Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.


Глава 2

Постоянное наблюдение за собой необходимо для самопознания.



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



Если мы хотим знать себя, то должны внимательно наблюдать за своим сердцем и жизнью.

Мы должны очень бдительно следить за нашим сердцем, иными словами, за нашим нравом, наклонностями и страстями.
Соломон в Притчах IV, 23 дает необходимый совет: «Со всем тщанием блюди твое сердце». Может быть, вы пренебрегаете этим советом или легко смотрите на него, но будьте уверены, что он имеет отношение и к вашему сердцу. Наблюдайте за всеми его склонностями, за тем, чего оно избегает, за всеми его движениями и пристрастиями, а также и за теми вещами, которые его возбуждают, и выясняйте, при каких случаях это происходит. Это правило подтверждается и в Св. Писании по двум важным причинам: во-первых, потому что из сердца исходит  жизнь (Притч. IV. 20-27): «Сын мой, внемли словам моим,  к изречениям моим приклони ухо твое. Пусть не отходят они от глаз твоих; храни изнутри сердца своего. Ибо они суть жизнь для того, кто нашел их, и врачевство для всего тела его. Паче всего хранимого, храни сердце твое, ибо из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и неверность языка удали от себя. Глаза твои пусть смотрят всегда прямо, и ресницы твои пусть правят взор твой вперед. Взвешивай стезю ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни вправо, ни влево, удаляй ногу твою от зла».
Следовательно, каково наше сердце, таково и поведение. Каков источник, такова и вода, каково семя, таков и плод. Матф. VII. 17-20: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их». Другая причина: «Сердце всего обманчивее» (Иерем. XVII. 9). «Сердце лукавее всего и крайне испорчено». Следовательно, без постоянного за ним наблюдения мы незаметно можем впасть в самые опасные обманы самих себя. К этому я могу прибавить только то, что без наблюдения за сердцем мы никогда не достигнем ни познания себя, ни самообладания.

   Для познания себя мы должны столько же наблюдать и за нашей жизнью и поведением, сколько за сердцем. По ним мы лучше узнаем свое сердце, как семя по плоду. Приступая к какому-нибудь делу, мы, прежде всего, должны вникнуть в его суть и последствия и увидеть, каким оно окажется при беспристрастном его рассмотрении. Мы хорошо способны наблюдать за поведением других, а благоразумный человек смотрит и строго наблюдает, в первую очередь, за своим поведением. И действительно, нам больше нужно заботиться о своем поведении, нежели о чужом, ведь мы будем отвечать за себя, а не за других. Если, наблюдая другого, мы узнаем его, то, внимательно наблюдая за собой, мы можем узнать и себя.  

Афоризм данного мгновения!