Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия


Глава 3

Мы должны обращать внимание на мнение, которое сложилось о нас у людей, особенно у наших врагов.


Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



 
   Если мы хотим знать себя, то мы не всегда должны пренебрегать мнением других людей о нас. Мы не нуждаемся в том, чтобы добиваться одобрения и похвал от окружающих, которые, по большей части слишком поспешны или ошибочны, смотря по особому настроению и предрасположению людей. Человек, знающий себя, тотчас сумеет пренебречь ими. Монтень говорил: «Светское суждение о нас нисколько нам не полезно, оно ничего не прибавляет ни душе, ни телу, и не уменьшает ни одного из наших недостатков. Пусть же людские одобрения идут себе, как хотят».

   Однако, я вижу, что полное равнодушие к общественному мнению было бы неблагоразумно. Нам не следует быть совсем нечувствительными к отзывам других, даже к насмешкам наших недоброжелателей, потому что враг иногда может указать нам на такой недостаток, о котором мы должны хладнокровно подумать наедине с самим собой: нет ли его действительно в нас, в нашем поведении и характере, что дало повод его обнаружить? На этот раз наш враг принес такую пользу, о которой мы сами и не подумали бы; он случайно открыл в нас то, о чем мы и не подозревали прежде. У кого нет врагов, тому хорошо иметь добрых друзей, а если их нет, то не считать это несчастьем, ведь враги могут служить лучшими наставниками. «Друзья наши, - говорил Эддисон, - часто льстят нам так же, как и наше сердце. Они либо не видят наших недостатков, либо скрывают их от нас, либо едва касаются их, что мы даже этого и не замечаем. Напротив, противник так пристально следит за нами, что замечает малейшую слабость или недостаток в нашем характере, и хотя выставляет его в преувеличенном виде, все же имеет для этого некоторое основание. Друг преувеличивает наши добродетели, а враг - пороки; умный человек не должен пренебрегать ни тем, ни другим, потому что это может служить ему к совершенствованию первых и к уменьшению последних. Плутарх написал сочинение о благодеяниях, какие человек может получить от своих врагов, и, в числе добрых плодов неприязни, особенно выделяет то, что, выслушивая обвинения в свой адрес, мы можем видеть самую худшую свою сторону, и открываем глаза на многие омрачения и недостатки в нашей жизни и поведении, чего бы мы и не увидели без таких наставников, которые к нам не расположены».

   «Равным образом, чтобы дойти до самопознания, мы, с другой стороны, должны обратить внимание и на то, до какой степени можем воспользоваться теми одобрениями и похвалами, какие звучат в наш адрес в свете. Произошли ли те поступки, за которые нас хвалят, из тех побуждений, которые достойны похвалы, и действительно ли мы обладаем теми добродетелями, за которые нас прославляют люди, близкие нам? Такое размышление необходимо, чтобы увидеть: насколько мы способны ценить или  осуждать себя по мнению других и жертвовать убеждениями сердца мирскому о нас суждению» (Spectator № 399).

   Только развратный человек может быть совершенно нечувствителен ко всему, что люди говорят о нем. Это показывает такую самоуверенность в знании себя, какая служит лучшим признаком незнания. Знающий себя человек менее всего думает о себе свысока. Истинное самопознание есть настолько глубокая и трудная наука, что благоразумный человек никогда не будет чересчур доверять себе, или думать, что все его понятия о себе справедливы, несмотря на противоположное мнение других, имевших немало случаев узнавать его лучше, нежели он сам себя, потому что рассматривали его без присущего ему самообольщения.

Афоризм данного мгновения!