ошибки, как и на свои собственные.

   Чудная красота, сила и мудрость в словах нашего Спасителя: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату своему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3-5). Здесь ярко показаны четыре истины:

   1. Некоторые люди гораздо проницательнее в исследовании пороков и недостатков других людей, нежели своих собственных и скорее заметят в чужом глазу малейшее препятствие к ясному зрению, нежели большое - в своем собственном.

   2. К лечению и исправлению чужих слабостей часто проявляют рвение те, кто меньше всех расположен к исполнению этой обязанности. Бревно в собственном глазу делает их неспособными к извлечению сучка из глаза брата своего. Полуслепой человек никогда не должен становиться окулистом.

   3. Охотники заниматься цензурой поведения окружающих людей должны всегда начинать это занятие у себя дома, то есть с самих себя.

   4. Страсть к порицанию других есть великое лицемерие: «Лицемер, вынь прежде бревно из глаза своего…» и пр. Все это есть не что иное, как следствие жалкого неведения в отношении самих себя. 

   Эту общую слабость человеческой природы хорошо видели язычники, изображая ее так:  всякий человек, говорили они, носит на себе два мешка, один перед собой, а другой за плечами. В первый он кладет чужие пороки, а во второй свои собственные, так что и не видит своих слабостей, между тем как чужие у него всегда перед глазами.

   Но самопознание помогает нам переворачивать эти мешки так, чтобы свои пороки иметь перед глазами, а чужие – за спиной. Это совершенно необходимо, иначе мы не сможем разглядеть свои пороки так, как это видят другие.

   Нельзя полагать, что окружающие будут так же слепы к нашим слабостям, как и мы сами: они всегда их видят, даже если мы о них и не подозреваем. А воображать, что люди не примечают их, так же безрассудно, как воображать, что другие не видят нас, когда мы зажмуриваем глаза.

Афоризм данного мгновения!