Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава XI

Самопознание учит нас правильному исполнению своих религиозных обязанностей.

 
   Самопознание принесет нам большую пользу в исполнении наших религиозных обязанностей и христианских упражнениях.
***
Тот, кто знает себя хорошо, будет чувствовать свою духовную нищету и потому осознавать свои нужды, а также то, о чем ему следует молиться.
***
Наши сердца были бы самыми лучшими молитвенными книгами, если бы мы только умели хорошо их читать.
***
Если бы мы внимательно размышляли о том, кто мы, что собираемся делать, кому молимся и о чем молимся, то невозможно, чтобы мы оставались так мертвы, лишены духа и формальны в исполнении молитвенной обязанности, как это часто с нами бывает. Одна мысль об этом вдохнула бы в нас жизнь, веру и горячую любовь.
***
Самопознание принесет нам большую пользу в обязанности благодарения. Оно позволит нам видеть, какие милости мы получаем и как своевременны и приспособлены к нашим нуждам дары Божии.
***
Человек, познающий себя, рассматривает как то, что он имеет, так и то, чего не имеет, чувствуя одновременно и достоинство даров Божьих и свое недостоинство, и становится благодарным.
***
Человек, познающий самого себя, знает также, что он вовсе ничего не заслуживает, и бывает за все благодарен, потому что благодарность также естественно проистекает от смирения, как смирение есть плод самопознания.
***
Чем лучше мы бы знали свое сердце, тем лучше понимали бы слово Божие, потому что оно говорит с сердцем. Человек, который слышит свое сердце, легко увидит, как глубоко проникает Слово Божие в самые отдаленные его уголки, все в них исследуя, испытывая и открывая.
***
Ничто так ни полезно, как самопознание, при нашей важной обязанности размышлять об истине, особенно при обращении к самим себе.
***
Человек, незнакомый самому себе, столь же неспособен беседовать с собой, как и с человеком, которого он никогда прежде не видел, и чьи вкусы и характер ему совершенно неизвестны. Он не знает, как собрать свои мысли, а если и соберет их, то не знает, как привести их в порядок, и они также мало подчиняются ему, как плохо дисциплинированное войско полководцу, который не обучил его повиновению и порядку.
***
Но тот, кто поставил себе в жизни задачу познания самого себя, скоро получает возможность свободно и откровенно беседовать со своим сердцем и через такое внутреннее общение взращивать истинную мудрость, приобретая более полезные и существенные знания, чем те, которые он мог бы почерпнуть из самой лучшей, самой образованной светской беседы.   
***   

(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Помогает ли самопознание Вам в исполнении своих религиозных обязанностей и в христианских упражнениях? Как именно? Можете привести примеры?
2. Считаете ли важным знание того, о чем лучше молиться и как лучше это делать?
3. Помогает ли самопознание понять, о чем следует молиться? О чем, например? Можете вспомнить, какие молитвы, почему выбрали для себя, какую роль в этом выборе сыграло самопознание?
4. Можете вспомнить, как развивалось Ваше умение молиться в течение времени, что влияло на этот процесс?
5. Как менялось со временем состояние души, состояние тела, которое у Вас бывает в момент молитвы?
6. Необходимо ли осознать свои истинные нужды, чтобы правильно молиться?
7. Вам известны Ваши истинные нужды, то, чего жаждет Ваша душа и что нужнее всего для Вас?
8. Что-то внутри Вас может помешать осознанию своих истинных нужд?
9. Знание себя и своей духовной нищеты помогает ли осознанию своих истинных нужд?
10. Вы способны на искренность с собой?
11. Чего больше в Вашей жизни, искренности с собой или самообмана? Можете вспомнить примеры проявления того и другого и взвесить, какое из этих явлений оказывает больше влияния на Вас?
12. Вы умеете прислушиваться голосу своего сердца и отличить, когда он истинный и искренний и когда он искажен влиянием страстей?
13. Осознание своей смертности избавляет ли человека от самообмана, делает ли его более восприимчивым к истине, к истинным ценностям? Всегда или иногда? Почему? Что влияет на это?
14. Считаете ли Вы, что внимаете Слову Божию и голосу совести? Можете привести примеры, говорящие в пользу этого и примеры, говорящие против этого?
15. Умеете ли Вы пламенно молиться? Помогает ли в этом самопознание?
16. Удается ли Вам прибывать в присутствии Божием не только словом, но и сердцем, умножая благодать и самый дар молитвы? Что мешает и что помогает пребыванию в этом состоянии?
17. Вам удается найти время, чтобы внимательно и искренне размышлять о том, кто Вы, что собираетесь делать, о чем молиться, чему посвятить свою жизнь и почему именно этому … ?
18. Формальное отношение к молитве редкость для Вас? В каких случаях оно возникает и как Вы избавляетесь от него?
19. Помогают ли искренние размышления о самом важном ощутить всем своим естеством, сердцем, душой, телом, полноту жизни, силу веры и любви?
20. Помогает ли самопознание быть искренне благодарным?
21. Какие милости получает человека от Бога? Каковы самые важные из них, по Вашему мнению?
22. Осознаете ли Вы, какова разница, между тем, что человек получает в дар от Мира-Вселенной-Природы-Первопричины-Бога и тем, что человек может делать сам, что он может дать кому-то сам?
23. Вам приходилось поразмыслить над тем, почему человек так высоко ставит свою самостоятельность в то время, когда все, что вокруг него, что было до его рождения и что будет после его смерти в миллиарды раз мощнее, важнее, сложнее, чем отдельный человек способен осознать, планировать, делать?
24. Рождаясь в мире, который кем-то уже создан, живя в соответствии с законами миропорядка, которые кем-то уже установлены, обладая способностями, которые кем-то предусмотрены и подарены человеку, можно ли найти истинный повод для объявления себя самостоятельным и для самодовольствия, само-возвышения?
25. Что важнее для искреннего человека, способного задавать себе самые важные вопросы и искать ответы на них - его самостоятельность и самовозвышение, или его желание понять, разгадать свое главное природное-божественное предназначение, его желание  раскрыть и реализовать все свои способности наилучшим образом, чтобы выполнить свою миссию в жизни, в полном соответствии со своим главным природным-божественным предназначением?
26. Может ли что-то отдельное во Вселенной справедливо считать себя самостоятельным, а не частью единого целого? Может ли ограниченная частичка Вселенной, какими бы не были ее размеры, быть независимой от остальной части, которая в любом случае будет бесконечное количество раз больше?
27. Может ли в Мире кто-то быть полностью самостоятельным кроме Творца-Первопричины?
28. Способны ли Вы на искреннюю благодарность Творцу за все то, что имеете, включая и разум и сердце и душу, и зрение и слух, и чувство красоты и чувство любви … ? Осознаете ли, какими уникальными дарами являются все перечисленные составляющие человека?
29. Считаете ли себя смиренным человеком?
30. Что помогает и что мешает человеку обрести смирение?
31. Можно ли утверждать, что искреннее самопознание неизбежно приводит к смиренности?
32. Можно ли считать, что смирение раскрывает чувство благодарности в человеке?
33. Может ли присутствовать искренняя благодарность в сердце того, кто не является смиренным?
34. Помогает ли самопознание читать и слушать слово Божие, понимать то, о чем говорится в слове? Можете привести примеры, когда Вам открывалось новое содержание и новый смысл в результате самопознания?
35. Необходимо ли знание своего сердца для понимания слова Божия? Почему?
36. Обращено ли слово Божие к сердцу человека? Вы чувствуете, что оно обращено к Вашему сердцу? Можете привести примеры, говорящие об этом?
37. Вы слышите свое сердце?
38. Учит ли Вас самопознание применить к себе и к своим делам то, что слышите или читаете в Слове Божием?
39. Без искренних попыток добиться соответствия своих мыслей и своих представлений о правильном образе жизни со своими делами можно ли считать, что человек занимается самопознанием или понимает то, что читает и с чем согласен на словах, теоретически?
40. Бывает, что поступки, совершенные Вами, при внимательном изучении оказываются не соответствующими Вашим представлениям о том, что правильно и что не правильно?
41. Вы заметили разницу между словесным одобрением каких то мыслей, правил, и умением всегда следовать им на деле, в практической жизни?
42. Какие трудности приходилось Вам преодолеть на пути к переходу от теоретического самопознания к практическому? Как оцениваете свои достижения в этом? Состоялся ли этот переход окончательно или Вы все еще принимаете желаемое за действительное, ограничиваясь теорией?
43. Считаете ли, что живете в соответствии со своей совестью? Почему да или почему нет? Какие примеры из жизни говорят о том или ином варианте?
44. Считаете ли, что необходимо жить в соответствии с совестью?
45. Что такое совесть?
46. Нужна ли совесть человеку? Зачем?
47. Помогает ли совесть Вам в жизни или мешает?
48. Важны ли размышления об истине, поиски истины, поиски сути вещей и событий, поиски причин наблюдаемых явлений, событий?
49. Сколько времени в день Вам удается найти для таких размышлений?
50. Что дают Вам такие размышления?
51. Какие личные открытия Вам удавалось делать в результате своих размышлений? Можете вспомнить самые последние, а также самые яркие в течение всей жизни?
52. Вы способны беседовать с самим собой?
53. Вам удается собрать свои мысли для размышлений над какими-то вопросами?
54. Вам удается откровенно беседовать со своим сердцем?
55. В беседах с самим собой, со своим сердцем, в своих самых глубоких и искренних размышлениях кто является ведущим? Кто ведет эти беседы, кто задает вопросы и ищет ответы или слушает их? Ваше сердце? Ваша душа? Ваш разум? Ваш дух? Вы размышляли над этим?
56. Кто внутри Вас является главным? Тело со своими инстинктами и желаниями, сердце со своими чувствами и волнениями, разум со своими размышлениями, душа со своим стремлением к постижению связи с вечностью, дух со своим стремлением к проявлению родства с Творцом-Первопричиной … Кого из перечисленных внутренних действующих сторон Вы привыкли называть словом Я? Кого считаете более всех заслуживающим называться словом Я?
57. Какой вариант ответа на вопрос «Кто я?» в последнее время считаете для себя наиболее точным? Как менялся ответ на этот вопрос в течение последних месяцев, лет, десятилетий?
58. Важно ли, чтобы человек не забывал задавать себе регулярно вопрос «Кто я?»? Почему это важно?
59. Меняется ли жизнь человека после того, как он начинает серьезно размышлять над вопросом «Кто я?»? Какие примеры из наблюдений за собой и за другими людьми можете вспомнить? О чем они говорят?
60. Вам приходилось удивляться тому, какие полезные и существенные выводы возникают в результате искренних размышлений, бесед с самим собой, какие важные и незаменимые знания появляются благодаря таким беседам?
61. Вы любите светские беседы? Почему да или почему нет?
62. Вам удается найти друзей, с которыми можно вести настоящие беседы, в том числе о самых важных вопросах, помогая друг друга, а не споря и противопоставляя, не доказывая свою правоту любой ценой?
63. Вы можете составить список самых важных правил, которые нужно соблюдать при такой беседе, достойной людей, ценящих искренность и истину?
Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru