Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Самопознание. Диалоги. На основании книги Джона Мейсона "Трактат о самопознании".

Глава I
Сущность и важность самопознания

Диалог № 8.

Тема диалога – исследования своих собственных духов.
«Оно показывает, с какой точностью и тщательностью должны мы открывать и различать наших собственных духов.»

//////////////////////////

- Что ты сам предполагаешь под понятием «собственные духи»? Что значит открывать и различать их?
- Мне кажется, что речь идет о тех побуждающих к действию, разнообразных импульсах, которые часто появляются в человеке, предлагая ему тот или иной взгляд на ситуацию, на событие и соответствующий поступок, вытекающий из такого видения.
- Я ничего не понял из сказанного. Какие-то примеры можешь привести?
- Например, ты покупаешь билет на автобус или поезд. Осталось совсем немного времени до отъезда. А продавщица билетов разговаривает с кем-то по телефону и не реагирует на твои слова. После двух-трех попыток оторвать ее от телефонной беседы, в которой она обсуждает платье одной своей подруги с другой подругой, внутри тебя появляется какой-то странный советчик, который говорит – может быть стоит вырвать у нее телефон из рук и даже ударить ей по голове? Конечно, ты не последуешь этому совету. И станешь ждать, в очередной раз обращаясь к продавщице билетов с просьбой обслужить тебя. Но остается открытым вопрос – откуда появился этот внутренний советчик, который толкал тебя на совершение некрасивого поступка?
- От внутреннего недовольствия, конечно. Что тут удивительного?
- Тогда почему же ты не поступаешь в таких случаях в соответствии с требованием аналогичных внутренних импульсов?
- Разум говорит, что это будет не правильно.
- А если ситуация бывает более напряженной? Скажем, если бы кассирша на вокзале, вместо того, чтобы продать тебе долгожданный билет, кричит на тебя «не видите, я занята!» Или если это спор с близким человеком, с женой, братом, другом, когда сказано уже много слов и тон общения все хуже и хуже. Успевает ли разум вовремя остановить тебя? Не бывает, что ты говоришь или делаешь нечто, за что будешь чувствовать себя плохо через день, пускай даже через месяц, когда все страсти утихнут в душе?
- Бывает. Не отрицаю.
- Представляешь, сколько человек каждый день оказывается в состоянии полного отчаяния, рыдает, дерется, бьет, наносит увечья и даже убивает, потому, что не в состоянии удержать своих внутренних советчиков, требующих делать то, что может быть совсем не свойственным действующему лицу в другое время. Ведь количество бытовых ссор, травм, полученных в результате таких ссор, и убийств – колоссальное. Сотни тысяч в день, не менее. А сколько инфарктов, сердечных ударов, язв, опухолей, расстройств разных органов человека в результате накопления таких неприятных переживаний? Практически каждый человек с годами становится в той или иной мере искалеченным благодаря тем внезапно появившимся внутренним импульсам, тем незваным советчикам, которые становятся причиной порочного поведения или переживания. Разве не так?
- Может быть ты прав. Надо подумать об этом. А что ты предлагаешь? Считаешь, что можно изменить ситуацию?
- Думаю, что можно и нужно. Каждый конкретный человек вполне способен осознать, что эти внутренние советчики, нежелательные внутренние импульсы, побуждения, порывы, которые в критических ситуациях становятся неконтролируемыми, набирают свою силу и влиятельность гораздо раньше.
- Когда?
- В более простых и управляемых ситуациях, когда человек не прислушивается внимательно и не пытается выяснить, откуда из глубин его души всплывают эти импульсы. Не спрашивает, что это за «духи», которые в нем живут, и пытаются иногда повлиять на него? Чем они питаются, какими недостатками в мировоззрении человека, какими недодуманными мыслями, невыясненными отношениями к себе, к людям, к миру?
- И какими были бы его ответы, если бы он выяснял?
- Это зависит от конкретного человека, его жизни, взглядов, мировоззрения, воспитания и привычек.
- Но какие-то общие критерии, характеристики можешь привести?
- Мне кажется, что эти «духи», живущие внутри человека, являются случайно попавшими в его ум поведенческие и мыслительные программы. Они обычно небольшие, бессмысленные, не имеющие часто отношение к человеку, но живучие.
- Почему и как они оказываются внутри ума человека?
- Потому что собирание таких программ из внешнего мира, вполне полезно в целом. Ум человека собирает все, с чем встречается человек в жизни, предполагая, чтобы при необходимости собранный материал может понадобиться. Каждый человек тысячи раз в день пользуется этими собранными стандартными алгоритмами поведения в тех или иных случаях. Главное – чтобы в важных и кризисных ситуациях человек был способен трезво оценить, какой алгоритм соответствует его собственной сущности, его душе. И чтобы он умел быстро и четко отвергать все остальное. Как бы навязчиво они не предлагали себя в качестве «лучшего варианта действий».
- Ну и как может человек развить в себе такое умение быстро и четко ориентироваться в собственных внутренних подсказках и алгоритмах действий?
- Наблюдением за ними в течение каждого дня и часа жизни. Определяя, какой алгоритм какую суть имеет, на каком мировосприятии опирается, как относится к тому мировосприятию, который человек считает достойным для себя, как соответствует истинным потребностям, свойствам и возможностям его собственной души. Набирая такое мастерство в обычных ситуациях, когда чувства не бушуют и разум в состоянии контролировать события, человек все более и более уверенно разбирается со своими внутренними «духами», не позволяя влиять на себя одних, и доверяя другим.
- Ну так в чем же критерий?
- Соответствие принципу бессмертия души, внутренней красоте и доброте человека и желанию распространить эту красоту и добро в мире. Думаю, что это главный критерий. Если человек помнит, что он сам изнутри, в глубине души именно такой – бессмертный почитатель красоты и добра, и что он хочет с каждым днем укрепить, развить и проявить эту свою внутреннюю суть, то может также помнить, что в других людях живет такая же душа, с такими же свойствами и потребностями, искаженными или сохраненными по воле обстоятельств. И память обо всем этом позволит каждый день собирать в себе лучших помощников – «духов», и отдалять от себя худших.
- Сложновато получилось. Реально ли это?
- Думаю, что ошибочно считать такой образ жизни сложным. Намного сложнее развитие внутреннего раздора, неуправляемых побуждений, желаний. Они со временем начинают буквально рвать человека на части, угнетая его и принося много бед, в том числе наихудших. Потому мне кажется, что внутреннее разбирательство, ежедневное исследование собственных «духов» и упорядочение их «армии», чтобы они служили своему хозяину, а не мешали жить и не убивали его, самый легкий и правильный путь в данном вопросе.
- Что же, посмотрим, насколько этот путь окажется реальным для меня лично. Но что скажешь ты о себе? Тебе удается следовать этому пути?
- К сожалению не всегда. Но многое в жизни происходило благодаря таким усилиям. Ничто не привнесло в мою жизнь так много полезного в самом лучшем смысле этого слова. Потому я уверен, внутренние усилия делают внешнюю жизнь значительно более легким, красивым, счастливым, не говоря о таких понятиях, как осмысленность или вдохновение.
Афоризм данного мгновения!