Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто хочет заниматься практическим самопознанием.


Вопросы к Глава I, части 1.   

Сущность и важность самопознания      


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. 
Считаете ли Вы, что каждому человеку присуще стремление к познанию?
2. 
Насколько Вам лично присуще стремление к познанию? 
3. 
Выявляет ли направленность интереса человека качества человека наилучшим образом? Или существуют другие признаки, которые открывают перед глазами наблюдателя качества человека еще лучше? 
4. 
Вы смотрели на то, что Вас интересует, как на способ познания самого себя, своих качеств?
5. 
На примере своих близких людей можете проверить, какие интересы они проявляют и о каких личных качествах это говорит? 
6. 
Кто из Ваших знакомых проявляет себя в своих склонностях и интересах как беспечный человек, любопытный человек, рассудительный и проницательный человек, светский и мирской человек, а кто – как мудрый и порядочный, предпочитающий всему познание Бога и своей души?
7. 
Является ли искреннее стремление, искреннее предпочтение познания Бога и своей души признаком порядочности, мудрости человека?
8. 
Насколько Вы сами увлечены желанием познать Бога и собственную душу?
9. 
Считаете ли себя порядочным, мудрым или считаете себя человеком, желающим стать порядочным и мудрым?
10. 
Может ли стремление к познанию приносить вред человеку, превращаясь в пустое и преступное любопытство?
11.  Можете вспомнить на своем примере или на примере других людей, с которыми приходилось встретиться в жизни, случаи превращения стремления познания в преступное любопытство?
12. 
Вы думали над тем, каков смысл библейской истории об Адаме и Еве?
13. 
Что считаете более вероятным, то, что Бог наказал Адама и Еву за непослушание, или то, что Бог обрадовался, что Его дети уже готовы для самостоятельной жизни, для осмысления жизни и обретения мудрости? Что Он с удовольствием открыл перед ними двери Рая, чтобы они вышли оттуда в мир, чтобы познавая радости и горе, страдания и удовольствия, победы и поражения, набирались мудрости, постигали смысл собственного существования и становились достойными для того, чтобы вкусить плоды другого дерева из Рая, стоящего рядом с Древом Мудрости. Плоды того дерева, которое называлось Древо Жизни и Смерти.
14. 
Что необходимо человеку для успешного управления своей жизнью и природой, качествами души?
15. 
Вы успели уже заметить, как много неожиданных и интересных тонкостей существует в деле самопознания? Можете вспомнить о некоторых из них?
16. 
Какими были Ваши самые яркие личные открытия в процессе самопознания, о которых вспоминаете до сих пор? Каковы самые последние открытия?
17. 
Что понимаете под фразой «иначе наше сердце нас обманет»?
18. 
Были случаи в Вашей жизни, когда Ваши чувства сначала казались Вам совершенно справедливыми, а потом, когда они успокоились, когда события, возбудившие их, отдалились от Вас по времени, Вы заметили, что были не правы и не справедливы?
19. 
Вам приходилось ловить себя на самообмане? 
20. 
Как считаете, легко ли быть искренним с самим собой?
21. 
Применяли ли Вы принцип «золотой середины», практикуя самопознание, разбираясь в собственных качествах, желаниях, чувствах, мыслях, стараясь быть не слишком поверхностным и одновременно не слишком увлеченным мелочами?
22. 
Стал ли для Вас призыв «Познай себя» главным в жизни? Или хотя бы одним из главных, о которых Вы помните?
23. 
Что Вы думаете об утверждении «Труднее всего на свете человеку познать самого себя»? 
24. 
Что труднее для человека, познать себя и каждый день заниматься самопознанием или жить в незнании самого себя, обманывая себя, отказываясь от возможности полноценной реализации собственных способностей, от развития собственной силы воли, внимания, рассудительности, проницательности, искренности … ?
25. 
Вы можете прожить один день без самопознания? А неделю? Почему да или почему – нет?
26. 
Какой призыв по своей силе, важности, полезности могли бы сравнить с призывом «Познай самого себя»?
27. Достаточно ли ценится самопознание сегодня среди людей Вашего круга общения, в Вашей семье, среди Ваших друзей и знакомых? Если да, то какие примеры можете привести? Если нет – то почему?
28. Достаточно ли ценится самопознание сегодня в обществе? А в христианском мире? Если да, то какие примеры можете привести? Если нет – то почему? 
29.  Как изменился человек за последние 2-3 тысячелетия? Насколько изменились представления о наилучших личных качествах человека? Насколько изменился идеал человека? Насколько лучше сегодняшний человек осознает свои качества и способности, свое предназначение по сравнению с людьми, живущими сто лет назад, 500 лет назад или 2 000 лет назад?
30.  Как изменились Вы сами за последние годы?
31. 
 Почему человек обладает способностью познать самого себя?
32. Познание самого себя – процесс ровный и бесконечный или там ожидают нас и вершины и падения, и открытия и самообман?
33. Существует ли предел самопознания, после достижения которого человек может сказать – я знаю о себе все?
34. Существуют ли такие рубежи самопознания, после достижения которых человек может сказать – я раскрыл тайну собственной сущности, собственного существования, осознал смысл своей жизни и свое главное предназначение?
35. Удается ли Вам обратить внимание на то, какие желания управляют Вашим поведением в тот или иной период времени? Удается ли при этом выяснить, по какой причине именно эти желания, как они возникли, что внутри Вас является их инициатором? 
36. 
Часто люди считают, что поступают по своему желанию и потому свободны. Но свободны ли они в выборе желаний, знают ли причины появления у себя именно этих желаний, могут ли управлять желаниями с помощью разума, сознания, или являются слугами своих желаний, иногда и рабом, строя свою жизнь не для себя, а для рабского служения собственным желаниям?
37. 
Вы служите своим желаниям или Ваши желания служат Вам? 
38. 
У человека существуют инстинкты, физиологические потребности, потребности, касающиеся его взаимодействий с другими людьми, потребность в знаниях, в выражении чувств и другие. Насколько Вы осведомлены о своих основных потребностях? Могут ли существовать у Вас такие потребности, о которых Вы не знаете, но которые не менее важны, чем известные Вам?
39. Как Вы считаете, потребности человеческой сущности, души, духа – несколько хорошо они исследованы и насколько полноценно удовлетворяются в течение жизни человека?
40. Если с помощью еды, отдыха, воздуха, воды человек удовлетворяет потребности своего тела, обеспечивая его дальнейшее существование, то каким образом человек удовлетворяет потребности своей сущности, своей души, своего духа? Какое место в Вашей каждодневной жизни занимает удовлетворение этих потребностей?
41. Как Вы понимаете смысл данной цитаты:
В 1 Посл. Иоанн. IV. сказано: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения)  узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире».
42. Что представляет собой дух антихриста?
43. Как Вы понимаете цитату: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте. Или вы не знаете себя, что  Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. XIII. 5).
Что значит для Вас лично утверждение, что Иисус Христос внутри Вас?
44. Как Вы понимаете смысл следующей фразы: «Спаситель наш упрекал учеников своих: «Не знаете, какого вы духа» (Луки IX. 55).»
Вы думали над тем, какого Вы духа? Пытались это понять, почувствовать, осознать?
45. А как относитесь к утверждению: «Апостол Павел говорит: «Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (к Галатам: VI. 3, 4)?
46. Вы считаете себя тщеславным человеком?
47. У Вас высокое самомнение? Часто любуетесь собой? Высокое самомнение позволяет быть уверенным в жизни и добиваться много или оно отражает внутреннюю неуверенность и является результатом самообмана?
48. Может ли человек, который имеет не высокое самомнение, но знает свои недостатки, наряду с достоинствами, умеет бороться против первых и поддерживать вторые, добиться многого в жизни?
49.Наличие у человека самых наилучших качеств и способностей – это его личные заслуги, или заслуги Вселенной, Природы, Бога, создавших мир таким и законы мира такими, что в них предусмотрено и наличие человека и наличие у него этих качеств и способностей?
50. Почему нужно судить себя, а не других? В чем суть этого требования, этого призыва?
51. Как Вы понимаете цитату: «Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (к Римл. II. 1, 21, 22).
52. Как меняется отношение человека к другим людям, к их достоинствам и недостаткам, к их ошибкам и правильным поступкам, по мере достижения успехов в самопознании? Узнав больше о самом себе, начинает ли человек понимать других лучше, становится добрее, понятливее по отношению к другим или наоборот, становится более самодовольным и более пренебрежительно, снисходительно, с большим осуждением относится к другим?
53. Как Вы понимаете смысл следующей цитаты: ««И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3, 4, 5).
54. Часто ли видели людей, которые готовы сначала тратить годы жизни на избавление самих себя от недостатков и заблуждений, чтобы только потом, после достижения значительных результатов в этом, заниматься критикой других?
55. Часто ли Вы сами критикуете других за их недостатки мысленно или прилюдно, забывая о своих?
56. Знаете ли Вы свои собственные главные недостатки, их причины, способы избавления от них?
57.Значете ли Вы свои собственные достоинства и гордитесь ли ими или понимаете, что они Вам даны, чтобы нести за них ответственность, проявлять и реализовать то, для чего они, эти достоинства получены Вами?
58. Как изменились бы человеческие отношения, между самыми близкими людьми и между всеми людьми на свете, если бы каждый человек помнил и следовал бы в своей жизни, с самого начала, цитируемые слова Иисуса Христа?
59. Можете вспомнить сейчас тех людей, по отношению к которыми Вы чувствуете особенную неприязнь, к которым Вы относитесь особенно критично и отрицательно и подумать над тем, почему Вы так относитесь к ним? Можете подумать, в чем причина наличия у них тех недостатков, которые Вас так раздражают?
60. Что важнее – обнаружение недостатка в человеке, или выявление причины наличия этого недостатка в нем?
61. Что важнее, умение избавлять людей от недостатков, умение устранять причины, которые приводят к появлению недостатков в людях, включая лично Вас тоже, или умение видеть недостатки и критиковать, получая удовольствие от этого?
62. Вы получаете иногда удовольствие критикуя других людей? Почему?
63. Пробовали ли поступить так, как советуется здесь: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь» (Псал. IV. 5).
64. Помните ли какие-нибудь неправильные поступки, которые Вы совершили в состоянии гнева?
65. Научились ли Вы управлять своим поведением в случаях, когда чувствуете гнев? Что помогает или мешает Вам в этом деле?
66. Вы примерно знаете, какое количество людей каждый день наносит друг другу раны в бытовых и уличных драках, калечит и убивает, находясь в состоянии гнева?
67. Люди научились уединиться от общества, когда наступает необходимость справлять свои физиологические нужды. Научатся ли они так же успешно уединиться, чувствуя, что переполняются гневом и осознавая рост вероятности совершения неправильных поступков, слов, действий?
68. Выливание своего гнева на окружающих может ли восприниматься также, как если бы человек справлял нужду прилюдно?
69. Часто силу гнева считают доказательством справедливости гнева. Что Вы думаете об этом?
70. Может ли человек переполняться гневом от того, что он сам не прав и от того, что не желает быть пойманным во лжи, в несправедливости, в намерениях совершить подлый поступок?
71. Бывало ли так, что Вы гневались, когда кто-то не позволял Вам совершать недостойный поступок, о котором Вы потом сами бы сожалели?
72. Что Вы думаете о сказанном здесь: «Если бы все мы убедились в том, что такое самопознание важно и необходимо, и имели бы к нему должное уважение, если бы знали, как это осуществить, и, понимая всё превосходство обладания этим знанием и всю гибельность последствий незнания себя, сделали бы самопознание предметом изучения и ежедневной практики, то как же скоро мы увидели бы счастливое изменение в умах и поведении людей. Но беда в том, что человек не хочет думать, не желает обращать внимание на те предметы, которые наиболее всего достойны этого внимания.»
73. Считаете ли Вы, что человек не хочет думать, не желает обратить внимание на то, на что в первую очередь необходимо обратить внимание? В чем причина такого поведения человека?
74.Что Вы думаете о следующей цитате: «Причину их неблагодарности и богоотступничества сам Господь объясняет тем, что они не познали Его: «Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина  своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Исайи I, 3).
