Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава VII

Самопознание ведет к истинному самоотречению.

 

   Человек, знающий самого себя, понимает также, в чем заключается его самоотречение.
***
   Самопознание ведет к необходимым упражнениям в самоотречении при исполнении тех обязанностей, которые наиболее трудны для нас, поскольку мы обладаем определенным темпераментом.
***
   Нет никого, кто иногда не замечал бы в себе большой лени в отношении некоторых обязанностей, хотя и знал, что настало время их выполнять, и это совершенно необходимо.    
***
   Человек, знающий себя, видит необходимость самоотречения для успеха в обуздании своих склонностей к греховным действиям, в усмирении внутренних «мятежников», в сопротивлении прельщениям чувств и вожделений, в призвании всего благоразумия для избегания греховных искушений и всей крепости сил для сопротивления им.
***
Если мы должны преодолеть сильную страсть, обуздать чувственное стремление, простить явную обиду или оскорбление, то очевидно, что такая победа над собой не может быть одержана без самопознания и великого самоотречения.
***
   Иные, паря на крыльях пламенного рвения и наблюдая необыкновенную точность и строгость в незначительных вещах, вознеслись, по-видимому, на высшую ступень благочестия, но при всем том они, быть может, не в состоянии преодолеть даже одной своей страсти, показывая полное незнание любимого своего греха и пребывая в его рабстве. Не зная самих себя, когда их рвение проявляется не вовремя, они отрекаются от себя не в том, в чем должно, и, действуя таким неправильным образом, сводят на нет собственные достижения.
***


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Каков смысл самоотречения и для чего оно нужно человеку?
2. Вам приходилось задуматься над тем, присутствует ли в Вашей жизни самоотречение или хотя бы стремление к самоотречению?
3. Является ли самоотречение обязанностью каждого верующего христианина? Почему да или почему нет?
4. Означает ли необходимость в самоотречении, что человек должен отказаться от всего, что ему приятно?
5. Вы можете вспомнить примеры, наблюдения из своей жизни или жизни других людей, когда самоотречение по ошибке употреблялось как зло?
6. Нужно ли быть слишком строгим к тем, кто не способен на самоотречение? В чем обычно причина чрезмерной строгости?
7. Могут ли люди, считающие, что занимаются самоотречением, заблуждаться, и ограничивать себя не в том, что нужно, отказаться не от того, от чего следовало бы? Чем это может быть обусловлено?
8. Можно ли выбрать правильный вариант самоотречение, если нет глубоких и точных знаний о себе самом?
9. Вы заметили, какие важные обязанности Вам особенно трудно исполнить из-за Вашего природного темперамента, характера? Можете их вспомнить и перечислить, опираясь на конкретные примеры из жизни?
10. Какие обязанности возбуждают внутри Вас особенно сильное сопротивление со стороны лени? Можете вспомнить десять разных случаев и подумать о причинах, почему именно эти обязанности вызывают самое ярое сопротивление лени?
11. Вам удается в этих случаях яростного внутреннего сопротивления со стороны лени одержать над ней победу и усмирять ее?
12. Считаете ли Вы, что победа над собственной ленью является важным составляющим процесса исправления самого себя, избавления себя от недостатков?
13. Вы можете найти примеры из собственной жизни, когда не Вы оказались победителем, а Ваша лень? Это происходило только в прошлом или сейчас тоже существуют такие направления деятельности, которые важны для Вас, включая и внутреннюю и внешнюю деятельность, в которых побеждаете не Вы, а Ваша лень?
14. Даже если не находите таких направлений, где побеждаете не Вы, а лень, допускаете, что они существуют, и что самообман не позволяет Вас видеть их, обнаружить их? Или считаете, что самообман для Вас невозможен и Вы являетесь человеком, способным на абсолютную искренность с самим собой?
15. Можно ли считать, что постоянное стремление добиться прилежного и точного исполнения своей обязанности, несмотря на предлоги и извинения, внушаемые плотским разумом к оправданию лени, является важным аспектом самоотречения?
16. Насколько присутствует такое стремление в Вашей жизни?
17. Если да, то каким образом Вы побеждаете сопротивление лени? Какие внутренние аргументы приводите, чтобы разрушить это сопротивление и укрепить свою решительность?
18. Какова причина существования лени?
19. Каково происхождение Вашей лени, что придает ей силу, чем она питается в течение Вашей жизни, оставаясь живучей и сильной?
20. Какой образ мышления и действия помогает Вам уменьшить силу лени и надеяться на окончательную победу над ней?
21. Возможна ли окончательная победа над ленью?
22. Самоотречение, отказ подчиняться тому, что нежелательно, хотя и присутствует внутри нас и является частью нашего естества, не является ли отречением от ложного представления о себе самом, но не на словах, а делами?
23. Отказ от лени, от подчинения похоти, прихотям, от служения жадности или тщеславию, от обжорства или от мстительности и многого другого – не является ли все это отречением от ложного представления о себе, о своем настоящем, истинном естестве, от ложного представления о том, что все эти явления существуют как особенности Вашего естества, а не ложные, навязанные этому естеству, привычки?
24. Вы знаете истинные свойства, способности, потребности, желания, стремления, цели, предназначение своего истинного естества, своей настоящей человеческой сущности, своей души?
25.  Каковы истинные свойства,  Вашей сущности, Вашей души?
26. Каковы истинные способности Вашей сущности, Вашей души?
27. Каковы истинные потребности, желания, стремления, цели Вашей сущности, Вашей души?
28. Каково главное природное и божественное предназначение Вашей сущности, Вашей души?
29. Насколько Вам удается учесть в своей каждодневной жизни то, что у Вас имеется душа-сущность, со своими особенностями, потребностями и предназначением? Можете привести примеры, когда это учитывается и примеры, когда это полностью игнорируется?
30. Организована ли жизнь общества, в котором Вы живете, так, чтобы свойства и потребности человеческой сущности-души учитывались в первую очередь? Почему дела обстоят так?
31.  Каким могла быть Ваша жизнь, Ваш вчерашний, сегодняшний, завтрашний день, если бы Вы опирались в первую очередь на искренность с самим собой и на желание учесть потребности собственной души? Вы пробовали хотя бы один день прожить именно так? Намерены ли попробовать и когда? Если не сегодня, то почему?
32. Облегчим ли победу над порочными наклонностями, если будем думать о них не как о своих, а как о случайно и по ошибке приобретенных, навязанных окружающей обстановкой в результате невежества, отсутствия знаний о том, что такое человек?
33. Что важнее, рассуждения о методах борьбы над порочными наклонностями или практическая борьба и победа над ними? Вы заметили, как легко первое может стать заменой второго и как часто люди, рассказывающие о том, как важна победа и какие способы борьбы могут обеспечить ее, на деле, в своей практической повседневной жизни, остаются рабами своих слабостей и демонстрируют полное отсутствие какой-либо борьбы против них?
34. Можете оценить, в какой мере этот вид самообмана присущ Вам тоже? Найдете ли свежие примеры?
35. Как можно избежать этого вида самообмана?
36. Присутствует ли у Вас внутри всегдашняя готовность к доброму делу?
37. Необходима ли такая готовность? Почему?
38. Можно ли считать наличие внутри человека такой готовности главным критерием его успеха в самоотречении, доказательством того, что он отрекся от всего лишнего и вредного внутри себя и освободил все свое внутреннее пространство, свою душу, для творения добрых дел, для выполнения своего предназначения?
39. Что труднее для человека, служить своим слабостям, своим прихотям, вожделению, жадности, тщеславия, обманывать себя, стремиться к ложным и недостойным целям и мучая свою душу, для которой все это не естественно и противно? Или опираясь на естественные потребности и стремления своей души, бороться и победить все перечисленное, освобождая время и место для других, достойных человеку, обладателю души?
40. Вы знаете, каковы Ваши любимые грехи, которые пока сильнее Вашего разума и Вашей воли?
41. Верите ли, что сможете победить их? Почему победа еще не состоялась?
42. Можно ли без самопознания преодолеть сильную страсть, обуздать чувственное стремление?
43. Можно ли без самопознания простить явную обиду или оскорбление?
44. Когда говорите или думаете о победе над самим собой, что именно подразумеваете? Кого в этом процессе борьбы с самим собой воспринимаете как свое истинное Я и кого – как своего противника, над которым желаете одержать победу? Можете описать подробно и первого и второго? Поможет ли это, чтобы истинное внутри Вас победило ложное?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru