Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия


Глава XI 

Самопознание учит нас правильному исполнению своих религиозных обязанностей.



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Самопознание принесет нам большую пользу в исполнении наших религиозных обязанностей и христианских упражнениях.

1. Самопознание учит нас обязанности молиться, показывая, о чем надлежит молиться и каким образом это делать. Тот, кто знает себя хорошо, будет чувствовать свою духовную нищету и потому осознавать свои нужды, а также то, о чем ему следует молиться. Наши сердца были бы самыми лучшими молитвенными книгами, если бы мы только умели хорошо их читать. Почему те, кто находятся при смерти, прибегают к молитве и просят других помолиться вместе с ними? Не потому ли, что они начинают лучше узнавать самих себя? Если бы они во время жизни захотели бы внимать слову Божию и голосу совести, то не были бы немы. Но тот, кто глух от рождения, всегда бывает и нем.

   Далее. Самопознание учит нас не только легко высказывать свои нужды в молитве, но и пламенно молиться. Оно поможет нам пребывать в присутствии Божием не только словом, но и сердцем, следовательно, умножать благодать и самый дар молитвы. Если бы мы внимательно размышляли о том, кто мы, что собираемся делать, кому молимся и о чем молимся, то невозможно, чтобы мы оставались так мертвы, лишены духа и формальны в исполнении молитвенной обязанности, как это часто с нами бывает. Одна мысль об этом вдохнула бы в нас жизнь, веру и горячую любовь.

2. Самопознание принесет нам большую пользу в обязанности благодарения. Оно позволит нам видеть, какие милости мы получаем и как своевременны и приспособлены к нашим нуждам дары Божии. Человек, познающий себя, рассматривает как то, что он имеет, так и то, чего не имеет, чувствуя одновременно и достоинство даров Божьих и свое недостоинство, и становится благодарным. По этой-то причине сердце христианина совершенно тает от благодарности за такие Божьи милости, которых другие не уважают, не ценят и, может, даже совсем презирают потому только, что не видят в них того, что считается ими великим. Но человек, познающий самого себя, знает также, что он вовсе ничего не заслуживает, и бывает за все благодарен, потому что благодарность также естественно проистекает от смирения, как смирение есть плод самопознания.

3. В обязанности нашей читать и слушать слово Божие самопознание чрезвычайно полезно, делая нас понимающими и применяющими к себе то, что мы читаем.

   Чем лучше мы бы знали свое сердце, тем лучше понимали бы слово Божие, потому что оно говорит с сердцем. Человек, который слышит свое сердце, легко увидит, как глубоко проникает Слово Божие в самые отдаленные его уголки, все в них исследуя, испытывая и открывая. Он чувствует то, что читает и находит в этом животворящий дух, в отличие от незнающих себя, для которых это просто мертвая буква.

   Более того, самопознание учит человека применять к себе и к делу то, что он слышит или читает в Слове Божьем: он видит, что именно соответствует в прочитанном его собственному состоянию, и верно соблюдает это в хранилище своего сердца, чтобы переваривать и усиливать это путем дальнейших размышлений. Тогда-то ощущается вся благотворность Св. Писания, и человек учится применять его к себе, неустанно пробуждая совесть свою Божьими поучениями и наставлениями.          

4. Ничто так ни полезно, как самопознание при нашей важной обязанности размышлять об истине, особенно при обращении к самим себе.

   Человек, незнакомый самому себе, столь же неспособен беседовать с собой, как и с человеком, которого он никогда прежде не видел и чьи вкусы и характер ему совершенно неизвестны. Он не знает, как собрать свои мысли, а если и соберет их, то не знает, как привести их в порядок, и они также мало подчиняются ему, как плохо дисциплинированное войско полководцу, который не обучил его повиновению и порядку. Но тот, кто поставил себе в жизни задачу познания самого себя, скоро получает возможность свободно и откровенно беседовать со своим сердцем и через такое внутреннее общение взращивать истинную мудрость, приобретая более полезные и существенные знания, чем те, которые он мог бы почерпнуть из самой лучшей, самой образованной светской беседы.     

Афоризм данного мгновения!