Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава VI

Самопознание исправляет рассудок.


Другое великое преимущество хорошего знакомства с самим собой заключается в том, что оно помогает нам иметь лучшее суждение о различных предметах.
***
Хотя самопознание не расширяет и не умножает наших природных способностей, но оно руководит ими и направляет их, ведя нас к правильному их употреблению и применению, и устраняет множество препятствий к надлежащей их деятельности.
***
Гордость, предубеждение и страсть, часто самым жалким образом извращают силы разума.
***
Человек, научившийся проникать взором в самого себя, может легко проникать взором в суть всех земных благ.



(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Вы думали над тем, каково качество Вашего мышления?
2. Являетесь ли Вы проницательным человеком?
3. От чего зависит качество мышления человека? От его природных способностей, от воспитания, от образа жизни, целей жизни или от других факторов?
4. Какие факторы оказали решающее влияние на формирование Ваших собственных мыслительных способностей, на качество Вашего мышления?
5. Вы знаете свои природные способности? Можете привести примеры, ситуации из собственной жизни, которые раскрывают Ваши природные способности или наоборот, показывают, к чему Вы не способны от природы?
6. Важно ли знание своих природных способностей и талантов?
7. Вам удавалось обнаруживать и устранять препятствия, мешающие развитию Ваших природных способностей благодаря самопознанию? Можете вспомнить конкретные примеры?
8. Существуют ли у Вас природные способности, которые желаете, но не можете раскрыть полноценно по разным причинам?
9. Вам удается найти достойное применение всем Вашим природным способностям? Можете привести примеры, показывающие, что именно удается применить, а что – нет?
10. Какие внутренние и внешние препятствия могут помешать раскрытию, развитию и эффективному применению природных способностей человека?
11. Какое влияние оказывают на Вас гордость, предубеждение и страсть?
12. Вы размышляли над тем, как влияют гордость, предубеждение и страсть на Ваш разум? Можете вспомнить примеры из жизни, раскрывающие последствия такого влияния?
13. Может ли человек избавиться от собственной гордости, не обнаружив ее и причины ее существования?
14. Вам удается видеть присутствие гордости в Ваших мыслях, действиях?
15. Каковы причины существования гордости, гордыни у человека и как можно от этих качеств избавиться?
16. Может ли человек избавиться от своих предубеждений, если не способен обнаружить их?
17. Вам удавалось обнаруживать свои предубеждения и избавиться от них? Какие примеры можете вспомнить?
18. У Вас есть предположения, какие еще предубеждения остаются у Вас, скрываясь от Вашего внимания и влияя на Ваши мысли, поступки, на отношениях с другими людьми, с самим собой и с миром?
19.Может ли человек отвечать за свои поступки, если не научится обуздать, контролировать свои страсти?
20. Вам удается всегда держать под контролю свою страсть? Можете привести примеры успешного управления страстью?
21. Что помогает и что мешает справиться со страстью? Можете привести примеры, когда страсть оказывалась сильнее и объяснить, почему?
22. Вы знаете свой собственный характер? В какой мере, насколько хорошо? Какие критерии для оценки своих знаний в этой сфере считаете подходящими?
23. Помогает знание собственного характера быть более правдивым в суждениях о других предметах и о других людях? Почему?
24. Можете вспомнить примеры собственных суждений о людях, о мире и порядке вещей, которые менялись по мере познания себя?
25. Какими были самые яркие изменения Ваших взглядов и суждений в течение всей жизни? Можете вспомнить их, а также те причины, которые привели к изменениям в каждом конкретном случае?
26. Вы умеете справедливо рассуждать о людях? Какие усилия применяете, чтобы быть справедливым? На что обращаете особенное внимание? Что помогает и что мешает Вам при этом?
27. Можете вспомнить случаи, когда со временем пришли к выводу, что были не справедливы  к людям? Если исследовать причины, то какие внутренние предубеждения или другие факторы привели к тому, что вы оказались не на стороне справедливости? Сохранились ли эти внутренние предпосылки сейчас? Какие – да, а какие – уже нет?
28. Вы знакомы со своими несовершенствами? Можете их перечислить подробно и досконально, размышляя о своем прошлом и настоящем, вспоминая примеры и наблюдения, переживания, открытия и ошибки, разочарования и радости?
29. Вам известны причины и следствия каждого Вашего несовершенства? Можете перечислить, аргументируя свое мнение?
30. Помогает ли знание своих собственных несовершенств пониманию других людей, повышает ли точность знаний о людях вообще?
31. Какое чувство вызывают у Вас собственные несовершенства? Чувство обиды, досады, удивления, злобу, безразличие или нетерпения, с желанием победить их как можно быстрее?
32. Какое чувство вызывают у Вас несовершенства других людей? Такое же, как свои собственные несовершенства или другие?
33. Как Вы считаете, что важнее – обвинить человека в том, что у него имеются разные недостатки или несовершенства, или понимать их причины и помогать человеку избавиться от своих недостатков?
34. Какой вариант чаще выбираете вы, увидев чужие недостатки?
35. Вы встречали людей, которые имеют недостатки, потому что этого хотят?
36. В чем причина наличия почти у каждого человека громадных по важности недостатков, влияющих на всю жизнь, на каждый день жизни, на самочувствие, здоровье, отношения с другими людьми, с самим собой? Почему у людей так много недостатков, хотя никто из них не желал изначально иметь их?
37. Существует ли в Вашем кругу общения традиция внимательного отношения к своим несовершенствам, исследования себя с этой целью, чтобы обнаружить эти несовершенства и недостатки и избавиться от них?
38. Может ли самопознание стать всеобщей привычкой и традицией, такой же распространенной, как традиция здороваться при встрече или пожелания здоровья по любому подходящему поводу? Например, могли бы люди при встрече спросить не только «как дела» и «как здоровье», но и «каковы были твои последние успехи в самопознании»?
39. Можете оценить свои последние несколько лет жизни в этом смысле, исследуя, каковы были Ваши успехи в деле самопознания, вплоть до прошедшей недели, до вчерашнего и сегодняшнего дня? Как часто проводите такие исследования для себя? Полезны ли они? Чем?
40. Помогает ли исследование своих и чужих недостатков также лучше видеть достоинства людей, их лучшие качества?
41. Вспоминая своих знакомых, можете перечислить их главные недостатки, несовершенства, а также их достоинства, лучшие качества и способности?
42. Каков Ваши положительные качества?
43. От каких предрассудков Вам удалось избавиться в течение жизни? Можете вспомнить 10 самых важных?
44. Вы склонны принимать желаемое за действительное? Как менялась эта Ваша склонность в течение жизни?
45. Вы можете оценить свою привязанность к земным благам? В какой мере она соответствует их истинной значимости? В каких случаях Вы готовы признать, что это чрезмерная и бессмысленная привязанность?
46. Вам удается в этом вопросе привязанности к земным благам, опираться на свое осознанное отношение, не поддаваясь давлению со стороны окружающих, не заражаясь той привязанностью к земным благам, которая присутствует в окружающем обществе?
47. Вы могли бы оценить, какую часть времени своей жизни люди тратят на создание материальных благ и какую – на осмысление своей жизни и, в частности, своего отношения к этим благам? Вам нравится обнаруженная пропорциональность?
48. А как обстоят дела в этом смысле у Вас? Насколько соответствует количество времени, сил, внимания, потраченное на обретение материальных благ, тому смыслу, который эта цель имеет? Достаточно ли находите время для  усилий, потраченных на познание себя, на исследование своего естества, на понимание смысла собственного существования, на постижение миропорядка и своего места в нем?
49. Что теряет человек, который имеет громадные богатства, но не знает себя и не успевает задуматься о смысле собственного существования?
50. Сколько «стоит» время, потраченное на неторопливые искренние размышления о мире, о Вселенной, о людях, о Боге, о миропорядке, о своих качествах, о смысле собственного существования, о причинах существования любви, доброты, чувства красоты, способности творить, работать, менять мир и себя … ?
51. Сколько «стоят» человеческие способности видеть, говорить, думать, чувствовать, слушать? А Планета, по которой мы ходим, воздух, который мы дышим, Солнце, которое нас греет, вода, бесчисленное количество живых существ, другие планеты, звезды, галактики, Вселенная …  Можно ли, получая все это даром, в подарок, переполняться гордыней по поводу каких-то «своих богатств» или тратить на обретение «своего богатства» больше времени, чем на понимание смысла и предназначения того настоящего Богатства, которое дано человеку даром?
52. Какой вариант лучше соответствует Вашему образу жизни? Сможете оценить беспристрастно?
Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru