Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

20. Как считаете, легко ли быть искренним с самим собой? 



Считаю, что ооочень трудно быть искренним с самим собой.

Я видел немало людей, которым кажется, что они в основном искренни с собой и не видят никакой сложности или проблемы в данной сфере.
От них чаще всего можно не ждать честности или ответственности в поведении, в отношениях. 
Они будут врать, обманывать, поступать не честно и всегда считать, что ничего такого не было, а если было – то это было правильным и несомненно полезным поведением. Почему будут так считать? Потому что им кажется, что если что-то им кажется правильным, значит это правильно. Сомневаться нет никакой необходимости, тем более – проверять сомнительность такого отношения к себе и к своим поступкам, мыслям, желаниям …

Видел также людей, которые считают, что сложности в деле достижения искренности с собой были, но они уже давно преодолены и потому не нужно прилагать какие-то дополнительные усилия, искренность уже достигнута. 
Теоретически кажется, что такие люди должны быть более искренними с собой, чем предыдущие. Но фактически оказывается все наоборот. 
Некоторые формальные попытки добиться искренности с собой под влиянием каких-то прочтенных текстов, книг, или в результате прохождения каких-то поверхностных скоростных тренингов, приводят к тому, что у человека остается всего-навсего завышенное самомнение и чрезмерная уверенность в своей правоте, в том числе – в вопросе об искренности с собой. 
Он считает, что раз он такой великий и умный, что немножечко об этой искренности думал и даже попытался проверить или наблюдать за своей искренностью с собой, значит теперь уже достиг предела в этом занятии.
В результате такой человек становится жертвой самообмана и ему особенно сложно будет когда-нибудь избавиться от этого состояния. Потому что если первая категория людей под влиянием обстоятельств может быть вынуждена, хоть и сопротивляясь и не желая, внезапно столкнуться с фактом самообмана и отсутствия искренности собой, то вторая категория будет высокомерно смотреть на эту возможность с более твердой уверенностью в свою правоту и с более самоотверженной склонностью к самообману.
Что в них искренно – так это любовь к самообману и готовность пожертвовать истиной ради лжи о самом себе.

3. Еще меньше видел людей, которые позволяют себе такую роскошь, как искреннее осознание факта – процесс избавление от привычки обманывать себя может длиться целую жизнь. 

Они способны на такое признание или осознание наверно каждый по своим специфическим причинам, в результате удачного сложения обстоятельств. Но так или иначе им наверно приходилось увидеть, какие глубины и слои притворства в человеке существуют и как сложно пробиться через эти слои к истине, обнаружить свои настоящие мотивы, настоящие желания, видеть их причины, качества, оценить что было началом, что концом, что на что и как повлияло внутри, приводя к тому или иному выводу, поступку, чувству, ощущению, состоянию …

Конечно не плохо представить себе, будто я отношусь именно к третей категории людей.
Этого очень хочется.
Но как-то что-то подсказывает внутри, что я всего лишь ХОЧУ относить себя к третьей категории людей. Это точно.
А вот правда это или нет???

Жизнь покажет. Лучше сегодня я буду допускать, что возможно это вранье и самообман, чтобы завтра это стало чуть более вероятным, чем сегодня и вчера.
С какой стати более вероятным? Благодаря тому, что желание – добиться полноценной искренности собой помню и ценю.

Какие тонкости в деле «стремление к достижению искренности с собой»?
1. Ищи причины самообмана в себе и в людях, чтобы узнав о них, получить шанс избавиться от них.
Волевые усилия и сила желания полезны, но абсолютно недостаточны. Если нет знания настоящих причин, будет расти только самодовольство и самообман и никакая искренность не появится.

2. Главная обнаруженная мной причина для самообмана – страх обвинения и наказания.
Тот самый страх, который мировоззрение навязывает людям, утверждая через религию, мифы, сказки, через крики родителей, заявляющих ребенку о том, какой он гадкий и злонамеренный преступник, потому что носки неправильно надел или палец сунул в банку с вареньем … 
Основа такого поведения общества – мировоззренческое убеждение, царящее на сегодняшний день и утверждающее – человек изнутри плохой и гадкий, стремящийся натворить какую-то гадость и ТОЛЬКО УГРОЗА НАКАЗАНИЯ способна заставить его вести себя в рамках приличия, и только если за ним наблюдают контролеры-каратели. Если же он останется без контроля со стороны, тут же приступит к совершению преступлений… 
Это настоящий катастрофический мировоззренческий тупик, без разрушения которого не представляю никакой возможности выбраться из ямы «самообман».

Разрушение же возможно, если увидев этот тупик, обнаружить потом и его лживость. А именно – обнаружить, вспомнить, исследовать и развивать свою сущность. Видеть, какова сущность детей, как она невинна и податлива и насколько склонна к дружбе, любви, к искренности, красоте, творчеству, радости …
Далее, понаблюдав за сущностью, можно придти к выводу – каждый человек, без исключения, с самого момента рождения стремится к тому, чтобы проявить самое лучшее, на что способно человеческое естество. Но низкие качества знаний о людях, невежество общества, принуждают ему постепенно отказаться от этого желания, и внушают обратное, пользуясь для этого КАЖДОЙ СЛУЧАЙНОЙ ОШИБКОЙ, которую совершает человек.
В итоге громадное, огромное общество, всей своей мощью, всеми своими страхами, злобой, ненавистью и ложью, легко и «эффективно» принуждает маленького человека превратиться в специалиста по самообману, который боится даже думать об искренности по-настоящему, потому что считает, что если подумает – увидит всю гадость у себя внутри и ужаснется. 
А могло быть иначе. Общество могло бы принять другую аксиому, упомянутую чуть выше, утверждающую, что каждый ребенок рождается, чтобы совершать прекрасные поступки, проявить и развить в себе прекрасные качества …
И тогда дети, родители, друзья, родственники, учителя, книги, СМИ … все помогло бы человеку день за днем более адекватно и правдиво исследовать себя, обнаружить свои свойства и разные стороны своих возможностей, делать между этими разными вариантами-сторонами осмысленный выбор, научиться поддержать в себе хорошее и развивать, избавляясь от плохого … 
Но так как обществу до этого пока далеко, остается надеяться, что количество людей, способных видеть эту причинно-следственную цепочку, с каждым днем будет расти ???

Смогут ли в СМИ появиться такие фильмы, передачи, новости, в таком количестве, которое способно разрушить ложь о гадости человеческого нутра и раскрыть истину о красоте и доброте человеческой сущности ???
Кто знает. Жизнь покажет. Может быть. Во всяком случае я бы постарался ради этого столько, сколько сил хватит.

3. Следующая причина самообмана, которая хоть и является следствием первого, но имеет почти такую же влиятельность.
Этой причиной является ложь о «свободе человека». 
Но об этом я уже говорил слишком много. 
«Свобода человека» нужна обществу в частности для того, чтобы принудить человека воспринимать свои ошибки как «результат свободного выбора и проявление своей внутренней гадости», а не как результат сочетания случайных обстоятельств и ОТСУТСТВИЯ ЗНАНИЙ О ТОМ, как справиться с ними. 
Ложь о свободе как «штамп-печать», который должен убить любой шанс на сомнения в своей никчемности.

Но об этой стороне медали «свобода» конечно никто не позволит человеку задуматься. Внушенное чувство вины принуждает его подчиниться воле таких же глупцов, каким планируют делать его, и сохранить традицию отказа от лучшего ради худшего.

Сознание притворяется слепым, чтобы не видеть происходящее в себе и в подсознании не потому, что так должно быть, а потому, что невежество общества и низкое качество знаний о человеке создают страх перед истиной и принуждают сознание ослепнуть, а подсознание – прятать свое содержание …
Но это не единственный вариант взаимодействия между ними. Всего лишь тот вариант, который соответствует качеству знаний о человеке, отраженных в человеческом мировоззрении сегодня.

4. Почему и как все это началось и самообман стал более важным, чем самопознание и искренность с собой?
Не знаю.
Вариант - страх, который катился по земле долгими волнами в годы тяжелых глобальных катастроф, боль, страдания, голод и болезни, столетия ужасов … все вместе создали и стандартизировали безумие как основное состояние бытия человека и запретили видеть этот факт. 

Потому я бы сказал своим друзьям и близким – ищите причину во всем, в том числе – в деле «стремление к достижению искренности с собой». И каждая важная причина, которую найдете, сэкономит тысячи дней бессмысленных волевых усилий и напряжения, потому что ЗНАНИЕ ВАЖНЕЕ СИЛЫ, А СМЫСЛЕ ВАЖНЕЕ МАСШТАБА делания чего-нибудь.

5. Искренность с собой - такая цель, ради которой стоит проявить чудеса находчивости, концентрации внимания, смелости, настойчивости ... 
Сегодня общество не способно описать тот результат, который можно получить благодаря достижению искренности с собой. Обществу кажется, что этот результат практически не отличается от "достижения умения чесать правое ухо левой ногой" и потому мало кому интересен.
А на самом деле это то, что открывает в смертном теле человека признаки его бессмертной души, позволяет увидеть и осознать ее потребности, способности, ее силу и предназначение. 
С чем можно сравнить такой результат? 
Ни с чем. 
Пока нет искренности с собой, нет самопознания. Пока нет самопознания, нет знания себя. Пока нет знания себя, человек как разумное существо еще даже не родился, а только имеет шанс родиться, сколько бы лет ему не было...


_______________________
Афоризм данного мгновения!