Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава I

Для самопознания необходимо испытание себя.



 
Первое необходимое условие для самопознания есть наблюдение за самим собой.
***
Надо чаще смотреть в свое сердце, если мы хотим его познать. Оно весьма обманчиво и даже более, чем иной полагает, пока он сам не проникнет, не испытает его и не будет наблюдать за ним.
***
Мы можем испытывать людское коварство и обманы, но наше сердце гораздо сильнее обманывает нас, и мы никого не должны опасаться сильнее, чем самих себя.
***
Прежде нам следует не доверять себе, потом испытать себя, затем наблюдать за собой, если хотим узнать себя, - возможно ли вообще самопознание без знакомства с самим собой?
***
Благочестивые мысли и намерения с утренней молитвой, как стражи нашей души, могут укреплять ее против всех дневных искушений.
***
Сенека говорит: «Мы должны так располагать мыслями, как будто кто-то смотрит во внутренность души нашей и видит их. Что пользы в том, что наши помыслы скрыты от людей? Пред Богом нет ничего сокровенного» (Senec. Epist. 83).
***
Иные судят о себе по общепринятым понятиям о чести, честности, добродетели и выгодах, хотя эти понятия противоречат уму, совести и Св. Писанию, однако люди следуют им, потому что это дает им больше простора для деятельности.
***
«Мы должны судить о себе не почему-то необычайному или чрезвычайному, но по обыкновенному течению жизни. И дурной человек может показаться в чем-нибудь хорошим и, наоборот, добрый человек, в обыкновенных случаях может подвергнуться падению, но судить о них по этому было бы ошибочно» (Бакстер, Director).
***
   Если мы не хотим искажения наших правил, то должны думать так, как говорит Св. Писание, а не заставлять его говорить так, как думаем мы.
***
Первое, что мы должны делать для самопознания - расспрашивать, исследовать, судить себя прилежно, терпеливо, часто и беспристрастно, но не по ложным мирским правилам, а по правилам, данным нам от Бога - разумом и Св. Писанием, не ставя их в противоречие между собой.



(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
 
1. Вам знакомо такое занятие – наблюдение за самим собой?
2. Если нет, то планируете ли когда-нибудь заняться этим?
3. Если да, то сколько времени уделяете этому занятию в день? Удается ли найти для него время каждый день?
4. Считаете ли важным наблюдение за самим собой? Почему?
5. Что предполагает автор, говоря  «Надо чаще смотреть в сердце»? О каком «сердце» идет речь? Об органе человека, называемом сердце, или об источнике его эмоций, чувств?
6. Вы знаете, откуда и как появляются Ваши чувства, эмоции?
7. Вы заметили, как часто сердце обманывает Вас? Когда в последний раз? Когда сегодня и вчера?
8. Кто чаще обманывает Вас, другие люди, или Ваше собственное сердце?
9. Почему рекомендуется «Прежде нам следует не доверять себе, потом испытать себя, затем наблюдать за собой, если хотим узнать себя, - возможно ли вообще самопознание без знакомства с самим собой?»
10. В каком возрасте Вы начали задавать себе вопрос – «не глуп ли я?»
11. В каком возрасте Вы начали замечать конкретные проявления своей глупости и удостоверились, что являетесь глупцом?
12. Признание собственной глупости помогает или мешает человеку избавиться от нее?
13. Можно ли избавиться от глупости, не признав для начала ее наличие?
14. Вы задаете себе иногда вопросы: «Кем я был, кто я теперь и кем я буду»?
15. Как часто и какими являются Ваши ответы сегодня? Изменились ли Ваши ответы в течение жизни? Помните, какими были предыдущие ответы?
16. Вам легко удается концентрироваться на размышлениях о себе, о своих чувствах, качествах, целях, стремлениях, о своих поступках, их мотивах? Что мешает и что помогает добиться необходимого уровня концентрации внимания?
17. Вы заметили, что нечто внутри Вас боится самопознания?
18. Бывало, что в результате исследования себя, своих поступков, чувств, мыслей, Вы обнаруживали нечто, заставляющее Вас стыдиться, разочароваться в себе, удивиться тому, какими неожиданными отрицательными свойствами обладаете?
19. Мешает ли страх перед такими открытиями занятию самопознанием?
20. Легко ли заниматься самопознанием?
21. Легко ли жить без самопознания?
22. Что легче, если сравнить, жизнь без самопознания или жизнь, в котором самопознание является главным занятием человека? Почему?
23. Что помогает человеку быть беспристрастным в занятиях самопознанием, в наблюдениях за собой, а что – мешает?
24. Какие вопросы на сегодня являются для Вас самыми важными, привлекая Ваше внимание, разжигая внутри Вас огонь поиска ответов, искреннее желание найти ответы? Можете перечислить эти вопросы?
25. Вы думали над вопросом «Кто я»? Насколько сильно хотите узнать ответ на этот вопрос? Насколько искренне ищете этот ответ?
26. Что важнее для человека, чем правильный ответ на вопрос «Кто я»?
27. Как Вы отвечаете на вопрос «Кто я» сегодня? Каков Ваш сегодняшний вариант ответа? Как менялись Ваши ответы на этот вопрос в течение последних недель, месяцев, в течение последних лет?
28. Каков Ваш ответ на вопрос: для чего я создан?
29. Что отвечаете на вопрос: «Почему до сих пор Создатель хранит меня»?
30. Вы знаете свое предназначение?
31. Каковы самые главные цели Вашей жизни?
32. Соответствовали ли Ваши вчерашние поступки, весь вчерашний день тому, что Вы считаете самой главной целью своей жизни?
33. Допускаете ли Вы, что Ваш выбор самой главной цели может отличаться от того, что от Вас ждет Мир, который Вас породил?
34. Что важного Вы сумели сделать за всю жизнь?
35. Какая польза людям и Вам, что Вы столько лет прожили на свете?
36. В таком ли пребываете состоянии души и тела, в таком ли состоянии бытия, в каком считаете, что можете достойно принять смерть?
37. Не удаляете ли от себя мысли об этой важной минуте, о смерти, не смотрите ли на нее легкомысленно?
38. Можете укрепиться, благодаря своим рассуждениям, настолько,  чтобы мужественно противиться страху смерти, избавиться от этого страха?
39. Уверены ли, что опоры, на которые полагаетесь, не изменят Вам? Знаете, каковы эти опоры, на каких принципах построена Ваша жизнь? Все ли опоры своей жизни выбрали осознанно?
40. Надеетесь ли на вечную жизнь?
41. На что надеетесь в вечности?
42. Имеете ли истинно святой, богоподобный нрав, который один только и может подготовить Вас к наслаждению Богом?
43. Обладаете ли теми качествами, обладатель которых заслуживает вечной жизни?
44. О каком мире больше заботитесь?
45. Какие предметы, темы для размышлений, сильнее всего оказывают на Вас впечатление?
46. Насколько убеждены в том, что являетесь бессмертным?
47. Соответствуют ли Ваши мысли, поступки, желания, надежды, стремления Вашей вере в собственное бессмертие?
48. Что для Вас важнее самопознания?
49. Вы способны достаточно часто уделить время для размышления над вопросами, аналогичными перечисленным выше? Или склонны самые важные дела всегда откладывать?
50. Почему утреннее время, сразу после пробуждения, можно считать наиболее полезным для самопознания, для размышлений о важнейших вопросах, нацеленных на исследование самого себя?
51. Могут ли благочестивые мысли и намерения с утренней молитвой, как стражи Вашей души, укреплять ее против всех дневных искушений?
52. Насколько важно и полезно заняться самонаблюдением вечером, перед сном?
53. Вы пробовали хотя бы иногда перед сном проанализировать весь прожитый день, вспоминая свои поступки, мысли, чувства, желания и оценивая их качество, причины, направленность, смысл?
54. Планируете ли делать это каждый вечер? Почему да или нет?
55. Как Вы оцениваете свой вчерашний день? Можете вспомнить, что происходило в течение всего дня, что Вы сделали правильно, что – нет, какие Ваши чувства, мысли, желания, ожидания были правильными и полезными с Вашей точки зрения, какие – говорили о том, что внутри Вас существуют такие уголки, которые требуют больше внимания и усилий, чтобы очиститься от нежелательных элементов.
56. Какие Ваши отрицательные качества проявились вчера? А сегодня?
57. Что может быть полезнее, чем развитие и укрепление привычки проверять каждый прошедший день?
58. Боитесь ли Вы обнаружить и признать свои ошибки?
59. Почему люди боятся признать свои ошибки?
60. Какие рассуждения помогают Вам преодолеть страх перед признанием своих ошибок?
61. Вы часто упрекаете себя?
62. Вам нравится упрекать других людей?
63. Вы пробовали перед тем, как упрекать кого-нибудь, оценить, способен ли данный человек воспринять то, что скажете и также подумать о том, какова Ваша цель – радоваться возможности упрекать кого-нибудь или попытаться изменить кого-то к лучшему, принести ему пользу?
64.Какие свои мысли Вы называете греховными или воспринимаете как особенно нежелательные для себя?
65Почему люди злословят и сплетничают? Как можно избавиться от этих привычек? Вы злословите и сплетничаете тоже?
66. Какие милости Божьи по отношению к Вам обнаружили в последнее время?
67. Удается ли Вам добиться высокого уровня внутреннего покоя и равновесия перед тем, как начать исследование прожитого дня и оценить его содержание?
68. Достаточно ли внимательны для того, чтобы не упустить важные события или поступки, мысли или чувства, ожидания или желания из виду?
69. Способны ли Вы справедливо судить о себе? Меняется ли эта способность со временем в лучшую сторону или наоборот, благодаря растущему самодовольствию все приукрашивается в лучшие тона, не соответствующие действительности?
70. Занятия самопознанием приводят к росту Вашей скромности или предполагаемый рост скромности становится поводом для роста самодовольствия?
71. Может ли самопознание стать причиной роста самодовольствия? Почему да или нет? Что позволит избежать этого и что наоборот, станет причиной такого роста? Ваше самодовольствие стало больше или меньше за последние годы, месяцы, недели? Когда в последний раз заметили проявление собственного самодовольствия?
72. Вы часто попадает под влияние страстей? Вчера и сегодня совершали поступки, находясь под влиянием страстей?
73. Исследуя свои поступки, мысли, чувства, желания и ожидания, Вы часто склоняетесь в сторону излишней строгости, обращая внимание только на свои недостатки и ошибки, не замечая положительное?
74. Может ли человек скрыть свои мысли и поступки от Бога?
75. Может ли человек скрыть свои мысли и поступки от собственной совести?
76. Вам известны те правила, на которые опираетесь, рассуждая о своих поступках, о том, насколько они правильные, полезные или вредные? Можете перечислить эти правила,
оценить обоснованность их применения?
77. Как относитесь к чужому мнению о Вас? На что нужно обратить внимание, чтобы получить пользу от исследования чужих мнений о себе? Какими правилами стоит руководствоваться?
78. Нужно ли сравнивать свое нынешнее состояние с прошлым, оценивая свой жизненный путь и свои качества?
79.Что такое самообольщение?
80. Как оценить, мнение каких людей важнее? Имеет ли значение при этом, насколько рассматриваемые люди сами компетентны в самопознании, знают себя?
81. Может ли человек, не знающий себя, не ошибаться в оценках других людей?
82. «Я не хуже других» - это утверждение приносит пользу или вред тому, кто хочет познать себя?
83. «Иные судят о себе по общепринятым понятиям о чести, честности, добродетели и выгодах, хотя эти понятия противоречат уму, совести и Св. Писанию, однако люди следуют им, потому что это дает им больше простора для деятельности.» А Вы ссудимте о себе по каким понятиям?
84. Что важнее для Вас, мнение большинства или мнение небольшого количества утонченных и проницательных людей или даже одного из них?
85. Бывали в Вашей жизни события, яркие и удивительные, которые Вы восприняли как «Божий знак», ощущая при этом гордость за себя и считая, что это событие стало началом Вашего «пробуждения», считая, что с тех пор Вы уже вполне полноценно «пробудились»?
86. Какой критерий достижения человека наилучший – яркие события его жизни, проблески ярких или благостных состояний бытия или содержание его каждодневной жизни, его образ жизни?
87.  Вы пробовали относиться к Св. Писанию как к зеркалу для ума, помогающему разглядеть Ваши черты?



Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru