Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Самопознание. Диалоги. На основании книги Джона Мейсона "Трактат о самопознании".


Часть 1, Глава 1.
Сущность и важность самопознания
Диалог № 2.

Тема диалога.
Стремление к познанию, возможный вред от стремления к познанию, критерии, самопознание как главная наука, количество оружия накопленного на земле  как признак отсутствия знаний человека о самом себе, смысл накопления оружия и причины, самопознание и личное счастье человека, самопознание и болезни, самопознание и любовь, страдания, профессия, самопознание как единственный гарант существования будущего у человечества.

Цитата.
«Стремление к познанию свойственно нашей природе, но если это стремление не будет направлено в нужное русло, оно может принести вред.»

- Ты тоже считаешь, что стремление к познанию может принести не только пользу, но и вред?
- Да, считаю, что может.
- Какой именно вред, по-твоему?
- Мне кажется существует какой-то закон соответствия. Каждый человек может получить почти от любого знания как вред, так и пользу. В зависимости от того, какова его жизненная ситуация и внутреннее состояние, личные качества и мировоззрение. Если он готов пользоваться приобретаемым знанием с пользой для себя и для других людей, значит, получит пользу и знание соответствует моменту жизни данного человека. Если не готов, то есть, он может применить знание во вред себе и другим, значит, знание не соответствует моменту и лучше искать другое знание и получить другое знание?
- Может ли человек оценить, какое знание ему лучше обрести сегодня, а какое – завтра?
- Предполагаю, что может, хотя не думаю, что это так просто.
- Как же быть? Например, ты как определяешь, какое знание стоит искать и обретать?
- Мне помогает один вспомогательный инструмент.
- Какой?
- Когда я делал первые попытки самопознания, и обнаружил, как это интересно и важно, почувствовал, что задача о критериях важности знаний частично решена.
- В каком смысле?
- Стало понятно, что все знания, которые помогают лучше узнать себя, несомненно полезны. Так что, знания можно оценить по этому критерию – насколько они содействуют самопознанию.
- Считаешь, что этого критерия достаточно?
- Я не могу навязывать свое мнение всем. Моя жизнь говорит, что критерий, о котором рассказал, является наилучшим. Возможно, у других людей имеется другой опыт и другие выводы от него.
- Но ты не сказал, каким может быть вред от полученного знания?
- Вариантов вреда громадное количество. Я попробовал выделить принцип соответствия знания моменту жизни человека, для удобства обобщения.
- Но без конкретных примеров картина получается туманной. Может, вообще нет никакого вреда?
- Тогда приведу некоторые примеры. Но не обещаю, что они отразят всю картину. Для этого нужно много времени, и даже не представляю сколько.   : )
- Хорошо.
- Например, стоит ли маленькому ребенку, который еще не умеет говорить даже, научиться зажигать спичку или газовую плиту?
- Ну, это слишком примитивный пример.
- А дошкольнику – стрелять их пистолета или автомата?
- Тоже примитивно.
- А школьнику изучать химические реакции, которые могут привести к взрывам, синтезу ядовитых веществ?
- Это уже немного понятнее.
- А какое знание может быть вредным для взрослого человека?
- Ты думаешь, что взрослый так уж сильно отличается от ребенка?
- Конечно!
- А мне кажется, что взрослые слишком высокого мнения о себе. Их способность нести ответственность за свои желания и поступки не так уж очевидна.
- Почему так считаешь?
- Давайте возьмем те же самые детские примеры.
- Ребенок может навредить себя огнем легче, чем взрослый, конечно. Но а как может поступить взрослый в состоянии опьянения? Сколько тысяч пожаров с жертвами происходят каждый год в мире, в результате того, что пьяный взрослый заснул с сигаретой в руках?
А если взрослый человек опьянен не алкоголем, а яростью, завистью, местью, злобой, ненавистью или какими-то другими чувствами и готов разжечь огонь специально, чтобы устроить пожар, то в этом своем опьянении чувствами или желаниями отличается ли он от ребенка?
- Не скажу, что сильно. Он становится значительно опаснее и глупее ребенка.
