Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава VI
Признание того, что наши знания могут оказаться ложными, есть существенный шаг к самопознанию.
***
Изучите запас сведений, которыми вы обладаете, осознайте, чего вам было бы лучше и вовсе не знать. Иногда требуется большая мудрость, чтобы избавиться от некоторых знаний, нежели чем приобрести новые.
***
Когда Фемистоклу было предложено научиться все запоминать, он ответил: «Научи меня лучше забывать».
***
Тратить свою жизнь на развлекательное и пустое чтение - значит постоянно обращаться к играм молодости и довольствоваться только первыми поверхностными знаниями. Это не развивает наш разум и очень препятствует истинному самопознанию.
***
Если мы хотим усовершенствовать свой разум, намереваясь познать самих себя, то должны быть весьма осторожны в выборе книг для чтения, так же как и в выборе своего окружения.
***
Если я берусь что-либо изучать, - говорит Монтень, - то лишь то, что знакомит меня с собой и учит тому, как правильно жить и умереть.
***
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
1. Вы допускаете, что часть знаний, которыми обладаете, могут оказаться ложными?
2. Приходилось уже убеждаться в этом на примере конкретных знаний? Случалось уже, что при более тщательной проверке некоторые знания оказались не достоверными, и Вам пришлось отказаться от них навсегда?
3. Это трудный процесс – проверка достоверности собственных знаний? Насколько он необходим Вам?
4. У Вас имеются лишние знания?
5. Чем отличается знание от информации?
6. Каким образом информация превращается в знание?
7. Осмысление полученной информации, размышления о ее сути, о причинах и следствиях того, что содержится в информации, помогают превратить ее в знание?
8. Вы замечали разницу между знанием, которое уже проверено в жизни, в практических делах, поступках, и знанием, которое существует как информация, предположение, но без проверки жизнью?
9. Вы умеете отличить кажущееся знание от настоящего знания? Важно ли это? Можете привести примеры?
10. Почти все люди уверены, что они знают себя, знают что нужно быть добрым, честным искренним и еще много другого кажущегося знания у них. Почему они привыкли всю жизнь обманывать себя в этом смысле, позволяя кажущемуся знанию занять место настоящего, проверенного и применимого знания?
11. Что Вы думаете о пользе или вреде такой классификации собственных знаний:
- знание, которое является всего лишь информацией, полученной от других людей или других источников,
- знание, которое было проверено в практической жизни, в результате применения этого знания человеком, считающим себя его обладателем,
- знание, которое не только было проверено, но и досконально осмыслено, с пониманием сути, раскрытием множества последствий и возможных вариантов, сфер применения,
- знание, которое проверено и осмыслено так, что обладатель этого знания способен передать его другим людям без искажения.
12. Можете проверить эти четыре категории знаний на каком-то примере из своей жизни, скажем, из области самопознания, вспоминания то, как Вы узнали нечто важное о человеке, человеческих качествах или отношениях, потом проверили это знание в своей жизни, осознали его смысл и применение, разобрались со всеми сложностями, тонкостями применения и обнаружили взаимосвязь этого знания с другими, а также то, на чем оно опирается, какова его глубинная суть, а потом рассказали кому-то об этом так, что он смог получить пользу, правильно применяя переданное Вами знание уже в своей жизни?
13. Как Вы проверяете достоверность информации, которое получаете из разных источников? Можете вспомнить примеры проверки основных источников, которыми пользуетесь?
14. Каковы основные источники знаний для Вас? Почему именно они?
15. Бывало, что какой-то источник знаний сильно разочаровывал Вас, после того, как обнаруживали фальшивость полученных оттуда сведений? Можете вспомнить конкретный пример?
16. Существует среди того объема сведений, которым Вы владеете, некая часть, совершенно бесполезная для Вас, которую лучше забыть?
17. Стоит ли забыть какую-то часть своих знаний? Зачем? Какую пользу можно получить от расставания с некоторыми сведениями, с некоторым количеством информации?
18. Почему когда Фемистоклу было предложено научиться все запоминать, он ответил: «Научи меня лучше забывать»?
19. Освобождает ли человек место для новых сведений, знаний, когда забывает старые и бесполезные?
20. Избавление себя от бесполезных сведений, удаление их из памяти помогает ли найти больше времени и внимания, чтобы концентрироваться на осмысление оставшихся важных сведений, чтобы исследовать их суть, делать важные выводы?
21. Пробовали отказаться от части своих знаний в пользу осмысления и углубления другой части?
22. Вы находите время для развлекательного пустого чтения? Сколько времени тратите на это?
23. Вам удается пользоваться только теми источниками знаний, которые развивают Вашу способность мыслить, предлагая достоверную информацию?
24. Телевидение, газеты, журналы, книги, радио, интернет, сплетни, слухи, общение со знакомыми, общение с людьми, которые искренне стремятся познать себя … это краткий перечень возможных источников знаний. Можете распределить эти источники, оценивая их по важности? А потом распределить их еще раз, уже по фактическому влиянию на Вас, оценивая то время, которое Вы уделяете им в своей жизни. Соответствуют ли Ваши оценки важности источников с тем, какие из них выбираете в реальной жизни? Важно ли это?
25. Какие наиболее ценные книги Вам удалось прочесть в последние годы?
26. В чем была их ценность? Можете вспомнить каждую из них и вкратце обобщить полученную от нее пользу, полученные важные знания?
26. Каковы самые важные знания, которые Вы получили от внешних источников за последний год? Можете вспомнить 10 из них?
27. Каковы самые важные знания, которые Вы получили в результате собственных размышлений, исследований, наблюдений за собой, за другими людьми, за происходящем вокруг Вас? Можете вспомнить 10 из них?
28.Вы умеете отличить то, что знаете от того, что не знаете? Пробовали обратить на это внимание и развивать свои навыки в этом деле?
29. Вам часто удается сказать хотя бы самому себе – вот это я не знаю? Полезно ли говорить «не знаю», вместо того, чтобы рассказать всякие глупости и фантазии, обманывая себя и своего собеседника?
30. Можно ли сказать, что знания существуют только у того, кто видит их границы, осознает и принимает эти границы, отделяя таким образом то, что знает, от того, что не знает?
31. Вы можете составить список того, чего хотели бы знать, но пока не знаете? В форме вопросов о тех или иных явлениях, событиях, качествах и т.д.
32. Вы можете написать 10 важнейших вопросов, которые для Вас остаются открытыми, хотя их ответы кажутся Вам наиболее важными из всего того, о чем Вы размышляете в течение последнего времени?
35. Важно ли помнить свои самые главные открытые вопросы? Почему?
|