Самопознание учит нас правильному исполнению своих религиозных обязанностей.
Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Самопознание принесет нам большую пользу в исполнении наших религиозных обязанностей и христианских упражнениях.
1. Самопознание учит нас обязанности молиться, показывая, о чем надлежит молиться и каким образом это делать. Тот, кто знает себя хорошо, будет чувствовать свою духовную нищету и потому осознавать свои нужды, а также то, о чем ему следует молиться. Наши сердца были бы самыми лучшими молитвенными книгами, если бы мы только умели хорошо их читать. Почему те, кто находятся при смерти, прибегают к молитве и просят других помолиться вместе с ними? Не потому ли, что они начинают лучше узнавать самих себя? Если бы они во время жизни захотели бы внимать слову Божию и голосу совести, то не были бы немы. Но тот, кто глух от рождения, всегда бывает и нем.
Далее. Самопознание учит нас не только легко высказывать свои нужды в молитве, но и пламенно молиться. Оно поможет нам пребывать в присутствии Божием не только словом, но и сердцем, следовательно, умножать благодать и самый дар молитвы. Если бы мы внимательно размышляли о том, кто мы, что собираемся делать, кому молимся и о чем молимся, то невозможно, чтобы мы оставались так мертвы, лишены духа и формальны в исполнении молитвенной обязанности, как это часто с нами бывает. Одна мысль об этом вдохнула бы в нас жизнь, веру и горячую любовь.
2. Самопознание принесет нам большую пользу в обязанности благодарения. Оно позволит нам видеть, какие милости мы получаем и как своевременны и приспособлены к нашим нуждам дары Божии. Человек, познающий себя, рассматривает как то, что он имеет, так и то, чего не имеет, чувствуя одновременно и достоинство даров Божьих и свое недостоинство, и становится благодарным. По этой-то причине сердце христианина совершенно тает от благодарности за такие Божьи милости, которых другие не уважают, не ценят и, может, даже совсем презирают потому только, что не видят в них того, что считается ими великим. Но человек, познающий самого себя, знает также, что он вовсе ничего не заслуживает, и бывает за все благодарен, потому что благодарность также естественно проистекает от смирения, как смирение есть плод самопознания.
3. В обязанности нашей читать и слушать слово Божие самопознание чрезвычайно полезно, делая нас понимающими и применяющими к себе то, что мы читаем.
Чем лучше мы бы знали свое сердце, тем лучше понимали бы слово Божие, потому что оно говорит с сердцем. Человек, который слышит свое сердце, легко увидит, как глубоко проникает Слово Божие в самые отдаленные его уголки, все в них исследуя, испытывая и открывая. Он чувствует то, что читает и находит в этом животворящий дух, в отличие от незнающих себя, для которых это просто мертвая буква.
Более того, самопознание учит человека применять к себе и к делу то, что он слышит или читает в Слове Божьем: он видит, что именно соответствует в прочитанном его собственному состоянию, и верно соблюдает это в хранилище своего сердца, чтобы переваривать и усиливать это путем дальнейших размышлений. Тогда-то ощущается вся благотворность Св. Писания, и человек учится применять его к себе, неустанно пробуждая совесть свою Божьими поучениями и наставлениями.
4. Ничто так ни полезно, как самопознание при нашей важной обязанности размышлять об истине, особенно при обращении к самим себе.
Человек, незнакомый самому себе, столь же неспособен беседовать с собой, как и с человеком, которого он никогда прежде не видел и чьи вкусы и характер ему совершенно неизвестны. Он не знает, как собрать свои мысли, а если и соберет их, то не знает, как привести их в порядок, и они также мало подчиняются ему, как плохо дисциплинированное войско полководцу, который не обучил его повиновению и порядку. Но тот, кто поставил себе в жизни задачу познания самого себя, скоро получает возможность свободно и откровенно беседовать со своим сердцем и через такое внутреннее общение взращивать истинную мудрость, приобретая более полезные и существенные знания, чем те, которые он мог бы почерпнуть из самой лучшей, самой образованной светской беседы.