- Вот потому я и говорил о соответствии момента жизни человека со знанием, который он ищет или получает.
- Но если так посмотреть, тогда все знания можно считать опасными?
- При желании можно дойти до такой крайности тоже. : )
- И тогда науку придется запретить, в том числе не только военную, но и практически любую, медицину, химию, физику и так далее.
- А что, ты прав, во всех науках много разных опасностей! : )
- И ты серьезно считаешь, что нужно науку запретить?
- Нет, несмотря даже на то, что сегодня любому человеку очевидно, какие ужасные глупости были сделаны в двадцатом веке, в виде создания ядерного оружия, химического оружия, бактериологического оружия. Согласись, все-таки это не просто глупость, а катастрофическая глупость – собрать на земле оружия, которого хватит, чтобы сотни или даже тысячи раз уничтожить все живое и даже саму планету в целом.
- Да, согласен с тобой. Это катастрофическая глупость.
- И все равно, несмотря на это я не предлагаю запретить науку.
- А что ты предлагаешь?
- Предлагаю объявить всему свету – самопознание человека – главная наука из всех наук.
- Не посмеются ли над тобой ученые? : )
- Безумные и безответственные ученые посмеются. Но их мнение меня как раз не очень уж интересует. К счастью я уверен, что найдутся и другие, которые согласятся со мной.
- И какими будут твои аргументы, если потребуют от тебя доказательств?
- Мои аргументы будут вполне простыми и доказательства – неопровержимыми. То самое оружие, которое накоплено сейчас на земле и которое может уничтожить всю планету сотни раз, уничтожить все живое в тысячи раз – вполне достаточный аргумент, хотя можно найти еще много других. Ведь если внимательно посмотреть, это оружие, уже накопленное, вместе со всеми остальными видами оружия, которое производится на Земле ежеминутно, является мерой человеческой глупости. А если более точно выразиться – количество всего оружия не просто является мерой человеческого безумия, но и мерой того, как мало человек знает самого себя.
- Почему так считаешь?
- Ведь для чего оружие? Чтобы люди защищали себя от других людей, которые точно также защищают себя от первых.
- Да, и что?
- А на самом деле люди защищают себя с помощью оружия не от других людей, а от качеств этих людей, от их глупости, от их тщеславия, или жадности, от их злобы, ярости, ненависти, о нетерпения или подлости … все это человеческие качества, которые существуют потому, что не хватает знаний, чтобы от них избавиться.
- Значит, война происходит не между людьми, а между человеческими качествами? Людей на войне убивают не люди, а человеческие качества?
- Конечно. Человек становится игрушкой в руках собственных качеств, чувств, состояний, желаний. Поэтому пока Земля переполнена громадным количеством оружия, показывающего к какой опасной черте мы подошли, исследование самого человека, его качеств, его сущности, его способностей и возможностей, нужно считать самыми важными исследованиями. А самопознание является главным инструментом и главным методом в этих исследованиях.
- Почему главным? А физиология, биология, медицина, психология …?
- Потому что ученый, который не занимается познанием самого себя, слишком мало знает о человеческом существе и несомненно упустит с виду много важнейших аспектов знаний о нем.
- И ты веришь, что человечество объявит самопознание главнейшей наукой?
- Верю.
- На каком основании?
- Потому что я тоже человек, и я ведь хочу этого и понимаю, почему это нужно. Значит, и другие люди могут отнестись точно так же. Ведь сколько в мире разнообразных массовых движений – экологи, борцы за права животных, за права детей, за справедливость или за гуманность, за демократию или за свободу … Почему бы не появиться тем, кто хочет бороться за объявление самопознания главной из всех наук?
- И что они скажут другим людям, чтобы донести им свою идею, свою цель?
- Например, они могут сказать – борьба за мир, борьба за экологию, за гуманность, за справедливость, за свободу или за права человека – любая другая борьба за самые красивые цели, какими бы они не были, не может привести к результату, если не начинается с борьбы за знания человека о самом себе, если не требует от всех людей серьезного отношения к самопознанию. Потому что все плохое, что происходит на земле, происходит от отсутствия у людей знаний о том, как управлять собой, как усмирить и обуздать свои отрицательные порывы, и как подержать положительные. Человек, который страдает от внутренней дисгармонии, противоречий, подвластен злобе, ненависти, зависти, жадности, подлости, чувству мести и многим другим отрицательным внутренним диктаторам, никаким образом не в состоянии добиться значительных результатов в достижении положительных целей. Любая его борьба за хорошее превращается постоянное и неумолимое наращивание как положительных, так и отрицательных факторов, что увеличивает опасность и вероятность трагического исхода, а не уменьшает. Только внутренняя победа людей над своими внутренними врагами может изменить ситуацию в мире. И потому – пора объявить самопознание главнейшей наукой из всех наук.
- Самопознание заслуживает звания главной науки только сейчас, из-за сложившейся ситуации на Земле?
- Нет, она по своей сути является главной наукой и была такой всегда. Просто для наглядности я привел такие аргументы, которые соответствуют нынешней ситуации. Хотя мог бы принести многие другие, которые касаются личной жизни людей, человеческих отношений, личного счастья, любви, страданий, болезней, профессии, всему, с чем сталкивается человек в своей жизни, что является частью его жизни.
- Расскажи об этих примерах тоже, хотя бы в двух словах.
- В личной жизни может ли что-то приносить больше счастья, чем самопознание, позволяющее человеку знать свои истинные потребности и возможности, понимать близкого человека, помогать себе и своему близком развивать внутри самое лучшее и избавляться от худшего?
В человеческих отношениях может ли быть настоящее взаимопонимание, если стороны не научились понять даже самих себя? Могут ли они успешно взаимодействовать друг с другом, если не научились организовать успешное взаимодействие своих внутренних составляющих, желаний, инстинктов, чувств, страстей, мыслей, страхов и ожиданий?
Может ли человек полюбить кого-либо, если он не раскрыл внутри самого себя присутствие ростков высшей красоты, необходимость бережного отношения к этому присутствию? Может ли тот, кто не знает себя, отличить любовь от страсти или прихоти, обманывая и себя и другого человека, становясь причиной и для собственных страданий и для страданий того, кого он будто любил?
Разве не знающий себя человек может избавить себя от страданий? Ведь для этого он должен хотя бы иметь представление о причинах страданий?
Что можно считать более распространенной причиной для болезней, чем на знание самого себя, своих истинных потребностей и способностей, неумение управлять своими желаниями, чувствами? Разве не внутреннее эмоциональное напряжение, не накопление отрицательных переживаний, не борьба между страстями, желаниями, между любовью и ненавистью, между похотью и нравственностью, между завистью и добротой и много других аналогичных внутренних конфликтов, вместе с необоснованными страхами, сомнениями, подозрениями и беспокойствами становятся главными причинами большинства болезней? Что может дать человеку больше шансов на здоровую жизнь, чем самопознание?
Разве может тот, кто не знает своих способностей, не знаком со своими истинными потребностями, выбрать ту профессию, которая наилучшим образом подходит для него? Может ли он, даже если случайно сделает правильный выбор, обеспечить рост своих профессиональных качеств, если не будет знать, как развивать в себе терпение, настойчивость, творческие способности?
Стоит ли продолжать перечень аргументов дальше?
- Нет, спасибо, ты меня действительно убедил. : ) Когда же произойдет по-твоему это невероятное для меня событие – признание самопознания главной наукой на земле?
- Я бы хотел, чтобы это произошло уже сегодня!
- Ну а если сделать какой-нибудь реалистический прогноз?
- Думаю, что наверно в течение 10-15 лет.
- Так быстро?
- Я оптимист. И с другой стороны - потом может быть поздно.
- Почему поздно?
- Сила человека с каждой минутой растет, и увеличивается несоответствие между способностью действовать и способностью осмысливать свои действия и цели. Даже 15 лет – кажется уже слишком много, учитывая темпы нарастания противоречий в человеческом обществе.
- Хорошо, пусть так и будет. Я тоже хочу, чтобы твоя мечта сбылась, чтобы самопознание было объявлено главной наукой, и чтобы это произошло не позднее, чем через 15 лет! : )
Афоризм данного мгновения!