Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава IV

Любовь к ближнему – плод самопознания.


 
Самопознание способствует приобретению духа любви и кротости.
***
Чем больше человек узнает свои пороки, тем сильнее он испытывает осторожную снисходительность к ближнему, впавшему в порок. Познание самого себя побуждает его быть столь же строгим к своему поведению, как и к поведению других, и столь же кротко смотреть на их ошибки, как и на свои собственные.
***
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату своему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3-5).
***
Полуслепой человек никогда не должен становиться окулистом.
***
Эту общую слабость человеческой природы хорошо видели язычники, изображая ее так:  всякий человек, говорили они, носит на себе два мешка, один перед собой, а другой за плечами. В первый он кладет чужие пороки, а во второй свои собственные, так что и не видит своих слабостей, между тем как чужие у него всегда перед глазами.
***
Но самопознание помогает нам переворачивать эти мешки так, чтобы свои пороки иметь перед глазами, а чужие – за спиной. Это совершенно необходимо, иначе мы не сможем разглядеть свои пороки так, как это видят другие.
***


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Любовь к ближнему – обязанность или естественное состояние бытия человека?
2. Человек обязан любить других, или он просто должен помнить, что если способен любить ближнего, значит живет более полноценной человеческой жизнью и является самим собой в большей степени, чем если чувство любви к ближнему покинуло его сердце?
3. Помогает ли искреннее самопознание человеку быть снисходительным к ближним, впавшим в порок, благодаря тому, что перед ним открыты его собственные пороки?
4. Может ли самопознание стать причиной появления высокомерия, вместо снисходительности?
5. Можно ли считать появление высокомерия, вместо снисходительности, признаком, говорящим о том, что самопознание заменено чем-то другим, напоминающим самообман?
6. Обнаружив чужие пороки, ошибки, о чем подумает тот, кто искренне занимается самопознанием?
7. К кому более требователен тот, кто занимается самопознанием – к себе или к другим?
8. О чем  обычно Вы думаете, когда видите чужие ошибки, пороки, недостатки?  Сможете оценить искренность своего ответа на этот вопрос?
9. Какие признаки говорят Вам, что у Вас в сердце жива любовь к ближнему? Можете привести примеры, аргументы?
10. Какие признаки говорят о том, что у Вас в сердце недостаточно сильна любовь к ближнему? Можете привести примеры, аргументы?
11.  Вы требовательны к себе? В достаточной мере? Позволило это изменить себя к лучшему в течение последних месяцев, последнего года, 5 лет, 10 лет? Можете оценить, вспоминая себя в течение прошедших периодов времени, свои поступки, переживания, ошибки и достижения, личные качества, их проявления … ?
12. Как влияют на Вашу повседневную жизнь слова Спасителя: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату своему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3-5).
13. Считаете ли, что достаточно сил, времени, внимания уделяете избавлению своего глаза от бревна, если сравнить с тем временем, которое тратите на поучение других?
14. Если вспомнить прошедшие периоды времени, какие открытия тайн своей души, сердца, своих качеств, достоинств и недостатков можете выделить в качестве примеров, когда добивались успеха в деле избавления своего глаза от бревна? Можете их перечислить подробно? Как каждый такой успех изменил Вашу жизнь?
15. Нашли ли в своем глазу такие бревна, от которых пока не удается избавиться? Можете все перечислить, вспоминая, когда впервые обнаружили, а также объясняя, почему не удается избавиться конкретно от каждого?
16. Вы лицемер? Почему да или нет?
17. В каких эпизодах, поступках, рассуждениях и речах вслух или мысленных, Вы проявили себя как лицемер в течение сегодняшнего или вчерашнего дня?
18. Заметили ли Вы, как легко найти чужие недостатки, видеть чужие ошибки, и как трудно делать это по отношению к себе?
19. Почему люди, зная о бессмертном изречении Спасителя уже 2000 лет, так мало успехов добились в практическом применении Его важнейшего завета?
20. Как оцениваете свой собственный успех в этом деле, в практическом применении Его завета? Можете объяснить причины своей собственной медлительности или неспособности жить в полном соответствии с этим заветом?
21. Строится ли жизнь общества в соответствии с рассматриваемым заветом Христа? Какие примеры говорят, что жизнь общества соответствует завету, и какие – говорят об обратном?
22. Что изменилось бы в жизни общества, если бы оно строилось в соответствии с заветом Христа?
23. Чего больше сегодня в жизни общества – искренности или лицемерия?
24. Чего больше в Вашей собственной жизни, лицемерия или искренности?
25. Каковы главные внутренние преграды, не позволяющие человеку быть искренним хотя бы с самим собой? Можете найти их и перечислить?
26. В процессе занятий самопознанием, какие внутренние преграды на пути к искренности с собой Вам удалось разрушить, преодолеть? Можете вспомнить их и события, размышления, которые привели к этим промежуточным победам?
27. Бывали ли в Вашей личной жизни примеры самообмана, который был раскрыт Вами спустя некоторое время? Каков самый яркий пример? Каковы причины, которые заставляли Вас быть неискренним перед самим собой в каждом конкретном случае?
28. Считаете ли, что поступаете так же, как описывается в цитате: «Всякий человек, говорили они, носит на себе два мешка, один перед собой, а другой за плечами. В первый он кладет чужие пороки, а во второй свои собственные, так что и не видит своих слабостей, между тем как чужие у него всегда перед глазами».
29. Удается ли Вам поменять мешки местами хотя бы иногда? Как часто это удалось сегодня и вчера?
30. Вы готовы поменяться с кем-то мешками, чтобы он отдал Вам мешок с Вашими пороками, которые он успел разглядеть, а Вы ему – мешок с его пороками. Не будет ли для Вас горьким знакомство с мешком, полученным в процессе такого обмена? Вы готовы смотреть на себя чужими глазами, без прикрас?
31. Умеете ли Вы говорить людям об их недостатках настолько тактично и доброжелательно, чтобы они воспринимали Ваши слова так же, без протеста и обиды?
32. Заметили ли Вы, как глубоко сидит в обществе, в мировоззрении, в отношениях между людьми привычка обвинять и порицать за ошибки и недостатки, вместо того, чтобы понять и помогать избавиться от них?
33. Почему так много обвинения и наказания в жизни людей, общества, и так мало – понимания, прощения и помощи в исправлении того, что недостойно человеку?
34. Является ли причиной такого приоритета обвинения низкое качество знаний о человеке, о его душе, теле, сердце, о его чувствах, способностях, возможностях, о его главном природном и божественном предназначении?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru