Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием. 


Глава XII

Тот, кто знает себя, знает и то, как сильно в нем желание похвалы.


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)  

1. Вы любите, когда Вас хвалят?
2. Вы любите славу?
3. Допускаете, что любовь к похвале, к славе, может присутствовать у Вас тайно, и даже если Вам это известно, их настоящая сила и влиятельность может существенно отличаться от того, что Вам известно.
4. Вам удавалось заметить, в какой мере в поступках, планах, действиях, в отношениях с другими людьми находитесь под влиянием любви к славе и к похвалам?
5. Насколько важно научиться распознанию собственной любви к славе? Почему это важно?
6. Насколько взаимосвязаны дух соревнование и любовь к славе?
7. Какие Ваши поступки в течение последней недели были обусловлены влиянием духа соревнования, славолюбия, желания привлечь внимание к себе, получить похвалу?
8. С какой целью присутствуют эти особенности в человеке? Какую пользу могут они принести?
9. Как можете сами получить от славолюбия, от духа соревновательности, пользу?
10.  Допускаете ли Вы, что если бы у человека не было потребности в одобрении со стороны, многие прекрасные и добрые дела не были бы сделаны?
11. Как лучше выразить свое одобрение другому человеку, чтобы тот не возрастил в себе преступное честолюбие, а оставался скромным, но способным на добрые дела и способным радоваться одобрению после их свершения?
12. Вы видели людей, которые добиваются людской похвалы, несмотря на то, заслуживают они этого или нет и не разбирая средств для достижения?
13. Вы сами поступали когда-нибудь так?
14. Почему люди так ведут себя? Они глупы, или охвачены властью славолюбия? Как можно им помочь в этой ситуации?
15. Чем отличаются славолюбие, потребность в одобрении со стороны других людей от тщеславия?
16. Вы встречали людей, которые прибегали к ничтожным хитростям и притворству, чтобы только составить себе имя, чтобы любыми путями, включая тайные, непрямые, получить несколько льстивых похвал, вне зависимости от того, кто их источает?
17. Какие из известных Вам современных политиков соответствуют этому описанию на Ваш взгляд?
18. А из обычных людей, которых Вы знаете лично?
18. Вы тщеславный человек?
19. К каким отрицательным последствиям может привести тщеславие?
20. Может ли тщеславие побуждать человека к неправильным действиям, так что он готов пожертвовать уважением всех благоразумных и честных людей, предпочитая им шумное одобрение увлеченной толпы?
21. Может ли честолюбие перейти за пределы приличия и истины, нарушая обязанности чести и добродетели, превращаясь в худшую форму тщеславия, в порок, нарушающий спокойствие и счастье окружающих людей?
22. Справедливо ли утверждение, что порочное тщеславие в большей степени, чем что-либо другое, было причиной разрушения и опустошения стран и народов?
23. Вы замечали, как отношение к тщеславному человеку со стороны масс отличается от истинного понимания смысла его поступков и целей?
24. Можете вспомнить примеры различия между общим мнением и истиной?
25. Может порок, превозносящийся злом и бедствиями, приниматься за добродетель?
26. Можете вспомнить в известной Вам истории человечества примеры, когда недостойные называться добродетельными, увенчиваются лаврами даже теми людьми, которых они разорили, и эти лавровые венки, по общему согласию, сохраняются для них и в более поздних веках?
27. Вам известно, что Сенека называл Александра Македонского палачом, стремящимся навлечь ужас на человечество и что он должен был быть знаменитым только как страшный и ненавистный зверь?
28. Будут ли полезны для Вас размышления о других аналогичных исторических персонажах, с целью понимания, что двигало каждым, какого отношения они заслуживают на самом деле?
29. О ком еще можно сказать, что «такие ложные герои, совершенно не зная самих себя, ищут добычи и славы, истребляя человеческий род, и при таком ложном честолюбии навлекают на себя позор и проклятие народов вместо бессмертной славы, за которой они гонялись, воображая, что достигли ее»?
30.  Что является причиной существования таких людей? Особенности человеческой природы или недостаточные знания об этой природе?
31. Если бы люди имели более точные знания о себе, если бы самопознание было более распространенным занятием и каждый человек был бы мастером в этом деле, можно было бы ожидать, что тщеславных людей тсало бы значительно меньше и последствий их злодеяний тоже?
32. Может ли человек истинно не узнать себя до тех пор, пока не познакомится с тайным и часто неприметным источником своих действий и не заметит, какую власть и влияние имеет это на его слова и поступки?
33. Как Вы считаете, легко ли живется человеку, над которым властвует его порок, например, тщеславие? Не является ли он несчастным рабом своего порока?
34. Не приводит ли это рабское служение своему тщеславию к тому, что человека, страдающего этим, и возбуждающего своими действиями зависть или ненависть в окружающих, нередко подвергают жестоким мучениям, а иногда и уничижению?
35. Как часто такие люди в излишней запальчивости теряют из вида свою цель?
36. Что Вы думаете об утверждении: «Добродетель и истинное превосходство не прячутся от света, но и не поднимаются на крыльях честолюбия, которое, превозносясь, подвергается затем ужасному падению»?
37.  Правильно ли говорится: «Благоразумный человек скорее пренебрежет одобрением толпы, нежели будет гоняться за ним»?
38. Что думаете об утверждении: «Рассмотри свойства чувств невежественных людей и глубину понимания, которая у них присутствует, и ты никогда не будешь искать популярности, и бояться его неодобрений, или заботиться о том, как будут судить о тебе те, которые не умеют правильно судить и о самих себе» (Марк. Антон. Кн. XI. 16).
39. Мнение каких именно людей о Вас считаете важным?
40. Это зависит только от чувственной привязанности к ним или другие критерии тоже учитываете?

Несколько цитат из рассмотренной главы книги Джона Мейсона.

***
   Человеку, для того чтобы открыть сердце самому себе, необходимо рассмотреть свое славолюбие и то, какими путями он собирается удовлетворять эту страсть.
***
   Итак, человек до тех пор истинно не узнает себя, пока не познакомится с тайным и часто неприметным источником своих действий и не заметит, какую власть и влияние имеет это на его слова и поступки.
***
Добродетель и истинное превосходство не прячутся от света, но и не поднимаются на крыльях честолюбия, которое, превозносясь, подвергается затем ужасному падению.
***
 Благоразумный человек скорее пренебрежет одобрением толпы, нежели будет гоняться за ним.
***
«Рассмотри свойства чувств невежественных людей и глубину понимания, которая у них присутствует, и ты никогда не будешь искать популярности, и бояться его неодобрений, или заботиться о том, как будут судить о тебе те, которые не умеют правильно судить и о самих себе» (Марк. Антон. Кн. XI. 16).

 

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru