Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.  

Глава XIV

Изучение и наблюдение мыслей, управление мыслительным процессом.

 

(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1.Как Вы считаете, необходимо ли человеку изучение своих собственных мыслей?
2. Вы пытались когда-нибудь заниматься исследованием своих мыслей, их качеств, направления, причин их возникновения и исчезновения?
3. Какое влияние оказывает на Вас воображение?
4. Способен ли человек управлять своими мыслями, своим воображением?
5. Необходимо ли управлять ими?
6. Вам удается управлять своими мыслями и воображением?
7. Если бы нужно было аргументировать, почему нужно научиться управлять своими мыслями, какими были бы Ваши аргументы?
8. Обретение покоя, равновесия, работа над совершенствованием души, познание себя и своих способностей, причин своих поступков и чувств, возможно ли без изучения своих мыслей и правильных способов управления ими?
9. Как Вы прокомментируете следующее высказывание Джона Мейсона: «Человек, которому надо управлять таким многочисленным и беспокойным «семейством», которое представляют собой наши мысли, постоянно оказывающиеся под влиянием страстей и вожделений, не должен долго находиться «вне дома». Иначе под присмотром таких сорванцов, мысли тотчас делаются своевольными, беспорядочными, а страсти поднимут такой крик и раздор при малейшем же поводе, что трудно вообразить более страшную сцену бедствия, какая произойдет при этой схватке и бунте, когда уязвленная совесть и воспламененные страсти останутся без узды и надзора. Объятый пламенем город или перепившийся экипаж корабля, где матросы убили капитана и начали резать друг друга, были бы слабым тому подобием. Нелегко представить себе терзания духа при таком восстании и беспощадном разбое страстей. Самый мстительный человек не может пожелать большего зла своему врагу».
10. Вам приходилось заметить, что в результате каких-то обстоятельств оказались «вне дома»?
11. Случалось ли так, что Ваши мысли начинали бушевать в голове под влиянием обстоятельств, событий, чувств, желаний, страхов или необходимости принять важные решения сразу по нескольким вопросам, между которыми непростая взаимосвязь?
12. Как считаете, если исходить из собственного опыта, мысли управляют чувствами или наоборот, чувства управляют мыслями? Какой вариант случается чаще?
13. Нужно ли знать, какая мысль оказывает на данный момент времени наибольшее влияние на нас и почему именно эта мысль, как она появилась, что с ней лучше делать?
14. Вы знаете, какие мысли оказывают на Вас наибольшее влияние в последнее время?
15. Вы сможете вспомнить, какие мысли появлялись у Вас в течение последних 10 минут, последнего часа, 6 часов, 12 часов, в течение последнего дня, недели?
16. А какие из своих мыслей считаете наиболее заметными за последний месяц, за последние несколько месяцев, год?
17. Были у Вас мысли, которые оказали заметное влияние на всю Вашу жизнь и о которых Вы уже никогда не забудете?
18. Сможете предложить варианты причин появления всех тех мыслей, о которых Вам удалось вспомнить, когда отвечали на предыдущие вопросы? Какие внутренние или внешние обстоятельства были причинами появления конкретных мыслей?
19. В чем смысл высказывания Марка Антония: «Располагай своими мыслями и действиями так, как если бы ты готовился оставить этот мир».
20. Как Вы трактуете другое высказывание Марка Антония: «Человек редко и даже никогда не бывает несчастлив от того, что не знает чужих мыслей, но как он жалок, когда не знает своих побуждений».
21. Какие мысли лучше отталкивать от себя, не позволять, чтобы они овладевали нами?
22. Какие мысли лучше удержать в своем уме и питать ими свое сердце?
23. Что легче, не допускать дурным мыслям войти в душу или разум человека или потом выгнать их?
24. Стоит ли беречь себя от гневных и недовольных мыслей?
25. Вы часто гневаетесь?
26. Какую пользу или вред приносит гнев, гневная мысль?
27. Как Вы объясняете смысл утверждения: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» - это долг и обязанность христианина (Филипп. VI. 5).
28. Как воздействуют на человека мысли, сеющие страх и опасения?
29. Замечали ли когда-нибудь у себя лично, у других людей, склонность преждевременно преувеличивать свое бедствие, терпя его в результате еще до того, как оно случится? При этом бывало, что само бедствие оказывается менее тяжким, чем тот страх и те переживания, которые предшествовали ему?
30. Какие аргументы, размышления, помогли бы Вам, Вашим близким и знакомы избавиться от привычки преждевременного преувеличения своего бедствия?
31. Можете вспомнить из своей жизни несколько ярких случаев, когда в ожидании бедствия преувеличивали его масштабы и страдали заранее, до его наступления?
32. Страдания от боли, скорбь, горе являются ли поводом для бесконечного страха, тревоги, паники?
33. Какое отношение к этим явлениям позволит человеку пережить их наиболее достойным образом?
34. Что делают с человеком мысли о вражде и мщении?
35. Способен ли человек отказаться от мыслей о вражде и мщении? Как?
36. Какой вред наносит человеку переполненность злобой?
37. Может ли человек избежать переполнения злобой? Как?
38. Важно ли предпринять меры, чтобы уменьшить или свести к нулю вероятность переполнения злобой? Почему?
39. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Гнев может вспыхнуть и в сердце мудрого, но остается только в недрах безумного». Почему да или почему нет? Можете привести аргументы, объяснить?
40. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Екклес. VII. 9). Почему да или почему нет? Можете привести аргументы, объяснить?
41. Можно ли считать наличие гнева признаком глупости? Почему да или нет?
42. Как Вы воспринимаете смысл следующего высказывания: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и море переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
43. Что важнее по Вашему, количество знаний, образование человека, или искренность его сердца, его способность  любить? Почему? Можете аргументировать?
44. Почему любовь важнее щедрости, всемогущества, важнее даже веры? Какие у Вас аргументы для объяснения такого мнения? Вы согласны с этим мнением?
45. Что думаете о следующем утверждении: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
46. Любовь долготерпит? Почему считаете что да или нет?
47. Любовь милосердствует? Почему да или нет?
48. Любовь не завидует? Почему да или нет?
49. Любовь не превозносится и не гордится? Почему?
50. Почему любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла?
51. Почему любовь не радуется неправде, а сорадуется истине?
52. Почему любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит?
53. Вы тоже считаете, что «Любовь никогда не перестает, хотя пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Почему да или нет?
54. Как Вы трактуете смысл следующего высказывания: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. Когда я был младенец, то по младенчески говорил, по младенчески мыслил, по младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познал. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (Коринф. ХIII. 1")».
55. Считаете ли Вы, что только отчасти знаете и отчасти пророчествуете, что пока еще не совершенны и что возможно в будущем доиться настоящего знания, умения видеть будущее, стать совершенным? Почему да или нет?
56. Важно ли присутствие в сердце человека Веры, Надежды, Любви? Почему?
57. Как Вы относитесь к мести? Можете объяснить свое отношение подробно, аргументируя?
58. Мстительность хорошо или плохо? Почему?
59. Почему можно считать, что дух мщения есть дух дьявольский?
60. Появляются ли у Вас в голове иногда пустые, мелочные и неприличные летам мысли, которые иногда приходят неизвестно какими путями и охватывают и занимают Вас забавами, не доставляя ни удовольствия, ни пользы, а только отнимая время и мешая Вашему уму употреблять себя на что-то лучшее?
61. Почему такое происходит?
62. Способны ли Вы следовать рекомендации: «Если незаметно прокравшиеся мысли и не совсем глупы и странны, но непристойны и несвоевременны, то их надо выгнать, чтобы они не мешали лучшим». Считаете ли важным научиться следовать этой рекомендации? Почему?
63. Вы можете выкинуть из головы все дикие и несбыточные, все пустые фантастические мечты? Нужно ли так поступить? Почему?
64. Считаете ли Вы, что нужно не позволять мыслям своим заниматься вещами невозможными или несбыточными и восхищаться проектами, которые нет никакой надежды исполнить? Почему да или нет?
65. Бывает ли, что погружаетесь в мечты о невозможном, фантазируете и восхищаетесь несбыточными проектами? Почему?
66. Бывает, что Вы позволяете себе напрасно беспокоиться о том, чего нет причины бояться? Почему?
67. Для чего человеку необходимо воображение?
68. От чего зависит сила, качество, правильность или эффективность применения воображения?
69. В каких сферах деятельности можно использовать воображение особенно эффективно?
70. Существуют ли сферы деятельность, в которых можно обойтись без использования воображения?
71. Бывало, что Вы смешивали разум с воображением, а истину с мечтами, сами не осознавая этого?
72. Что думаете об утверждении: «Отражение животного огня они принимают за истинный свет и думают, что видят вещи как они есть, тогда как только воображают их такими. Они не сознают, что мечты, как блуждающие огоньки (ignis fatuus), кажутся тем светлее, чем больше темноты в уме, и тот, кто пойдет за ними, тот наверняка заблудится».
73. Вы можете видеть вещи как они есть? Или их образ искажается всегда Вашим воображением?
74. О каких блуждающих огоньках, о каком животном огне говорит автор приведенной выше цитаты?
75. Вы можете вспомнить, какие иногда смешные и глупые романтические мысли приходили в голову, с содержанием, возбуждающие ум, чувства?
76. Способны ли Вы отталкивать такие мысли своевременно, до того, как под их влиянием совершите необдуманный импульсивный поступок?
77. Вы способны противостоять влиянию спонтанно возникающих похотливых мыслей, фантазий? Как?
78. Зачем нужно отталкивать от себя такие мысли и фантазии?
79. Как Вы относитесь к словам Христа: «А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. V. 28)?
80. В этом смысле насколько целесообразно наличие бесчисленных намеков на вожделение и похоть на экранах ТВ, на рекламных плакатах, на страницах и обложках книг и журналов и во многих других публичных местах?
81. Как нужно относиться к физической любви, к физиологии любовных отношений между мужчиной и женщиной, к своему физическому влечению, чтобы оно, это отношение, приносило пользу и душе и телу, и разуму и чувствам?
82. Можете вспомнить, часто ли предаетесь мрачным и меланхолическим мыслям? Когда в последний раз?
83. Всегда ли такие мысли и состояния возникают обоснованно, в связи с конкретными причинами, или бывает, что они не связаны с объективными причинами?
84. Умеете ли выходить из таких случайных состояний скоро, без погружения в них слишком глубоко? Как?
85. Почему нужно беречь себя от мрачного расположения духа?
86. Нужно ли удерживаться от неумеренных восторгов и воображаемого торжества? Почему?
87. Вы заметили, что многие столь же безумно радуются, как другие печалятся, а иные временами переходят из одной крайности в другую, в зависимости от душевного расположения? Можете вспомнить такие случаи?
88. Бывает ли с Вами такое, что в состоянии волнения от радости видите ситуацию, свои поступки и цели иначе, чем потом, после успокоения, замечая в сказанном и сделанном много нежелательного и даже достойного порицания? Можете вспомнить такие случаи из собственной жизни?
89. Способны ли Вы, прежде чем мысленно судить о чем-нибудь, сначала привести в равновесие свой ум, убедиться, что он в состоянии мыслить не предвзято, четко?
90. Замечали ли Вы, что иногда от этого зависит результат мышления, выводы, решения? Что в несоответствующем, неудобном и неправильном состоянии ума можно придти к совершенно неправильным решениям, ответам на вопросы, совершить неправильные поступки, говорить вредные речи?
91. Бывает ли, что Вас посещают нечестивые и богохульные мысли, которые Вы и сами не знаете, как приходят в голову? Умеете ли Вы справиться с ними? Что помогает, что мешает? Что посоветовали бы своим близким?
92. Вы способны быть всегда настороже по отношению к подобным мыслям, поскольку некоторые из них вкрадываются в самое сердце?
93. Ваш разум умеет стоять у дверей сердца, души, охраняя вход и не впускал вредные мысли вовнутрь, выгоняя их, если даже они ворвутся внутрь?
94. Можете привести примеры другого рода мыслей, к которым мы должны быть не только благосклонны, но должны приложить все усилия, чтобы сохранить их у себя в уме и пользоваться ими как можно дольше?
95. Вам удается отличить такие мысли от других и получать пользу, удовольствие от них?
96. Отличаете ли Вы от остальных мысли, которые доставляют душе разумное и религиозное удовольствие, просвещают ум и сердце?
97. Способны ли Вы ласкать, культивировать такие мысли в себе, удерживать их, пока они не впечатаются в ум так, что останутся в нем навсегда?
98. Как можно развить в себе такую способность? Насколько это важно для Вас? Почему?
99. Что нужно, чтобы приучить ум открывать, собирать и тщательно совершенствовать лучшие мысли?
100. Поможет ли этому важному делу приучение себя к уединенному разумному размышлению, приучение себя к нравственному обсуждению их и к религиозному созерцанию?
101. Считаете ли Вы, что стараетесь приучить себя к уединенному разумному размышлению?
102. Часто ли находите Вы время для размышлений о нравственности?
103. Часто ли находите время для созерцания себя, мира, Творца, Вселенной, Миропорядка?
104. Для того чтобы подготовить и расположить ум к занятию добрыми и полезными мыслями, должны ли мы приучить его к уединенному и разумному порядку размышления?
105. Заботитесь ли Вы о том, чтобы подготовить и расположить свой ум к занятию добрыми и полезными мыслями?
106. Если в вас возникает добрая мысль, следите ли за ней? Удается не терять ее из вида? Удается  и не допускать, чтобы какая-нибудь мелочь отклонила вас от нее.
107. Нужно ли удержать в уме добрую мысль до тех пор, пока не исчерпаем вполне и не сообразим, какие от нее могут быть положительные последствия?
108. Нужно ли при этом придерживаться разумных критериев и не цепляться за мысль дольше, чем следует, чтобы не давать мышлению неестественное направление без всякой пользы? Удается ли Вам обратить внимание и на важность удержания ценной мысли, и на важность своевременного отвлечения от него?
109. Вам удается сосредоточить внимание на одном предмете в своих размышлениях, когда в этом возникает необходимость?
110. Считаете ли важным развитие такой способности?
111. Что нужно предпринять, чтобы собрать и остановить на конкретном предмете рассеянные мысли?
112. Помогает ли уяснение себе предмета со всех сторон?
113. Помогает ли стремление выразить лучшие свои идеи подходящими словами, создание привычки тщательно сформулировать их и записать?
114. Часто ли записываете свои собственные мысли, включая как вопросы, которые возникают, так и варианты ответов, результаты размышлений?
115. Вам приходилось делать выводы ради самых выводов, демонстрируя свое красноречие или любуясь своим умением думать, теряя суть темы и смысл размышлений?
116. Вам приходилось общаться с людьми, которые не умеют доводить беседу до важных и ценных выводов и заблуждаясь в мелочах, пытаются компенсировать отсутствие смысла красноречием и количеством слов?
117. Какую пользу можно получить, если научиться рассматривать вопросы и темы по существу, направляя внимание на суть, на самое главное?
118. Ум человека способен понять себя? Что может помогать, что может помешать этому?
119. Умеете ли вы доводить свои рассуждения до самого конца, то завершения, до получения ясного понимания того, о чем размышляли? Это происходит только по поводу простых вопросов или Вы готовы удержать свое внимание в направлении интересующего Вас вопроса в течение длительного времени?
120. Существуют ли темы, вопросы, проблемы, над которыми Вы размышляете уже несколько месяцев?
121. Существуют ли темы, вопросы, над которыми Вы размышляли несколько лет, и только потом нашли ответ?
122. Существуют ли темы, вопросы, над которыми Вы рассуждаете в течение всей взрослой жизни, не находя пока ответов?
123. Как считаете, нужно ли помнить о собственных важных вопросах, которые остались открытыми, возвращаться к ним всегда, пока они кажутся важными и пока не нашли своего ответа? Почему да или нет?
124. Такое отношение к вопросам и размышлениям помогает или мешает жить? Можете аргументировать свое мнение?
125. Что дает человеку больше свободы и счастья в жизни, избегание размышлений или умение докопаться до сути в своих размышлениях?
126. Вы умеете терпеть своих собеседников или коллег, знакомых, даже в тех случаях, когда они демонстрируют невежество или другие не самые приятные качества?
127. Или Вам больше нравится спорить с ними и доказывать их не правоту?
128. Вы пробовали относиться к таким людям хладнокровно, сдержанно, с пониманием их недостатков, сочувствуя им?
129. Вы получаете удовольствие от исследования истины, от разрешения своих собственных и общепринятых заблуждений, благодаря своим спокойным, хладнокровным и последовательным размышлениям?
130. Приятное ли занятие исследование и совершенствование добрых и полезных мыслей?
131. Какие результаты может принести такое занятие?
132. Что необходимо для питания ума добрыми мыслями?
133. Помогут ли в этом размышления о нравственных вопросах, о религиозных вопросах?
134. Какие еще темы могут быть полезными?
135. Можно ли считать такие размышления самыми благородными и полезными? Почему?
136. Удается ли Вам найти время для размышлений о Боге?
137. Какова самая главная цель всех человеческих размышлений?
138. Является ли желание достичь бессмертия главной целью человеческих размышлений?
139. Является ли достижение состояния вечного блаженства главной целью человеческих размышлений?
140. Что Вы думаете о такой цели, которую, по мнению Джона Мейсона ставит перед собой религия: «Сделать нас подобными Богу и вести к блаженству»?
141. Считаете ли Вы, что только понимание такой цели религии позволяет считать себя действительно религиозным?
142. Следует ли оценить религиозность других людей тоже по этому критерию?
143. Что думаете об утверждении: «Искренность истинного религиозного чувства лучше всего познается из легкости, с которой мысли обращаются к Богу, и из удовольствия, с которым исполняются благочестивые упражнения».
144. Расположены ли Вы к размышлениям о Боге, к беседам на эту тему?
145. Можно ли считать, что для человека важнее всего наблюдать, какими мыслями он занимается и какое общество ему следует предпочитать, потому что и то и другое одинаково действует на его ум?
145. Согласны с тем, что плохие мысли – то же, что и плохое общество, а добрые мысли просвещают, наставляют и занимают ум, как хорошее общество?
146. Можно ли считать главной выгодой уединения то, что оно позволяет человеку выбирать себе собеседников, которые ему более всего по сердцу?
147. Нравится ли, соответствует ли Вашему личному опыту образ, который приводит Джон Мейсон, для объяснения отрицательных сторон неправильного отношения человека к своим случайным и вредным мыслям: «Если же человек уже настолько потерял власть над собой, что предается на произвол всякой глупой или тревожной мысли, то положение его можно сравнить с трактирщиком, у которого дом открыт для всех, и всякий, как бы он ни был груб, беспокоен и криклив, прямо в него заходит; разница лишь в том, что трактирщик получает какую-то выгоду за свое беспокойство, а мы лишаемся своего мира и покоя ни за что».
148. Вам достаточно хорошо удается следить за тем, какие мысли заходят к Вам, чтобы впустить достойные и отказать недостойным?  
149. Какое место в своей жизни хотели бы выделить развитию навыков правильного управления мыслями?
150. Существует ли более важный предмет для достижения покоя и совершенствования ума?
151. Что Вы думаете по поводу утверждения из Св. Писания: «Помысл глупости - грех, а кощунник - мерзость для людей» (Притч. XXIV. 9).
152. Если вспомните свой сегодняшний, вчерашний день, сколько глупых мыслей заходило к Вам без разрешения? Скольких Вам удалось прогнать от себя?
153. Сколько ценных и полезных мыслей приходило к Вам вчера и сегодня? Смогли ли бережно относиться к ним, поддержать их, развить?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru