Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава III

О нашем отношении к Богу, Господу нашему Иисусу Христу и людям.

(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Думали ли Вы о том, какими могут быть Ваши обязанности по отношению к тому, что окружает Вас?
2. Как Вы считаете, имеются ли у Вас какие-то обязанности по отношению к Планете Земля?
3. Как Вы считаете, имеются ли у Вас какие-то обязанности по отношению к Солнцу, другим планетам?
4. А по отношению ко всем живым существам на планете Земля? К биосфере?
5. Как Вы считаете, имеются ли у Вас обязанности перед Тем, кто стал причиной Вашего появления на свет, а также причиной появления на свет Ваших родителей, человечества, всего живого в целом, всей Вселенной?
6. Насколько в перечисленных вопросах слово «обязанности» является уместным по Вашему мнению? А понятие «долг»?
7. Что думаете о понятии Первопричина? Существует ли, по Вашему, единое начало всего?
8. Какие Божественные Дары замечаете вокруг себя?
9. Верите в будущее блаженство? Почему да или почему нет?
10. Убеждались ли в милости Творца? Милостив ли Творец? Почему да или почему нет?
11. Способен ли человек познать своего Создателя?
12. Способны ли Вы познать своего Создателя?
13. Как Вы воспринимаете утверждение: «Он, как наш Создатель, есть Царь и Отец, а мы, как Его творения, есть Его подданные и дети».
14. Насколько важны для истинного самопознания размышления о Создателе и о себе в этом ракурсе?
15. Вы думали над тем, какие законы определяют жизнь людей, живой природы, Вселенной в целом? Если вспомнить, с каким трудом в жизни человеческих сообществ находятся эффективные законы и сколько сил приходится тратить на то, чтобы они были соблюдены, то можете представить, какова должна быть сила разума и воли, чтобы установить осмысленные законы во всей Вселенной и обеспечить их неукоснительное выполнение живой и неживой материей?
16. Доступно ли человеку раскрыть и осознать смысл законов, определяющих взаимодействие всего существующего во Вселенной, живого и не живого, видимого и невидимого, включая громадные небесные тела, планеты, звезды, галактики, включая маленькие молекоулы и атомы, элементарные частицы, электромагнитные, ядерные, гравитационные явления, наличие жизни, со всем своим разнообразием, наличие разума, чувств … ?
17.Вы сами хотели бы раскрыть суть и основу всех законов, определяющий миропорядок, осознать их смысл? Способны ли Вы на это?
18. Обязан ли человек стремиться к раскрытию сути законов миропорядка, или хотя бы законов, которые касаются живой материи, жизни человека, человеческого общества, биосферы? Или это не обязанность, а предоставленная ему возможность, которой он может пользоваться или нет, на свое усмотрение?
19. Для чего дана человеку способность понимания миропорядка и раскрытия тех законов, которые лежат в основе этого миропорядка?
20. В чем цель этих законов относительно к человеку? Что они уже дали человеку и что предлагают как возможность для будущего?
21. Предлагает ли Мир человеку пути к обретению счастья? Построен ли мир так, чтобы человек, появившийся на свет, мог обрести счастье?
22. Легко ли понять законы миропорядка, обнаружить их смысл, ту мудрость, которая в них заложена?
23. Осваивая природные ресурсы, строя дома, города, корабли и космические станции, человек борется против природы или пользуется теми способностями, которыми природа снабдила человека?
24. Природа на стороне человека или против человек?
25. Зависит ли отношение Мира к человеку от того, о каком человеке идет речь, какие у него на данный момент ценности, внутренние стремления, личные качества?
26. Создавая миропорядок и предоставляя человеку в распоряжение разные способности, Мир может иметь свои ожидания от него и может относиться к человеку с учетом того, как он, человек, относится к Миру?
26. Человеческие достижения – скорее повод для городости, гордыни, самолюбования и самодовольствия, или повод, чтобы наполниться чувством благодарности к Миру, который предоставил в распоряжение человека способности, снабдил ему всем необходимым, чтобы у него были эти достижения? Корабли и космические станции, дома, города, заводы и институты, чувство красоты и чувство любви, способность дружить и способность творить – это все заслуги человека или проявления того, что было вложено в человека и что от него ждала Природа?
27. Способность познать мир – повод для гордыни или повод для благодарности к Миру и к Творцу?
28. Может ли человек скрыть свои истинные намерения, качества и способности, стремления и чувства от Мира, от Творца, от Вселенной, от Первопричины?
29. В чем смысл познания Бога, познания Первопричины?
30 В чем смысл поклонения Ему?
31. Какую дань может приносить человек Богу, Творцу Вселенной, Первопричине?
32. Какую дань требует от человека Бог, Творец Вселенной, Первопричина?
33. В чем смысл восхваления Бога?
34.Кому приносит пользу восхваление Бога, возвещение Его славы, почитание Бога? Человеку, который это все делает искренне, с пониманием смысла и причин такого своего поведения, или Богу?
35. Почему человек должен принимать законы Творца и следовать этим законам, даже если не понимает их смысл и предназначение?
36. Способен ли человек понять смысл и предназначение всех законов мироздания, даже если Творец ничего не будет скрывать от него и предложит все в книге, с подробным изложением?
37. Скрыто ли что-нибудь от человека в Мироздании, или все перед ним открыто и ждет, когда человек созреет и прозреет, чтобы увидеть то, что всегда было перед ним, но не замечалось им?
38. Как Вы трактуете для себя лично слова: «какими бы нам не казались наблюдаемые события, мы, как покорные подданные, обязаны соблюдать спокойствие и полагаться на мудрость и справедливость нашего Творца, испытывая уверенность в том, что «Царь и Судья всей земли хочет всем воздать по правде Его». Бывали в Вашей личной жизни события и ситуации, которые намекали на то, чего хочет от Вас Бог и что дает Вам?
39. Что значит для Вас «быть добрым подданным Бога»?
40. Вы считаете себя «добрым подданным Бога»?
41. Способен ли человек осознать мудрость правления Творца?
42. Необходимо ли поделиться с другими людьми, убеждать их в том, что Бог правит миром мудро и миропорядок построен мудро?
43. Ощущаете, что Вы для Бога являетесь Его ребенком, а он Вашим Родителем?
44. Как влияет на Ваше отношение к Богу восприятие Его как своего Отца? Какие изменения отношения к нему появляются в результате размышлений об этом, какие обязанности возникают перед Ним?
45. Что значит по Вашему утверждение: «Все вы сыны Божьи по вере во Христа Иисуса» (Галат. III. 26).
46. Обязаны ли мы любить Его как отца? Почему?
47. Мы должны любить Бога, которого считаем своим отцом, в знак благодарности?
48. Или можем также любить Его потому, что имеем внутреннее ощущение родства с ним, которое проявляется как чувство любви?
49. Можно любить кого-то соразмерно с тем благом, который получаем от него? Или это является уже любовью по расчету?
50. Существует ли такая Любовь к Творцу, которая соразмерна с тем, что он создал Вселенную, все разнообразие, существующее в нем и нас самих?
51. Должен ли Творец любить нас соразмерно тому, что мы сами делаем для Него?
52. Что касается нас, может быть мы обязаны научиться любить Творца так, как способно любить сердце наше, созданное Творцом, без мер и пределов, без расчетов и сравнений, настолько полноценно, насколько возможно?  
53. Мы обязаны любить или мы созданы так, что стремимся открыться для рождения такой любви в наших сердцах и для ее проявления?
54. Вместе с тем, не связывая любовь с количеством благ, правильно ли будет для человека подумать над тем, каков его долг перед Творцом? Правильно ли будет для человека стремиться к осознанию этого долга и приложению усилий для его выполнения? Почему?
55. Почему нужно почитать Его и тщательно избегать всего, что может бесчестить святое имя  и пути Его?
56. Чувствуете ли Вы по отношению к себе любовь и заботу Творца?
57. Бывают ли случаи, когда Вы обращаетесь к Нему, когда Вам нужна защита, помощь и поддержка?
58. Уверены ли Вы в Его силе, мудрости и отеческой заботе, в том, что Он думает о Вас  и защищает, делает все для Вашего блага и лучше знает, что Вам полезно? Почему да или почему нет?
59. Уверенность в мудрости Творца и в том, что он нас любит и заботится о нас, помогает ли иметь более положительное самоощущение, не бояться будущего, избавиться от внутренней тревоги и страха?
60. Считаете ли Вы, что Бог любит Вас сильнее, чем Ваши земные родители, и что помнит о Вас всегда?
61. Готовы ли Вы предать себя в Его распоряжение? Почему да или почему нет?
62. Ощущали ли Вы когда-нибудь богатства и премудрости ведения Божия, непостижимость судьбы Его и невозможность исследовать Его путей?
63. Как относитесь к наказанию Бога? Когда это наказание по Вашему применяется и с какой целью?
64. Что означает для Вас фраза: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в Святости Его» (Евр.XII. 10)?
65. Что дает человеку сохранение в себе «характера детей Его»?
66. Заметили ли Вы в своем личном опыте и в своих размышлениях о себе, о мире, о Боге и Вселенной, что самопознание прямо ведет Вас к познанию Бога?
67. Что Вы думаете о следующих словах: «Тот, кто не знает себя, не знает и Бога, а также всего, за что мог бы называться мудрым и счастливым человеком».
68. Считаете ли Вы, что: «Для познания себя мы должны часто размышлять об очень важном своем отношении к Иисусу Христу, как нашему Искупителю»?
69. Как Вы относитесь к утверждению, что Иисус Христос является Вашим Искупителем? Что подразумевается обычно под этим образом? Что подразумеваете Вы лично под ним?
70. Считаете ли Вы себя учеником, последователем и слугой Христа, искупившего Вас?
71. Почему апостол Павел говорил: «Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы?», «Вы же Христовы, а Христос - Божий»  (1-е Коринф. III. 4, 23). В чем смысл его слов для Вас лично?
72. Что значит «Вы же Христовы, а Христос - Божий»?
73. Считаете ли себя обязанным подражать Христу? В чем удается подражать Ему и в чем – не удается?
74. Что думаете об утверждении: «каждый является христианином постольку, поскольку он следует Христу, достигая совершенного сходства с этим высочайшим образцом, какой Он оставил нам по своей всеобъемлющей благости».
75. Насколько важно соответствие дел человека с его словами, его умение действовать в соответствии с теми критериями, принципами, которые он на словах или в уме объявляет своими?
76. Как часто Вам удается соответствовать в своих действиях своим критериям и принципам? Что мешает и что помогает достичь полного соответствия?
77. Что значит для Вас утверждение: «Будучи христианами, мы являемся рабами Христовыми»?
78. Что значит для Вас  утверждение: «мы растленные и переродившиеся существа»?
79. Вы ощущали в себе внутреннюю борьбу между добрым и злым началом?
80. Как поступаете, обнаруживая в себе внутреннюю борьбу между своим  добрым и злым началом?
81. Считаете ли Вы, что наличие в человеке внутренней борьбы между злым и добрым началом  говорит о том, «что человеческая природа на том или ином пути сделала ложный шаг и перестала быть той, какой она вышла из рук Создателя»?
82. Насколько важным является такое представление о природе человека для того, кто хочет заниматься самопознанием? Помогает ли такое представление лучше помнить о необходимости в самопознании? Дает ли силы для постоянного приложения усилий в этом направлении?
83. Что для Вас означает представление о грехопадении человечества?
84. Превратные качества, их превращение в дурные привычки, появление владычества греха в человеке – что значат для Вас лично эти образы, представления?
85. Как Вы представляете осуждение греха под действием законов Творца?
86. Насколько близки или далеки для Вас следующие слова: «Я вижу в себе самый печальный признак повреждения моей природы – это низкая неблагодарность сердца, которая делает меня нечувствительным к Твоему непостижимому состраданию ко мне. Пока я не узнаю Тебя, я не могу узнать себя, а когда рассматриваю себя, то почему не всегда думаю о Тебе? Ежедневное сознание моих слабостей и грехов да обратит к Тебе мысли мои, и каждая мысль о Тебе да возжет в сердце моем пламеннейшую к Тебе благодарность. О, Божественный, сострадательный друг, любитель и Спаситель человечества!»?
87. Пробовали ли Вы ежедневное осознание своих слабостей и грехов? Что это дает Вам?
88. Вам удается обнаружить причины конкретных своих слабостей и грехов? Помогает ли такое выяснение причин избавиться от них?
Что особенно сильно мешает избавлению?
89. Какими правилами Вы больше дорожите в жизни – людскими или теми, которые содержатся в учении Христа?
90.Вы способны заметить, как часто обманываете себя, найдя оправдание для своих недостойных поступков?
91. Что является причиной самообмана? Почему каждый человек так сильно подвержен этому?
92. Вы думали, как относитесь к другим людям и как хотели бы относиться к ним, в своих мыслях, словах, действиях?
93. Нужно ли быть снисходительным к другим людям? А к тем, кого считаете ниже себя? Почему нужно или почему не нужно?
94. Нужно ли быть благосклонным и любить тех, кого считаете ниже себя? Почему?
95. Насколько важно наличие приязни, дружелюбии, уважении, почтении и внимании к тем, кто выше Вас?
96. Нужна ли безукоризненная честность, благорасположение и доброжелательность ко всем? Почему?
97. Кого и почему считаете ниже или выше себя?
98. Согласны ли Вы с утверждением: «тот, кто не соблюдает доброго отношения к другим людям, тот, конечно, не знает себя»? Почему да или почему нет?
99. Что Вы думаете об утверждении: «Однако если благоразумие и знание самого себя позволяют человеку соблюдать обязанности по отношению к «низшим», которыми он в противном случае пренебрег и старался забыть, то еще строже требуют от него  исполнения этих обязанностей религия и совесть. Если же кто-то сам намеренно этого не делает и, не владея собой, охватывается деспотизмом, тиранством и притеснением тех, кого Бог и природа подчинили его власти, тот, конечно, не знает себя, не подозревает о собственных слабостях, не осознает свои обязанности и, как бы он ни мечтал о себе, он не имеет надлежащего дара правления, потому что не может управлять собой. А тот, кто не умеет управлять собой, тот никогда не будет способен управлять другими.»
100. Всегда ли причиной несправедливого, высокомерного, жестокого или пренебрежительного отношения к другим является невежество человека, его незнание самого себя? Считаете ли Вы, что умеете всегда избегать такого отношения к другим людям?
101. Умеете ли Вы управлять собой?
102. Проявляете ли Вы высокомерие, жестокость, пренебрежение к тем, кто ниже Вас?
103.  Воспринимаете ли Вы себя как христианина и как человека, не забывая обязанностей своих к Богу, Христу и Вашим ближним в различных к ним отношениях, чтобы сохранить эти качества и исполнить свой долг? Возможно ли удержать в себе такое восприятие постоянно? Удается ли это Вам?
104.Как Вы относитесь к свои родным к членам Вашей семьи, братьям, сестрам, к матери, отцу, к старшему поколению, к деду, бабушке, к двоюродным братьям и сестрам?
105. Можете поразмыслить о каждом своем родном человеке отдельно, о том, как вы общаетесь, какие у вас отношения, что в этих отношениях хорошо, а что можно улучшить или от чего нужно отказаться полностью?
106. Вы любите своих родителей, понимаете их, стараетесь помочь? Или обвиняете их в разных бедах, с которыми приходилось столкнуться в жизни? Вы способны по-настоящему помочь им или получить настоящую пользу от того, что они стараются делать для Вас?
107. Какие свои черты характера, свои привычки, в том числе – привычное отношение к разным людям, к событиям и ситуациям, Вы считаете схожими с чертами характера и привычками некоторых своих родных? Вы пытались это выяснить наблюдая за собой и за ними? Вам удается делать осознанный выбор, какой из обнаруженных особенностей характера и привычек сохранить и развить, укрепить и поддержать, какой – наоборот, усмирить, изменить, заменить?
108. Какое место в Вашем формировании играли разные члены Вашей семьи?
109. К кому-нибудь из родных чувствуете особую неприязнь? Это чувство обоснованное и осознанное, или оно опирается на случайно сложившемся эмоциональном отношении? Что Вы думаете о будущем этого чувства? Оно должно оставаться в Вашем сердце навсегда, или планируете от него избавиться, изменить свое отношение?
110. Как Вы относитесь к своим друзьям? Если подумать отдельно о каждом из них, о ваших отношениях, каковы они? Что приносят они каждому участнику отношений – понимание себя и жизни, удовольствие и радость, поддерживают хорошее в каждом и помогают избавиться от плохого или все смешано в той или иной пропорции? Вы пробовали разобраться в этих отношениях, отделяя шелуху и случайные элементы от сути, от главного?
111. Как Вы относитесь к свои соседям по месту жительства? Насколько эти отношения соответствуют Вашим представлениям об идеальных взаимоотношениях между людьми? Вы делаете что-нибудь для того, чтобы они развивались в том направлении, которое считаете наилучшим? Что получается, что нет? Почему? Вы изучали те причины, которые могут быть у Вас внутри?
112. Как Вы относитесь к своим коллегам по работе? Насколько это отношения соответствуют Вашим представлениям об идеальных отношениях между коллегами? Вы пробовали развивать их? Что получается, что нет? Почему? Вы изучали те причины, которые могут быть у Вас внутри?
113. Как Вы относитесь к своему двору, городу, стране, к человечеству в целом? Какое отношение считаете соответствующим идеалу? Каким должно быть это идеальное отношение и насколько Вы близки к нему?
114. Как Вы относитесь к самому себе? Вы любите себя, уважаете, или наоборот, не любите, не уважаете? Вы знаете черты своего характера? Каковы они? Какие из них Вам нравятся и почему? Какие – не нравятся и почему? Вы знаете, как они были сформированы? Что пытаетесь изменить или заменить, а что – поддержать и развить?
115. Какое место в Вашей повседневной жизни занимает забота о своем теле?
116. Какое место в Вашей повседневной жизни занимает забота о своем разуме?
117. Какое место в Вашей повседневной жизни занимает забота о своей душе?
118. Какое место в Вашей повседневной жизни занимает забота о своем сердце, то есть, о своих чувствах?
119. Какое значение имеет для Вас понятие дух, присутствие духа, сила духа и так далее?
120. Каковы главные составляющие человеческого естества, Вашего собственного естества? Как они взаимодействуют между собой? Насколько Вам удается принять осознанное участие в этом взаимодействии, управлять им, организовать его в соответствии со своим желанием, своими критериями, целями?   

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru