Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.


Глава XVI

О внутреннем или духовном вкусе.


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
 
1. Внутренний духовный вкус – что значит это понятие для Вас? Связано ли оно с какими-нибудь наблюдениями над людьми, над собой?
2. Вам приходилось думать о том, как отличаются предпочтения и интересы людей в духовной сфере?
3. Когда человек имеет особое расположение к некоторым видам духовных занятий, размышлений, а к другим чувствует отторжение и нежелание ими заниматься, чем это обычно обусловлено, как считаете? Привычкой, воспитанием, или особенностью характера человека?
4. Насколько сравнимо привыкание к одним видам духовных интересов и деяний, и отторжение других с привыканием к разного рода пище? Уместно ли такое сравнение?
5. Что для Вас означает понятие духовная пища? Что можно считать духовной пищей?
6. Вы думали над тем, какие виды духовной пищи Вам нравятся больше, какая форма подачи или какие способы принятия духовной пищи стали для Вас наиболее предпочтительными?
7. Существуют ли такие виды духовной пищи, духовных занятий, практик, к которым Вы чувствуете отвращение?
8. Разделение духовной сферы на области, которые нравятся и являются желанными, интересными, и на другие области, которые не нравятся, отвергаются и не воспринимаются, является разумным разделением и соответствует благодати или не имеет отношение ни к разуму, ни к благодати, а является результатом случайно сложившихся обстоятельств жизни человека?
9. Может ли такое разделение привести к нетерпимости?
10. Можно связать различный вкус к духовным предметам с воображением человека?
11. Справедливо ли утверждение, что, «как нельзя сказать о ком-нибудь, что его кулинарный вкус лучше, чем у кого-то другого только потому, что он любит определенные блюда, так же мы не можем признать чье-либо суждение о предметах религиозных более основательным только потому, что он придерживается особых учений и форм»?
12. Важно ли разобраться в вопросах духовного вкуса? Почему да или нет?
13. К каким отрицательным последствиям может привести неразумное отношение к собственному или к чужому духовному вкусу?
14. Может ли духовный вкус ввести в заблуждение рассудок, разум человека? Были ли в Вашей жизни такие случаи?
15. Вы слушали когда-нибудь проповеди?
16. Замечали ли Вы, насколько по-разному относятся люди к проповедям? Что одни «желают, чтобы проповеди были более пафосными и обличительными, другие – чтобы они были более основательными и рациональными, третьи хотят более возвышенных и мистических; для одних они не вполне ясны, для других не слишком утонченны».
17. Вам нравятся проповеди или книги, которые обращены к Вашему разуму, или такие, которые воздействуют против привязанностей и страстей, усмиряя их, избавляя от их влияния?
18. Вам нравятся проповеди или книги, которые помогают Вам более осознанно и разумно относиться к вопросам практической жизни, к вопросам совести?
19. Судя по своему о проповедях, о книгах, об их полезности или ценности, Вам приходилось обратить так же внимание на необходимость судить и свои собственные вкусы, разобраться, каковы эти вкусы, предпочтения, и почему именно таковы?
20. Вы замечали когда-нибудь, что нечто, предлагаемое вниманию большого количества людей, не может одинаково нравиться каждому и обязательно будут такие, кому понравилось больше, другие, кому понравилось меньше и третьи, кому совсем не понравилось?
21. Бываете ли Вы чрезмерно привередливым, требовательным к той духовной пище, которую Вам предлагают?
22. Встречались с другими случаями, когда сама духовная пища, будь это книгой, проповедью или речью конкретного человека, оказывалась действительно низкопробной, не качественной и даже недостойной для употребления?
23. Какие критерии могут позволить отделить мнение, обусловленное своими собственными капризами вкуса, от объективного мнения, обусловленного настоящими качествами получаемой духовной пищи?
24. Вам приходилось в беседе с людьми попробовать настроиться на тот лад, к которому они кажутся более восприимчивыми, учитывать их вкус?
25. Вам приходилось в беседах поступить иначе, не стараясь соответствовать вкусовым привычкам своих собеседников, а наоборот, демонстрируя им свой собственный вкус или свои предпочтения в духовной сфере, желая улучшить чужие?
26. Бывали ли случаи, когда Вам приходилось выступить в качестве проповедника перед самим собой, убеждая себя в правильности того или иного решения, вывода, отношения к делу или к человеку, к себе, к своему прошлому, настоящему, будущему?
27. Проповедуя что-то себе, своим близким, убеждая их в чем-то, Вам удается быть добродушным и благоразумным?
28. В своих речах наиболее беспощадными и произвольными оказываются те, кто на стороне справедливости или те, кто не способен определить по-настоящему, что можно считать справедливым и почему?
29. Вам удается в своих речах или отношениях с людьми обращать внимание на то, что важнее понимание причин поступков и состояния человека чем его осуждение и порицание?
30. Вы способны применить осуждение или порицание в такой форме, чтобы целью было не унижение своего собеседника, а направление его к лучшим целям, оказание ему помощи в изменении себя, своих привычек, оказание помощи в избавлении от влияния пороков или слабостей?
31. Вы можете вспомнить случаи, когда незаметно для себя в беседах выступали в роли яростного проповедника, порицая поведение других и осуждая их с чрезмерной увлеченностью? Когда это происходило в последний раз?
32. Вы сталкивались когда-нибудь с удивительной особенностью человеческой природы, которая проявляется в том, что люди гораздо враждебнее относятся к тем, кто лишь немного расходится с ними во мнениях, чем к другим, с которыми у них существенные разногласия?
33. У Вас имеются варианты объяснений причин этой человеческой особенности?
34. Почему тот, кто, подойдя к нашему знамени, остановился, делается предметом нашего отвращения и нетерпимости более, нежели те, кто стоит от него далеко?
35. Вы тоже иногда вели себя враждебно к тем, чьи взгляды незначительно отличаются от Ваших?
36. Что поможет человеку стать выше этой слабости?
37. Может ли причиной такой агрессивности к людям, имеющим близкое мировосприятие, быть самодовольствие, желание убедить себя в собственной исключительности?
38. Вы сможете составить для себя перечень критерий, которые помогут Вам оценить свой собственный духовный вкус, обнаружить его отрицательные и положительные стороны, чтобы избавиться от первых и развивать вторые?
39. Как избежать при этом однобокости суждений?
40. Считаете ли Вы, что в своих суждениях о себе, о людях, в оценках своих и чужих духовных вкусов и нравов Вам удается опираться на христианскую любовь и избежать нетерпимости?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru