Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава VI

Мы должны выяснить, в чем заключаются наши недостатки и достоинства.


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Вы знаете свои недостатки?
2. Допускаете, что обладаете недостатками, о которых еще даже не догадываетесь?
3. Можете перечислить все свои известные недостатки?  
4. Как часто помните о своих недостатках и как относитесь к ним? Пытаетесь их перебороть, победить, учесть, или остаетесь безразличным к ним, считая, что ничего не возможно или не нужно делать с ними?
5. Если бы Ваш близкий человек спросил, как лучше относиться к своим недостаткам, как их обнаружить, что с ними делать, Вы смогли бы дать ему практически полезные рекомендации?
По всем возможным человеческим недостаткам, или только по тем, которые смогли обнаружить у себя, у своих знакомых?
6. Какие из Ваших недостатков, слабостей, наиболее важны, оказывают наибольшее влияние на Вашу жизнь?
7. Способен ли каждый человек в течение своей жизни изучить и выявить свои недостатки?
8. Должны ли окружающие люди помогать человеку, который пытается обнаружить все свои недостатки? Возможно ли делать это таким образом, чтобы человек не обижался и не пытался скрыть свои недостатки?
9. Какое отношение общества к недостаткам отдельных людей считаете наиболее конструктивным, полезным?
10. Как Ваши родители, друзья, члены семьи и родственники относились к Вашим недостаткам? Можете вспомнить случаи, события, чувства, которые при этом возникали?
11. Как Вы сами относились к недостаткам своих знакомых и близких? Они Вас раздражают, выводят из себя? Или Вы чувствуете сострадание и понимание к ним, пытаетесь найти способ, позволяющий помочь без возбуждения обиды и сопротивления?
12. Были ли такие случаи, когда Вам пришлось обнаружить у себя какой-то важный и существенный недостаток внезапно, неожиданно, так, что Вы были поражены его наличием и не могли поверить в это?
13. Способен ли человек выяснить причины всех своих недостатков? Вы сами способны на это?
14. Что важнее в деле избавления от недостатков, выяснение причин или сила воли, принуждение себя к отказу от недостатков?
15. А что думаете о сочетании этих двух вариантов действий, о добавлении к ним помощи окружающих?
16. Нужно ли человеку скрывать свои недостатки или лучше демонстрировать их всем? Почему да или почему нет?
17. Нужно ли стыдиться своих недостатков?
18. Зависит ли это от того, какие именно недостатки? Если да, то каких недостатков стоит стыдиться, а каких – нет?
19. Вам приходилось видеть, как кто-то выставляет на показ свои недостатки и хвастается ими? Как предполагаете, почему это возможно? Что внутри человека может стать причиной такого поведения?
20. Что может стать причиной в обществе, в котором жил и развивался этот человек?
21. Меняется ли отношение человечества к недостаткам людей в течение истории? Как именно меняется, по Вашему? Почему именно так?
22. Каким будет отношение человечества к недостаткам и слабостям людей в будущем?
23. Каким хотите, чтобы было это отношение?
24. Какие недостатки у Вас останутся через год, через 5 лет, через 10 лет?
25. Какие недостатки останутся с Вами до конца жизни?
26. Жадность, подлость, лживость, самодовольствие, лень, болтливость, хвастливость, жестокость, мстительность, надменность, дерзость, злопамятство, слабоволие, похотливость, глупость, бессовестность, невнимательность – что можно добавить еще к этому списку, перечисляя недостатки людей?
27. Какие из перечисленных недостатков у Вас полностью отсутствуют? Какие – имеются в наличии?
28.Нужно ли разделить виды недостатков и относиться к ним по-разному?
29. Какие основные виды недостатков Вы выделяете, когда думаете о них?
30. Какова принципиальная разница между ними?
31. Является ли отсутствие чувства стыда недостатком? Почему да или нет?
32. Что представляет собой жадность? Что Вы сами называете жадностью?
33. Как Вы относитесь к жадности? В чем причина ее наличия или отсутствия у Вас, у других людей?
34. Что представляет собой подлость? Что Вы называете подлостью?
35. Как Вы относитесь к подлости? В чем причина ее наличия или отсутствия у Вас, у других людей?
36. Что представляет собой лживость, неискренность? Что Вы называете лживостью?
37. Как Вы относитесь к лживости? В чем причина ее наличия или отсутствия у Вас, у других людей?
38. Как Вы относитесь к остальным недостаткам людей, таким, как самодовольствие, лень, болтливость, хвастливость, жестокость, мстительность, надменность, дерзость, злопамятство, слабоволие, похотливость, глупость, бессовестность, невнимательность? В чем причина наличия или отсутствия конкретно каждого из этих недостатков у Вас, у других людей? Что общего в причинах и что – нет?
39. Вы замечали разницу между общими разговорами о недостатках вообще и разговорами о конкретных недостатках самих собеседников, об их наличии или отсутствии у них, об их причинах и о способах избавления от них?
40. Сколько времени в день необходимо человеку уделить исследованию своих недостатков, чтобы найти способы избавления от них?
41. Трудно ли найти время для этого? Почему да или почему нет? Удается ли Вам лично?
42. Что считаете более трудным – жить дальше вместе со своими недостатками или приложить усилия для избавления от них? Какой вариант приносит больше страданий, печали, разочарования, какой – больше удовольствия и счастья?
43. Что страшнее, быть глупым или быть подлым?
44. Что хуже, быть не очень умным или быть не очень искренним?
45. Если сравнить отсутствие у человека большого или выдающегося интеллекта и другие недостатки, что можно сказать об этом? Насколько обоснованно мнение, которое является широко распространенным и которое утверждает, что человеку, имеющему высоки интеллектуальные данные, можно простить все его остальные недостатки, практически без исключения. Как Вы лично считаете? Можно ли простить самому себе подлость или жадность, если убедитесь, что в глазах других людей или в своих глазах Вы являетесь «человеком с высоким интеллектом»?
Почему да или почему нет?
46. Что лучше, умнейший подлец и негодяй или глупый подлец и негодяй?
Почему тот или другой?
47. Может ли умный человек быть подлым? Почему да или нет?
48. Если говорится, что «он умный, но настоящий негодяй», можно ли считать, что такое утверждение в корне неправильное? Почему да или нет?
49. Является ли наличие громадного количества недостатков практически у всех людей следствием того, что в обществе не принято внимательное отношение к этому фактору человеческой жизни – недостатки, личные качества? Следствием того, что внимание общества слишком узконаправленное, на интеллектуальные и профессиональные навыки, а не личность в широком смысле?
50. Наличие большого количества знаний о каких-нибудь явлениях, в какой-то сфере деятельности, приводит ли непременно к тому, что обладатель этих знаний становится лучше как человек?
51. Что Вы лично вкладываете в понятие «хороший человек»? Можете перечислить, какими качествами, достоинствами, другими параметрами должен обладать тот, кого Вы считаете хорошим человеком?
52. Считаете ли Вы себя хорошим человеком? Почему да или почему нет?
53. Сможете вспомнить не спеша несколько родных и знакомых, пытаясь разобраться в своих отношениях, своих оценках, и решить, кого из них считаете хорошим человеком, кого – не совсем, а кого – совсем не хорошим?
54. Оценка хороший-плохой достаточно ли адекватно отражает качества человека в целом, в совокупности?
55. Что означает для Вас понятие «мудрый человек»? Кого можно назвать мудрым и почему?
56. Считаете ли себя мудрым? Почему да или нет?
57. Стремитесь ли Вы к обретению мудрости?
58. Считаете ли Вы, что способны когда-нибудь стать мудрым? Такая возможность или перспектива важна для Вас или нет? Почему?
59. Может ли любой человек стать мудрым, если очень захочет?
60. Вы хотели бы жить в обществе, где каждый человек мечтает в первую очередь о том, чтобы стать мудрее с каждым днем и убежден, что обретение мудрости – наилучшая перспектива, предназначенная человеку? Почему?
61. Если представить себя на месте Соломона, который просил у Бога только мудрости, ничего более, как Вы объяснили бы его поступок?
62. Что думаете о следующем выражении: «И мудрый человек имеет свои слабости так же, как и глупый, но между ними есть разница, заключающаяся в том, что слабости первого известны только ему и скрыты от людей, слабости же другого известны людям, но не знакомы ему самому. Мудрый видит в себе те немощи, которых не видят другие, но глупый – слеп и не видит даже таких пятен в своем характере, которые всем заметны. Все это показывает, что только самопознание отличает мудрого от глупого, принимая последнее слово в нравственном его значении.»
63. Можно ли считать главной целью настоящего самопознания обретение мудрости?
64. Можно ли обрести мудрость без мастерства в деле самопознания?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru