Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.
Глава XIII
Какие знания мы приобрели и насколько их уважаем?
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
1. Вы думали над тем, какими знаниями обладаете, почему именно такими, а не другими?
2. Какие из своих знаний кажутся Вам наиболее важными и ценными? О чем эти знания?
3. Каковы критерии, с помощью которых правильнее оценивать знания?
4. Какие знания Вы получали потому, что искренне хотели их получить, а какие – по другим причинам?
5. Существуют ли знания, о которых Вы пока только мечтаете, но которыми не обладаете?
6. Какие знания Вы очень хотите получить, но не удается по разным причинам?
7. Что это за причины, мешающие Вам удовлетворить свою жажду знаний? Они обусловлены ограниченным временем, недостатком денег, или речь идет о таких причинах, как отсутствие некоторых знаний вообще, не только у Вас, но и у человечества в целом?
8. Существуют такие знания, которые Вы хотели бы получить, но которые невозможно получить, потому что этими знаниями человечество еще не обладает? Какие, можете перечислить?
9. Бывает ли так, что начинаете слишком высоко ценить свои знания и порождаете у себя высокомерие, самодовольство?
10. Можете вспомнить такие знания, которые чаще становятся поводом для высокомерия?
11. Можете вспомнить такие знания, которые делают Вас холодным, необщительным, претенциозным, своенравным и гордым, испытывающим презрение к тем, кого считаете невеждами?
12. Почему это возможно – наполнятся такими отрицательными чувствами в результате полученных знаний?
13. Если такое происходит, можно ли сказать, что какими бы ни были наши познания, они приносят нам больше зла, чем добра?
14. Удалось ли Вам избежать этой печальной участи стать холодным, необщительным, претенциозным, своенравным и гордым, испытывающим презрение к тем, кого считаете невеждами?
15. Вы замечали ранее такую опасность, предпринимали ли меры против нее?
16. Если такое переполнение отрицательными чувствами в результате полученных знаний случается с человеком, то можно ли сказать, что знания нанесли ему колоссальный вред?
17. Если сравнить, что человек без таких знаний, каким бы невежественным не казался, является менее смешным, чем с ними и с теми отрицательными чувствами, которыми он переполнен в результате их наличия?
18. Является ли главной причиной этого отрицательного аспекта получения знаний то, что человек плохо знает себя, что его знания охватывают другие сферы, недостаточно затрагивая сферу знаний человека о себе самом?
19. Можно ли считать, что тот, кто гордится своей ученостью, всего лишь показывает и доказывает другим, что не знает себя?
20. Видели ли Вы людей, которые стараются создать о себе мнение, будто они обладают большими знаниями, выдают себя за ученых, хотя это не соответствует действительности?
21. Вы сами ведете себя так же иногда? Почему да или почему нет?
22. Вам удавалось в разговоре с такими людьми лично убеждаться, насколько их показные знания отличаются от действительно имеющихся у них знаний?
23. Заметили ли Вы, как они сопротивляются, если кто-то пытается вести разговор с ними глубже, пытаясь раскрыть суть рассматриваемой темы?
24. Вам удается рассматривать темы, о которых говорите, максимально глубоко, целенаправленно погружаясь в суть, не оставаясь на поверхностном уровне?
25. Почему люди, которые делают все, чтобы казаться знающими, боятся погружаться в суть рассматриваемых тем?
26. Поступили бы они так, если бы добивались успеха в самопознании?
27. Может ли человек поступить наоборот, притворяясь, что ничего не знает и гордясь этим, чтобы показать себя более глубокомысленным и проницательным?
28. Вы встречали таких людей?
29. Сами поступали так?
30. В чем их главное притворство, какова их цель и в чем недостатки этой цели?
31. Какова разница между утверждением – «я ничего не знаю», и утверждением «я ничего не знаю до конца»?
32. Вы любите тонкие и отвлеченные споры?
33. Какую пользу или вред могут принести слишком тонкие и отвлеченные споры или обсуждения, беседы?
34. Какова разница между спором и обсуждением, между спором и диалогом?
35. Для чего обычно спорят люди? Чтобы быстрее дойти до истины, получить более точные знания или решения проблем, или для того чтобы показать себя, убедить других в том, что они хуже, а я лучше, умнее, мудрее?
36. Вы участвовали в таких обсуждениях или диалогах, целью которых был совместный поиск лучших решений проблем, совместный поиск ответов на важные вопросы, на который каждый отдельный участник затрудняется найти ответ?
37. От чего зависит качество диалога или спора? От личностей, которые в нем участвуют или также от того, обладают ли они знаниями о способах ведения эффективных бесед?
38. Вы обладаете знаниями о способах ведения эффективных бесед?
39. Вы можете оценить, какие из Ваших знаний являются самыми важными как для Вас, так и для общества, в котором живете, для Ваших близких?
40. Считаете ли Вы, что в качестве критерия для оценки важности знаний можно взять то, насколько знание служит для лучших целей, делает человека мудрым, более приятным и полезным как для себя так и для других?
41. Знание можно считать всего лишь средством для достижения указанной цели – делать человека мудрым, более полезным для себя и для других?
42. Другими словами, можно сказать, что лучшее знание – то знание, которое ведет человека к лучшей цели?
43. Сравнивая знания, которые ведут человека к лучшим целям, можно ли сказать, что среди них важнее те, которые позволяют легче добиться поставленных целей?
44. Считаете ли Вы, что наилучшее знание - то, которое прямо ведет человека к лучшей цели, т.е. к истинному счастью, а главной целью всего непременно должна быть слава Божия?
45. Что означают для Вас слова: лучшая цель – это стремление к истинному счастью, а главная цель всего – слава Божья?
46. Если рассмотреть с помощью перечисленных критериев знания людей, можно выделить те, которые являются вредными, разрушающими счастье человека?
47. Приносит ли вред знание порока, вытекающее из опыта?
48. Приносит ли вред человеку знание искушений и тайных путей к их исполнению?
49. Приносит ли вред человеку умение притворяться, обманывать и быть бесчестным плутом?
50. Можете найти, вспомнить такие знания, которые бесполезны, хотя их приобретение стоило большого труда и времени, потому что они сами они ничего не стоят и служат только для забавы или игры воображения?
51. Можно считать бесполезными знания различных игр, новостей, в которых человек может быть хорошим критиком и экспертом, но отнюдь не сделается от этого мудрым и полезным?
52. Что думаете о важности узких профессиональных знаний, например, усовершенствование в каком-нибудь мастерстве или искусстве, от которого зависит благосостояние труженика и общеполезность дела?
53. Считаете ли, что так как цели этих знаний полезные, нужно уважать их и совершенствовать по достоинству?
54. Считаете ли Вы, что такие знания, как познание Бога и самих себя, познание свойств нашего окончательного счастья и путей к нему, важны и необходимы всем?
55. Что означает для Вас лично утверждение: «Человек никогда не поймет себя, пока не сделает справедливой оценки своих познаний и не взвесит, какое из них лучше и достойно его деятельности. Как высоко он ценит его? Какую пользу это знание приносит, и какое влияние оказывает? Что в нем хорошего? И к чему оно приведет в настоящем и будущем?»
56. Человек, который переполнен уважения к самому себе и к своим знаниям, который считает свои знания превосходными, демонстрирует таким образом свое невежество или действительно высокое качество своих знаний?
57. Вы замечали, что чем меньше знаний у человека, тем больше он любит их выставлять напоказ и приписывать себе особое значение?
58. Встречались ли Вам самонадеянные молодые люди, недозрелые академики, студенты, другие люди, которые не обучались в молодости, а потом стараются компенсировать отсутствие обучения чтением без вкуса и здравого смысла, только для пополнения сведений, чтобы казаться ученым и знать обо всем настолько, чтобы влезать в разговоры, не делаясь от этого ни умнее, ни полезнее - ни для себя, ни для других?
59. А сами иногда бываете похожим на них?
60. Почему люди, которые многому учились и приложили к этому немало трудов, часто ставят себя очень высоко, хотя им нужно переучиться, прежде, чем сделаются истинно мудрыми?
61. Вам удавалось обнаружить, что если пробовать знания таких людей на прочность, на глубину, исходя из рассмотренных выше критериев, то можно убедиться, что они вообще ничего не стоят?
62. Почему такое возможно – учиться много лет многим знаниям, набраться самодовольствия и высокомерия, при этом оставаться неспособным к действительно глубокому пониманию сути полученных знаний, их цели, предназначения, наилучшего направления применения?
63. Какой смысл Вы можете вложить в следующие утверждения:
«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (I. Кор. III. 18).
64. «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот еще ничего не знает так, как знать должно». (I. Кор. VIII. 2).
65. «Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». (Гал. VI. 3).
66. «Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (I. Тим. 1.7).
67. «Ибо судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (к Евр. V. 12).
68. Насколько перечисленные утверждения относятся к Вам тоже? Можете оценить это, подумав о каждом из них, подумав о себе, о своем образе жизни, о своих отношениях с людьми, о своем отношении к себе, к своим знаниям?
|