Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

29. Как изменился человек за последние 2-3 тысячелетия? Насколько изменились представления о наилучших личных качествах человека? Насколько изменился идеал человека? Насколько лучше сегодняшний человек осознает свои качества и способности, свое предназначение по сравнению с людьми, живущими сто лет назад, 500 лет назад или 2 000 лет назад? 

За последние тысячелетия человек действительно изменился. Многое он воспринимает значительно более адекватно и глубоко, видя причину явлений, следствия, динамику, оценивая перспективы и варианты развития событий.
Но в одном деле, в деле самопознания, человек кажется остается почти на том же самом уровне.
Тысячелетия назад тоже существовали люди, которые занимались самопознанием в рамках какой-нибудь традиции, психофизиологической практики, наверно везде, где жил человек. За последнее столетие это направление деятельности человека получило довольно заметный толчок и привлекло внимание масс. Хотя имеется одна странность – перевес в сторону физиологических или психофизиологических аспектов самопознания, и заметное игнорирование целостности этого явления. Человек погружается в детали своего естества и пытается там разобраться и теряет из вида общую картину, и соответственно – равновесие, создавая перекос в ту или иную сторону. 
Перекосы же приводят к обычным результатам – к зацикленности на чем-то, игнорированию других аспектов жизни. Что означает почти неизбежное усиление самодовольства и пренебрежительного отношения к другим, не имеющим ту конкретную зацикленность, которой вынужден гордиться попавший в нее…
Было бы неплохо учесть этот аспект и изначально, приступая к самопознанию, обратить внимание на все составляющие этого процесса. Чтобы потом не возникали дырки, ямы, ловушки, тупики, лабиринты самообмана и зацикленности внутри каких-то рамок, созданных невнимательностью.
Какими могут быть эти аспекты, которые все вместе составляют целостность процесса «самопознание»?
Физиологический, который исследуется с помощью упражнений для тела, с помощью внимательного отношения к питанию, к качеству воздуха, к физическим упражнениям, к дыханию и так далее.
Психологический аспект включает в себя исследование чувств, характеров, личных человеческих качеств, отношений с людьми, самочувствия в смысле настроения, желаний, интереса или его отсутствия, страхов, восприятия себя как счастливым или несчастным, как веселым или грустным, ощущения внутреннего комфорта или дискомфорта …
Мировоззренческий аспект включает в себя то, что создается в человеке в результате его взаимоотношений с обществом: ценности, моральные, нравственные, этические, нормы, оценочные критерии, отношение к правилам, законам, к деятельности, профессии, к обязанностям, ответственности.
Философский аспект включает в себя усилия человека объединить в нечто целое свой внутренний мир и внешний, физическую реальность, материальный мир и духовный мир, общественную реальность и личную, индивидуальную, а также нечеловеческую, но живую в лице экосистемы земли.
Фактически все три первые аспекта служат в качестве основы для того, чтобы опираясь на них появился четвертый, философский, способный упорядочить остальные и создать общую гармонию взаимодействий всех аспектов жизни человека.
Игнорируя любой из четырех аспектов можно попасть в ту или иную ловушку и остаться там безвыходно, уничтожая таким образом плоды и смысл всех предыдущих усилий.
Вопреки общепринятому отношению к философии, мне кажется, что именно философский аспект является самым важным, потому что только он способен обеспечить равновесие, пускай динамическое, и взаимосвязанность происходящего с человеком в процессе самопознания.
Без него, без философского стержня, движение вперед будет таким же «успешным» как в басне о раке, щуке и лебеде. 
Появление искреннего желания создать свою собственную философию является важнейшим событием в жизни человека. Именно после того, как он осознает это желание и принимает решение больше никогда не забыть его и учесть во всем, он получает шанс стать полноценным человеком, пускай не сразу, когда-нибудь в будущем.
Конечно в том случае, если слово «философия» воспринимается как нечто связанное с понятиями «смысл», «мудрость», «первопричина» …
Сначала человек, получая импульс, толчок, от общества, начинает обращать внимание на понятие «смысл». Потом он чувствует внутри потребность в осмыслении своей жизни, своих действий. Далее замечает, какая большая разница между осмысленными действиями и бессмысленными и погружается в некоторое уныние, замечая как мало смысла в его жизни, в его усилиях, желаниях, надеждах, огорчениях и радостях..
И далее, если везет, он принимает решение о создании собственной философии, чтобы привнести смысл во все аспекты своей жизни и удовлетворить свою потребность в осмысленной жизнедеятельности. 
Именно это решение, которое принимают к сожалению далеко не все люди, является переходом через порог из детства во взрослую жизнь.
Главная взрослая потребность человека – потребность в осмыслении.
Любовь, которая двигает миром эмоций, желаний, инстинктов, имеет и этот важнейший аспект, который позволяет любви стать любовью человека.
Этот аспект называется «любовь к смыслу». Хотя многие смутно помнят, что философия означает «любовь к мудрости», но само понятие «мудрость» настолько отчуждено из жизни людей сегодня, что «любовь к мудрости» не означает абсолютно ничего. И не затрагивает никаких струн в естестве человека.
Потому что разорвана цепочка событий и понятий, отражающих эти события.
Сначала любовь к смыслу, к осмыслению. Именно тот, кто почувствовал искренне желание осмыслить свою жизнь, становится философом, любящим смысл, любящим поиск смысла всего – своей жизни, окружающего мира, своих качеств, желаний, своих дел и ожидаемых результатов, своих целей и так далее.
Поэтому философ – не тот, кто «любит мудрость», а тот, кто влюблен в поиск смысла. Тот, кто не влюблен в поиск смысла и не знает муки этой любви, не имеет никакого даже отдаленного представления о том, что такое «мудрость» и потому сколько бы он не называл себя «любящим мудрость», его слова не отражают ничего.
А тот, кто осознал свою любовь к поиску смысла жизни, через некоторое время может осознать, что именно нахождение этого смысла НАВЕРНО является обретением мудрости. А мудрость в его восприятии обретает значение «знание смысла бытия».
Такое воссоздание живой цепочки важно и полезно для человека, чтобы он мог «дотянуться» до двери во взрослую жизнь и открыть его, начиная свои первые шаги в том мире, для жизни в котором он вообще появился на свет.
Только тот, кто способен влюбиться в поиск смысла жизни, способен открыть в себе любовь во всей ее полноте, так же, как и все наилучшие человеческие качества.
Потому что внимание на СМЫСЛ делает существо достойным называться человеком, а его чувства, желания, действия, цели и надежды – ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ.
Отказавшись от поиска смысла жизни человек отказывается от самой главной перспективы свой жизни – от перспективы стать полноценным человеком. Потому что без способности к осмыслению у него нет ничего действительно человеческого.



Афоризм данного мгновения!