Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

Глава V

Каждый должен хорошо познакомиться со своим талантом и способностями, а также с тем, как лучше их развивать и совершенствовать.

 

   Человек не может считать, что знает себя, если не познакомится со своим талантом и способностями, пока не узнает, для чего они ему даны, как лучше их развивать и совершенствовать.

   Благоразумный человек, понимающий себя, вместо того, чтобы заботиться о приобретении талантов, которых не имеет, старается воспользоваться теми, какие ему даны, как указание Провидения в отношении пути, на котором он может быть полезен.

   Относительно церкви вспомним, что Святой Дух, прежде всего послал духовные дары на ее служителей – для блага церкви. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания – тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1-е Коринф. XII.8-11). И теперь Бог дает людям многообразные таланты. И всякий имеет свое дарование от Бога, «ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1-е Коринф. VII, 7), и всякий должен стараться «не пренебрегать, но возгревать дар Божий в себе». «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1-е Тимоф. IV. 14). А поскольку дарования даны нам для их усовершенствования, то с нас не только спросится за их злоупотребление, но и за самое небрежение ими. Об этом свидетельствует ленивый раб: «И убоявшись, пошел скрыл талант твой в земле; вот тебе Твое. Господин же его сказал ему в ответ: “лукавый раб и ленивый! nы знал, что Я жну, где не сеял и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим, и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью. Итак возьмите у него талант, и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие возгласи: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. XXV. 25-30. См. Лук. 19, 20).

   Верный признак незнания самого себя – стремление человека выйти за пределы своей сферы деятельности и предпринять что-то, не имея способности к его исполнению. Благоразумный человек, прежде чем заняться каким-либо делом, подумает: а может ли он его выполнить, и могут ли последствия оправдать его уверенность в успехе, чтобы не пасть под тяжестью своего предприятия и не подвергнуться упрекам в поспешности, самонадеянности и неблагоразумии. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы когда положит основание, и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить, и не мог окончить?  Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство - просить о мире» (Луки XIV. 28-32).

   Нередко мы видим, что человек, превосходный в одном деле, начинает думать, что он может быть таким же успешным во всем, и будучи неудовлетворенным тем уважением, которое ему оказывают, принимается не за свое дело. Почему хороший оратор пытается показать, что он также хороший поэт? Почему духовное лицо пытается показать, что оно прекрасно разбирается в политике? Или государственный чиновник пытается выдать себя за философа? Или ремесленник – за ученого? Или благоразумный человек пытается прослыть остряком? Эта слабость происходит от незнания себя, и она характерна даже для великих людей. Природа редко производит универсальных гениев. Опыт подсказывает, что она раздает свои дары весьма бережливо. Многие из-за подобной слабости разрушили свою репутацию, которая была ими справедливо заслужена…  
(Продолжение:
Мы должны выяснить, в чем заключаются наши недостатки и достоинства.)

Афоризм данного мгновения!