Благодаря самопознанию мы становимся полезными для окружающих.
Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Чем больше мы познаем самих себя, тем полезнее бываем в том занимаемом нами положении, в которое нас поставило Провидение.
Познавая свои собственные дарования и способности, мы обнаруживаем, каким образом можем быть полезны для окружающих, а рассматривая свое положение в обществе и свои отношения в жизни, направляемся к нужному использованию этих дарований. Тогда мы видим и то, для чего именно они даны нам и с каким намерением мы должны употреблять их и совершенствовать.
Печально видеть, как постыдно иные унижают и оскверняют свои способности. Теми природными дарованиями, которыми они осчастливлены и отличаются от многих других, они могли бы содействовать преуспеянию добродетели и религии и приносить особую пользу роду человеческому, но вместо этого они ими пренебрегают или постыдным образом обращают их во зло, бесчестя Бога и причиняя вред ближним, поощряя их к большей дерзости на пути порока и суеты. Ложный блеск нечестивого остроумия часто оставляет настолько глубокие впечатления на мягком и еще неокрепшем сердце, что подавляет в нем благоразумие и мудрость и располагает любить то, чего прежде оно гнушалось. Напротив, та же самая сила и яркость необыкновенных способностей могли бы быть очень успешно и полезно обращены на посрамление бесчестия, осмеяние безумия и обнажение всей гнусности порочного, развратного поведения.
Если человек уже узнал, в чем заключается его сила, чем он превосходит или может превзойти других, как сильно он оказывает на них влияние, в какое положение поставило его здесь Провидение и какие на него налагаются обязанности, то он не может не знать, какие дарования ему необходимо совершенствовать, каким образом и к чему он должен преимущественно их направлять, чтобы исполнять свое звание с честью и быть в нем истинно полезным. Это даст ему постоянство и твердость в достижении намеченных целей, ровность в поведении и возможность приносить пользу окружающим; тогда он не будет иметь ложной цели и не ошибется, стремясь к настоящей, как это случается с тысячами людей, потому что им неизвестна эта необходимая часть самопознания (см. Ч. I, гл. V).