75. Вы знаете, кто Ваш хозяин? Он внутри Вас, как сущность или божественное присутствие, он вне Вас, как Бог, Вселенная? Ответы на такие вопросы находятся быстро или в результате размышлений, которые могут длиться долго, иногда – всю жизнь?
76. Что Вы думаете о цитате:
«Самопознание – это такое знакомство с самим собой, которое показывает, что мы есть и что делаем, чем должны быть и что должны делать, чтобы стать благополучными и полезными в этой жизни и блаженными в жизни будущей. Путь к нему – испытание самого себя; цель – управление собой и достижение удовлетворённости. Главное же состоит в познании собственной души, которое достигается путём особого внимания к её различным силам, способностям, наклонностям, действиям, состояниям, страстям, счастью и темпераменту. Душа и есть человек. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. XVI. 26). Тело – это только дом, в котором живёт душа; тело – орудие, а душа - художник, им управляющий.»
77. Верите ли Вы в будущую жизнь? Как наличие или отсутствие этой веры отражается на Вашей повседневной жизни, как и в чем оно проявляется?
78. Вы умеете испытать себя?
79. Как Вы оцениваете свое умение управлять собой, достигать удовлетворенности?
80. Каковы Ваши успехи в познании собственной души?
81. Как часто Ваши мысли, чувства, поступки, желания учитывают то, что у Вас существует душа тоже, не только тело? Например сегодня и вчера, если вспомнить.
82. Как относитесь к утверждению «Душа есть человек»?
83. Вы пробовали задавать себе вопрос «Кто я?». Меняется ли ответ на этот вопрос со временем? Какой ответ сегодня и сейчас ближе всего к истине по Вашему?
84. Вы пробовали совершать поступки «как художник, управляющий своим телом»?
85. О каких трех превосходных свойства говорится здесь: «Наука, о которой идёт речь в этом трактате, имеет три особых превосходных свойства, которые отличают её от всех прочих наук.»
86. Насколько важным считаете то, что самопознание доступно каждому человеку и не требует от него того, что требуют многие другие науки?
87. Может ли любой человек добиться значительных успехов в самопознании, если искренне захочет?
88. Может ли человеку, искренне захотившему заняться самопознанием, что-то помешать в этом? Например, правительство, погода, наличие или отсутствие богатства у него, здоровье и так далее? Или в деле самопознание почти все зависит от самого человека?
89. Насколько искренним считаете свое собственное желание заниматься самопознанием, если такое желание у Вас присутствует?
90. Каких успехов Вы добились уже в самопознании? Как Вы оцениваете свои успехи сами? Какие критерии используете для оценки?
91. Умеете ли Вы управлять своими мыслями?
92. Умеете ли Вы разбираться в своих чувствах?
93. Что Вы думаете о сказанном в следующей цитате: «  Во-вторых, она одинаково и в высшей степени важна для всех и каждого. Обычно разные науки имеют отношение к разным условиям жизни. Одни необходимы тому, другие – другому, но наука, о которой говорю я, принадлежит всем, имеющим бессмертную душу, для которой они желают блаженства.»
94. Согласны ли Вы, что самопознание одинаково важна для каждого, без исключения, человека?
95. Желаете ли Вы блаженства для своей бессмертной души?
96. Верите ли Вы в бессмертие собственной души, то есть, самого себя? Почему да или почему нет?
97. Считаете ли Вы, что «все прочие науки способны сделать нас тщеславными, эта же, напротив, взращивает в нас смирение».
98. Может ли самопознание сделать человека тщеславным? Или такое возможно только в том случае, если он занимается не самопознанием, а чем-то другим, независимо от того, какими сам считает свои занятия?
99. Можно ли считать наличие у человека растущего тщеславия признаком того, что он не занимается самопознанием или если занимается, то только формально и совсем неправильно?
100. Являетесь ли Вы тщеславным человеком сейчас?
101. Как менялось Ваше тщеславие в течение последних лет? Оно росло втайне от Вас и набирало силы, или оно уступало свое место скромности?
102. В чем причина наличия у людей тщеславия?
103. Почему наличие у человека настоящих знаний о себе и о мире может стать причиной увеличения его скромности, уменьшения его тщеславия?
104. Как Вы относитесь к утверждению: «знание надмевает, а любовь назидает»?
В чем его смысл?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru