Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

  Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава V

Необходимо работать над своим характером, чтобы он был ориентирован на самопознание.


***
Если человек хочет узнать себя, то ему надо с большим вниманием отнестись к улучшению своего характера, чтобы он располагал его к самопознанию.
***
Ищущий самопознания предпочтительнее всего должен стремиться к смирению.
***
Гордый человек не может знать себя. Самомнение есть то бревно в глазу ума, которое мешает ему видеть порочные в нем пятна.
***
Поэтому тщеславие и слишком высокое мнение о себе являются верным признаком незнания себя.
***
Человек, знающий себя, понимает и свою худшую сторону и потому не может не быть смиренным; при частом анализе своих ошибок и пороков смиренный дух многого достигает и в самопознании, так что знакомство с собой делает человека смиренным, а смирение помогает лучше узнать себя.
***
Готовность воспринять истину столь же необходима для самопознания, как и смирение.
***
Ничто так не препятствует самопознанию, как непреклонное упорство в своем мнении и страх отойти от прежних понятий, которые мы (прежде, чем были в состоянии судить о них) долго принимали за истину.
***
Препятствует самопознанию и сильное нежелание расстаться с устоявшимся мнением о самих себе, к которому мы намертво привязались, и думать о себе хуже, чем мы привыкли это делать.
***
Человек, убежденный в том, что он ни в чем не ошибается, весьма далек от того, чтобы вступить на истинный путь.
***
Непогрешимость не есть удел человеческой натуры. Если человек ошибся и готов в этом сознаться, то это нисколько не уменьшает ни его здравого смысла, ни его здравого суждения.
***
Большая заслуга для человека и знак его превосходства заключается в том, что он способен сам сознаться, что бывает неправ, нежели когда самоуверенно настаивает на собственном мнении.
***
Чтобы знать себя, человек должен прежде захотеть узнать себя, он должен открыть глаза, если хочет видеть и доходить до самой сути, хотя бы это досталось ему ценой собственного мнения и жертвой своего тщеславия.
***


 
 (Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Какое влияние на Вашу жизнь оказывает Ваш характер?
2. Как Вы оцениваете свой характер? Каковы его составляющие, положительные и отрицательные стороны, черты?
3. Ваш характер располагает Вас к самопознанию?
4. Что в Вашем характере помогает в деле самопознания, что мешает?
5. В чем причина существования гордыни? Вы замечали проявления собственной гордыни? Когда в последние время? В каких конкретных обстоятельствах, в какой форме она проявлялась?
6. Вы замечали проявления собственного упрямства? Когда в последние время? В каких конкретных обстоятельствах, в какой форме она проявлялась?
7. Что представляет собой смирение?
8. Вы часто бываете в состоянии смирения? Часто относитесь смиренно к тому, что происходит вокруг или к тем мыслям, чувствам, желаниям, которые возникают у Вас внутри?
9. Насколько желанна для Вас цель – постижение истины?
10. Зачем человеку нужно постижение истины? Зачем оно нужно Вам?
11. Стремление к постижению истины является проявлением естественно потребности человеческой души? Что говорит в пользу этого?
12. Считаете ли стремление к смирению важным для того, кто стремится познать себя? Почему?
13. Какие действия приближают человека к достижению смирения?
14. Какие мысли, рассуждения, выводы помогали Вам двигаться вперед на пути к обретению смирения?
15. Вы заметили, как влияет изучение собственных ошибок, их причин и следствий на способность к смирению?
16. Вы заметили, как изучение достойных поступков и деяний других людей помогает избавиться от необоснованно высокого мнения о себе и приблизиться к состоянию смирения?
17. Может ли смиренный человек возомнить, что он лучше всех?
18.  Вы замечали за собой привычки приписывать себе такие качества, достоинства, способности или черты, которые при проверке оказываются далекими от Вас, хотя и желанными, предпочтительными?
19. Насколько Ваше мнение о себе, своих качествах, способностях, близко к истине?
20. Может ли знающий себя человек проявлять гордыню? Почему да или нет?
21. Можно ли считать высокое самомнение тем бревном в глазу, которое мешает видеть порочные пятна в характере человека, в его поведении, мыслях, чувствах, поступках?
22. Можно считать тщеславие и высокое самомнение одинаково верными признаками, говорящими о незнании себя? Почему?
23. Изменилось ли Ваше тщеславие в течение последнего времени? Оно по-прежнему способно обмануть Вас и заставить служить себе или Вы нашли способы его приручения?
24. Может ли человек не быть смиренным, если искренне посвятил себя самопознанию?
25. Может ли человек, который смог раскрыть свои недостатки, обнаружить худшие стороны своего характера, не быть смиренным?
26. Что еще, если не самопознание, позволяет человеку делать такие открытия?
27. Приходилось ли Вам убеждаться на конкретных примерах в том, что знакомство с собой делает человека смиренным, а смирение помогает лучше узнать себя?
28. Вы готовы воспринять истину, о которой Вам рассказывает другой человек или которую Вам демонстрирует жизненная ситуация?
29. Можете вспомнить конкретные случаи, когда Вы не хотели прислушаться к словам других, когда они сообщали Вам важные истины? Можете объяснить по каждому такому поводу, в чем наиболее вероятные причины?
30. Можете вспомнить случаи из своей жизни, когда Вам не хотелось расставаться со своими ложными представлениями о чем-нибудь, и Вы сопротивлялись этому, чувствуя страх?
31. Когда в последнее время Вам удавалось преодолеть в себе этот страх и расстаться со своими предубеждениями, ошибочными представлениями о том или ином явлении, событии?
32. Можно считать, что особенно страшно расставание с устоявшимся мнением о себе? Когда Вам приходилось в последнее время почувствовать именно такой страх? По какому поводу он возник и насколько успешно Вы его преодолели?
33. Вы боитесь допустить к себе мысли, намекающие о том, что Вы не так хороши, как считаете?
34. Вы боитесь самоосуждения?
35. Почему люди обычно боятся самоосуждения?
36. Можно ли считать главную причину страха перед самоосуждением наличие в этом явлении лишнего обвинения вместо понимания?
37. Что произойдет, если человек начнет воспринимать самоосуждение всего лишь как небольшой и полезный щаг в сторону понимания себя. Чтобы самоосуждение было не целью и не главным действием, а только средством, помогающим в деле понимания себя, в деле самопознания. Такое отношение поможет избавиться от страха самоосуждения?
38. Что дает человеку избавление от страха самоосуждения? Какие новые возможности открываются перед ним в результате такого избавления?
39. Можно ли считать, что страх от самоосуждения является одним из главных причин самообмана?
40. Какими аргументами Вы пытаетесь освободить себя от страха самоосуждения, приводящего к самообману?
41. Допущение, что никто не обретает плохие черты характера или вредные склонности, не совершает грехи по своей воле и осознанно, а лишь в результате незнания, поможет изменить Ваше отношение к самоосуждению?
42. Можно ли сказать, что осуждение других, а также самоосуждение возникли в результате недостатка знаний о природе человека, его души, тела, разума? Почему да или почему нет?
43. Какое из предлагаемых утверждений кажется Вам верным:
- человек совершает плохие поступки, обретает и развивает в себе плохие качества, способности, желания и стремления потому, что не обладает достаточными знаниями о своей душе, теле, сердце, разуме. Обретая достоверные знания обо всем этом, человек избавляется от всего плохого;
- человек совершает плохие поступки, обретает и развивает в себе плохие качества, способности, желания и стремления потому, что он осознанно выбирает плохое вместо хорошего. Никакие знания не помогут его изменить свой выбор.
44. Если теперь сравнить людей, часть которых придерживается первой точки зрения, а другая часть – второй, кто из них будет более склонным к совершению плохих поступков? Кто будет сильнее сопротивляться восприятию истины, если она не совпадает с его имеющимися представлениями? Кто больше будет подвержен страху перед самоосуждением и соответственно будет более склонен к самообману?
45. Вы согласны с тем, что человек, убежденный в том, что он ни в чем не ошибается, весьма далек от того, чтобы вступить на истинный путь. А почему существуют такие люди?
46. Способен ли человек быть непогрешимым? Почему да или почему нет?
47. Вам удается в беседе с другими людьми в разных ситуациях признать свою ошибку, неправоту, отказываясь от усилий любым способом настоять на своем? Так было всегда или такая привычка возникла у Вас в результате осознание каких-то важных истин?
48. Вы привыкли доходить до самой сути, рассматривая разные явления, их причины? Можете привести примеры, подтверждающие это, а также примеры, говорящие об обратном?
49. Вы готовы ради постижения сути явлений отказаться от своего самомнения и жертвовать своим тщеславием?
50. Вы сами являетесь обладателем своего тщеславия, его владельцем, хозяином, или скорее тщеславие является Вашим хозяином и повелителем?
51. Можно ли считать, что расставание с тщеславием скорее является освобождением себя от рабства перед ним, от вынужденного служения ему?
52. Какими рассуждениями Вы разрушаете свое тщеславие при необходимости, если оно пытается диктовать свою волю Вам?
53. Почему существует тщеславие? Что является причиной его существования и как оно передается из поколения в поколение в течение тысячелетий?
54. Каковы мировоззренческие опоры тщеславия, которые обусловливают его существование и жизнеспособность?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru