Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия


Г
лава VIII

Для самопознания мы должны сосредоточиться на себе, отрешаясь от внешних обстоятельств.




Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Тот, кто стремится познать себя, должен уметь отрешаться, насколько это возможно, от влияния внешних обстоятельств. Человек есть то, что представляет собой его сердце. Познание себя есть познание своего сердца, которое всегда внутри нас, а потому внешние обстоятельства, в том числе положение в обществе, и все, что с этим связано, нисколько не способствуют познанию того, что происходит в нашем сердце, напротив, они лишь затрудняют этот процесс.

   1. Если внешние обстоятельства складываются благоприятно, то остерегайтесь по ним выносить суждение о самих себе. Все это вне вас, и потому никак не может быть мерой того, что находится внутри вас, и хотя за внешние достижения вы пользуетесь уважением окружающих, оно нисколько не сделает вас мудрым или более достойным человеком.

 И потому, вынося суждение о самом себе, вы должны полностью отставить в сторону все сведения о вашем звании, положении в обществе, семье, способностях, красоте, гениальности, здоровье. Это все дополнительные украшения человека или тонкая, блестящая позолота, которая может покрывать и самый низкопробный металл. Человек и без этих украшений может быть добрым и счастливым и, обладая ими, быть злым и несчастным. Сами по себе они так далеки от собственной доброты и превосходства, что Провидение нередко осыпает ими самых дурных людей, и из любви отказывает в них лучшим из лучших. В них часто заключается величайшее искушение, которым испытывается наша вера и верность.

   2. Если ваше положение в жизни незначительно и горестно, то не судите о себе хуже, только потому, что лишены тех внешних выгод, какими пользуются другие. Оттого, что вы не имеете этих внешних благ, никто не будет думать о вас хуже, кроме того, что некоторые думают о себе, что имея подобные блага они лучше других - и в том,

и в другом случае они ошибаются. Все эти вещи вне нас и не в нашей власти; от них человек ни хуже, ни лучше, а только в зависимости от того, как он ими распоряжается. Поэтому вы должны быть к ним равнодушны, поскольку они чужды вас самих. Добрый человек любезен при всем незаметном своем положении и малом достатке, а злой и среди своего величия и богатства есть самый жалкий бедняк.

   Если бы мы следовали обычному общественному мнению, то, конечно, должны были бы совсем иначе судить об этих вещах и при такой ошибке введены были бы в неверное суждение о самих себе. Но мы имеем другое правило для руководства, и если мы держимся его, то каким бы ни было наше  внешнее положение в жизни, это руководство будет всегда иметь особое влияние на наш ум в стремлении к самопознанию.

Афоризм данного мгновения!