Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.
Глава X
О необходимости и средствах познания своего темперамента.
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
1. Вы изучали свой темперамент?
2. Вы пытались наблюдать за другими людьми, изучать их темперамент и понять причины того или иного варианта поведения, которое они демонстрирует в разных случаях?
3. Как часто приходится убеждаться, что реагируете на разные события одинаковым образом, в зависимости от того, что внутри Вас затрагивается этими событиями?
4. Сколько времени Вам понадобится, чтобы написать подробное описание собственного характера, темперамента? У Вас хватит силы воли и желания, чтобы составить такое описание?
5. Вы знакомы с какими-нибудь психологическими теориями, описывающими типы характеров, темпераментов? Почему да или нет?
6. Насколько важно и полезно иметь такие знания?
7. Опираясь на классификацию автора книги, Джона Мейсона, сможете вспомнить среди своих знакомых, или других людей, с которыми имели дело в жизни, тех, кто соответствует перечисленным характеристикам? Делая это, попробуйте оценить, насколько глубоки Ваши знания в этом, как легко или трудно Вам удается вспомнить кого-то, почему этот так.
8. «Если страсти быстро возбуждаются, то мы говорим, что у этого человека горячий темперамент или нрав». Кто из Ваших знакомых соответствует такому описанию?
9. «Если страсти проявляются постепенно, то он имеет холодный темперамент».
Кто из Ваших знакомых соответствует такому описанию?
10. «Если человек часто проявляет гнев, злобу, гордость, то мы говорим, что он имеет жестокий, грубый или надменный темперамент». Кто из Ваших знакомых соответствует такому описанию?
11. «Если же для него характерны чувства любви, сострадания и благосклонности, то мы считаем, что у него кроткий, симпатичный и ласковый нрав». Кто из Ваших знакомых соответствует такому описанию?
12. А когда все страсти тихи и умеренны, в них преобладают кротость и приятность, то это темперамент спокойного и доброго человека. Кто из Ваших знакомых соответствует такому описанию?
13. Вы думали над тем, как относитесь к людям с разными темпераментами, какой темперамент Вам нравится и почему, какой – не нравится?
14. Ваше отношение к людям разных темпераментов зависит от того, какой у Вас темперамент, или от того, как сложились Ваши личные взаимоотношения с разными людьми, кто из них оказался для Вас другом, кто врагом, кто помог Вам, а кто – навредил?
15. Ваше отношение к другому человеку зависит в первую очередь от чего?
16. Как Вы считаете, Ваши близкие и друзья знают Ваши главные черты, Вашу главную страсть?
17. Необходимо ли каждому человеку знать свою главную черту, свою главную страсть?
18. Вы знаете свою главную черту, свой темперамент, свою главную страсть? Сможете подробно описать?
19. Как Вы понимаете высказывание Христа: «Не знаете, какого вы духа» (Луки IX. 55).
20. Почему даже такие люди, как апостол Яков и Иоанн так мало знали себя?
21. Вы часто бываете под властью духа гордости? Когда в последний раз? Какое место в Вашей жизни занимает этот дух?
22. Вы часто бываете под властью духа мщения? Когда в последний раз? Какое место в Вашей жизни занимает этот дух?
23. Вы часто бываете под властью духа жестокости? Когда в последний раз? Какое место в Вашей жизни занимает этот дух?
24. Вам удавалось заметить, как страсть деформирует ум, мышление, искажая факты, их восприятие? Можете вспомнить такие случаи в своей жизни, в жизни других людей?
25. Если рассмотрите самого себя, то от чего зависит уровень влиятельности той или иной страсти на Ваше мышление, на Ваш разум, от телосложения, от разных животных наклонностей или от природного свойства самой души?
26. Что думаете об утверждении: «меланхолики слишком мрачно воспринимают религию и представляют ее в самом непривлекательном виде, с одними лишь строгостями и умерщвлениями плоти»? Насколько оно соответствует Вашим наблюдениям за собой и за другими людьми? Можете вспомнить конкретные примеры?
27. Что думаете о следующем утверждении: «Если же в них господствуют более живые и веселые страсти, то они впадают в другую крайность и чувственные удовольствия смешивают с религиозными переживаниями»? Насколько оно соответствует Вашим наблюдениям за собой и за другими людьми? Можете вспомнить конкретные примеры?
28. Если обратить внимание на Ваше собственное отношение к религиозному чувству, то скорее Вы склонны многое себе прощать или слишком суровы к себе?
29. Что думаете о следующем утверждении: «Если вы хотите узнать себя, то должны изучить свой природный темперамент, свои наклонности и любимые страсти, потому что из-за них мы чаще всего судим превратно, и они перевешивают наш разум. Это распахнутые двери, через которые мы неприметно и без всякого внимания с нашей стороны впускаем в себя тысячи заблуждений и тайных пороков» (Дж. Аддисон, “Spectator № 899”). Можете вспомнить из своей жизни примеры его правоты или наоборот?
30. Пробовали ли использовать внешние обстоятельства как помощники в деле исследования своего характера, наблюдая за тем, каким является влияние этих обстоятельств, каким оказывается Ваше поведение при их наличии, Ваша реакция?
31. Вы обратили внимание на то, как хорошо раскрывают особенности Вашего темперамента, характера, те удовольствия, которые Вы предпочитаете?
32. Вы знаете, что именно доставляет Вам наибольшее удовольствие: греховные желания, толкающие Вас в порок, чувственность, толкающая Вас к пошлости и грязи, романтические сцены и воображаемые удовольствия, говорящие о Вашей любви к пустякам?
33. О чем говорит способность человека получить удовольствие от науки, от усовершенствования разумных способностей?
34. О чем говорит предпочтение находиться в религиозном созерцании в качестве удовольствия? Каким можно считать нрав такого человека?
35. Можем ли мы благодаря тщательным наблюдениям за тем, что нас более всего огорчает или возмущает и что доставляет наибольшее удовольствие, узнать господствующую в нас страсть и преобладающие в нас склонности? Каков Ваш опыт в этом деле? Что выяснили о себе в последнее время, включая последний год, месяц, неделю, вчерашний и сегодняшний день?
36. Что думаете о следующем высказывании: «Итак, душа моя, войди в обитель своего сердца! Она не пространна, но глубока и ты найдешь в ней немало для себя занятий. Ты никогда не будешь в состоянии исследовать всю глубину его, она известна только Тому, кто испытывает наши внутренние помышления. Испытай себя, - и ты увидишь, что гораздо важнее знать происходящее в тебе, нежели все, что делается в мире. Не трать время на вражду и ссоры, лучше обрати внимание на борьбу между плотью и духом, между телом и умом. Устраняй эту вражду, учись подчинять себе плоть, отдай разуму его трон, а благочестие призови к нему в советники. Укроти страсти и подчини их. Приведи в порядок свое маленькое царство и мудро управляй его бесчисленными обитателями – чувствами, мыслями и сердечными страстями».
37. Вам удается в повседневной жизни учесть потребности, способности, стремления и возможности Вашей души? В чем это проявляется конкретно?
38. Стремится ли Ваша душа к самопознанию, к испытанию себя?
39. Считаете ли Вы, что существует борьба между телом и духом, между телом и умом?
40. Вы пробовали устранить эту вражду, подчинить себе плоть, отдавая разуму его трон, призывая благочестие к нему в советники? Удается ли Вам это? Достаточно ли хорошо?
41. Считаете ли Вы, что умеете укрощать свои страсти? Или скорее они пока властвуют над Вами? Можете вспомнить случаи как первого так и второго варианта?
42. Вы хотите привести в порядок свое маленькое внутреннее царство и мудро управлять его бесчисленными обитателями – чувствами, мыслями и сердечными страстями?
43. Насколько важно для Вас осуществление этого желания?
44. Каковы Ваши успехи в этом деле? Что Вам мешает и что помогает добиться желаемого результата?
45. Насколько важно было бы для улучшения отношений между людьми в целом, знание человеческих характеров, темпераментов?
46. Такие знания применялись бы в благих целях, или скорее всего для манипулирования людьми, для более ловкого обмана? От чего зависит приоритетность применения? Что может влиять на выбор главных направлений применения знаний о человеческом характере, темпераменте?
47. Вы сами, зная о слабых и сильных сторонах темперамента какого-то человека, пытались воспользоваться ими для своей пользы, игнорируя пользу этого человека? Встречали ли такое поведение у других?
48. Насколько реклама по телевидению или радио, другие формы рекламы, учитывают человеческие слабости? Нацелены ли они на то, чтобы приносить пользу человеку или на то, чтобы воспользоваться человеческими слабостями, чтобы заставить совершить тот или иной шаг, будь то покупка товара или голосование за политика?