Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

1. Живопись.


1.1.Что особенно нравится Вам в живописи?


Она передаёт авторское видение мира на языке красоты. Живопись воспринимается зрителем намного ближе к реальности, чем фотография, хотя и менее точно отражает внешний вид окружающего мира. Помимо этого, живопись не показывает динамики, и поэтому, в случае наличия сюжета, отображает его самую важную, кульминационную точку. Существуют разные картины под разное настроение, состояние души – одни из них возвышают, другие пугают, третьи вызывают лирический трепет…


1.1.1.Вам удается почувствовать, что мотивировало художника на создание картины, желание творить нечто красивое, в соответствии с потребностями собственной души, желание заработать денег, желание обрести славу, привлечь внимание к своей персоне …?


Я часто задумываюсь об этом, когда смотрю на картину, но не знаю, угадываю или нет. Я полагаю, что эти и другие желания сплетались в художниках воедино, вопрос скорее в том, какие из мотиваций доминировали, и как часто лидирующая роль менялась. В любом случае, когда в человеке появляется искусство, остальные побуждения теряются перед таким всепоглощающим порывом, а концентрация на фактологии может помешать неискушённому человеку полноценно воспринимать картину.


1.1.1.1. Картины художников покупают за 100 миллионов долларов, хотя практически никто из таких покупателей не в состоянии отличить хорошую подделку от оригинала. О чем это говорит, об обостренном чувстве красоты или о фальшивых ценностях и поклонении деньгам и знакам превосходства над остальными людьми?


Скорее это говорит о принадлежности подобных покупателей к западноевропейской цивилизации, которой весьма свойственно переоценивать внешние признаки высокого статуса. Это не хорошо и не плохо, просто это есть. Если же выбирать плюс или минус, то такое отношение к предметам искусства скорее хорошо, нежели плохо, ведь «элитарность» искусства делает его более популярным в глазах простых обывателей. Художники же вследствие этого становятся чуть более обеспеченными и уважаемыми людьми. Скажем, в средневековье «люди искусства» считались обычными ремесленниками. Романтический флёр творца с кистью в руке появился совсем недавно, так же как и положительное отношение к новаторству в искусстве.


1.1.1.1.1. Капитализация и монетизация искусства не превращает ли его в разновидность поп-культуры, с помощью применения маркетинговых технологий продвижения брендов, управления общественным мнением и так далее? Остается ли в таком варианте искусства место для развития чувства красоты?


Страхи человечества о том, что современное ему искусство в чём-то уступает искусству прошлого и вообще какое-то не такое (вульгарное, безнравственное, пустое), чуть ли не древнее вопроса «отцов и детей». В наше время мы боимся, что искусство пострадает от соприкосновения с тлетворным рынком, который превращает в бренды всё самое святое. Но вспомним, что во все времена искусство продавало себя и кормило художника, и это не могло не заставлять последнего вторить изменяющимся вкусам заказчика. Искусство есть плоть от плоти общества, отражение его состояния – как можно им управлять?


1.1.1.2. Наличие в мире сегодня примерно миллиарда человек, умирающих с голоду и наличие аукционов, на которых продают произведения искусства, стоимости которых было бы достаточно для спасения жизни в день нескольких тысяч детей – какой вывод можно сделать из сопоставления этих двух фактов?


Если запретить аукционы, не потраченные на картины деньги пойдут куда угодно, но только не голодающим детям, так что существование подобных торгов никому не вредит. Значит, остаются два пути: либо обвинять во всём капиталистическую систему, либо радоваться существованию благотворительности и тому, что она считается столь же статусным явлением, как и тяга к высокому искусству. В любом случае, такие глобальные проблемы как голод и нищета связаны с экономическими и политическими проблемами, а не с тем, что отдельные люди покупают себе дорогие вещи где-то на другом конце земного шара. Поэтому было бы разумно оставить проблемы экономики экономистам, а проблемы дорогих увлечений – тем, кто их имеет.


1.1.1.2.1. Можно ли считать, а если нет, то почему нельзя считать, что желание купить слишком дорогие вещи, стоимость которых не связана с их полезными бытовыми качествами, говорит о рабском служении человека собственной жадности, тщеславию?


Тщеславие – вещь нехорошая. И человек, покупающий яйцо Фаберже, в котором ни на грош пользы, в то время, как под его окнами в диккенсовской манере умирают от голода дети, вряд ли возьмет приз зрительских симпатий. Это вещи вполне очевидные в рамках христианской морали и вульгарного марксизма, которые здесь неожиданно приходят к согласию. Однако вне моральных категорий всё не столь определённо, потому что такое поведение выступает индикатором положения человека в обществе и выработано веками формирования человека как «социального животного», носит он ожерелье из зубов или iPad 2.


1.1.1.2.2. Не занимает ли в человеке желание обладать дорогими вещами и радоваться их наличию место способности чувствовать красоту и вдохновение при соприкосновении с ним? Не произошла ли уже полная подмена, благодаря которому легко можно нечто гадкое и ужасное назвать произведением искусства, установить запредельную стоимость и с помощью рекламы убедить всех в том, что правда именно в этом?


В 1961 года Пьеро Мадзони собрал собственные фекалии в баночки и продал их по цене золота. Эта провокация была призвана привлечь внимание к тупости покупателей такого искусства. Действительно, при взгляде на жутковатые инсталляции современных художников возникает опасение, что что-то не то случилось с вкусами общества, «век вывихнул сустав». Но отличной ли от этого была реакция людей, которые впервые увидели «Прибытие поезда»? Понадеемся на судейство времени и будем руководствоваться своим умом и чувством вкуса, не обращая внимания на «ценителей» и маркетологов от искусства.


1.1.1.2.3. Не является ли содержание и направленность произведений искусства одним из рычагов, управляющих развитием экономики через поддержание приоритетов развития общественного мнения, ценностей, устанавливающих правила экономических отношений?


Формирование общественного мнения, а тем более ценностей конкретного общества представляет собой процесс столь сложный, что вряд ли можно с уверенностью определить направление вектора влияния. Сказать, что искусство оказывает влияние на общество так же верно, как и предположить, что общественное мнение подсказывает художнику пути развития его творчества. К тому же, до сих пор неясно, как связать поле экономики и морально-этических воззрений. Понимать это влияние линейно в духе «базис определяет надстройку» (если пользоваться марксистскими терминами) было бы упрощением.


1.1.1.3. Какова цель искусства как сферы деятельности человека?


Высшая цель искусства неразрывно связана с развитием личности. Благодаря искусству человек остаётся человеком, чутко воспринимающим красоту как в естественных, так и в искуственных предметах. Это и отдушина, позволяющая отдохнуть от забот, и пастбище новых идей, и источник вдохновения. Человек, не ценящий искусство, либо превращается в аморфное, примитивное существо, либо становится циничной машиной по получению денег и власти. Разумеется, нельзя недооценивать и роль искусства как средства самовыражения. Без него круг возможных профессий и сфер деятельности стал бы куда более серым и прозаичным. Надо стремиться наполнять искусством все области жизни, иначе жизнь лишится своих красок.


1.1.1.3.1. Возможно ли развитие личности без развития его человеческих качеств? Какие именно человеческие качества стоило бы развивать в себе и в людях в целом?


Не вдаваясь в философские и социологические трактовки понятия «личность», можно составить такую формулу: личность = сумма человеческих качеств + социальная роль человека. И если с социальной ролью более-менее ясно, то личность не есть абсолютная величина. Ещё сложнее с человеческими качествами, ведь морально-этические оценки так относительны, нельзя всё свести к «+5 к ловкости, -3 к интеллекту». Чтобы решить этот вопрос, каждый должен понять для себя, с какими людьми ему приятно общаться. Мне – с людьми, к которым можно повернуться спиной, не опасаясь, что в тебя что-то полетит.


1.1.1.3.2. Не развивает ли жадность и тщеславие, а также внутренний фальш и самообман в людях наличие аукционов, на которых произведения искусства продаются за десятки и сотни миллионов, при том, что идеальные копии тех же произведений могут стоить тысячи раз дешевле, а репродукции – миллион раз? Не становится ли таким образом искусство инструментом, служащим развитию худшего в человеке?


День, когда человеку впервые пришло в голову повесить в своей гостиной репродукцию «Подсолнухов» Ван Гога под цвет ковра, поистине трагический для всего человечества. Произведение искусства по определению вещь штучная. «Мой Рембрандт лучше твоего» - нонсенс. И именно из этого, не из существования аукционов, следует его цена. Состоятельный господин, покупающий подлинник, или фанат «Звездных войн», скопивший на «тот самый» световой меч, думают не о том, как эти приобретения будут смотреться над камином. Это вещи, связывающие их с миром, который им дорог. Ей-богу, оно того стоит.


1.1.1.3.3. Что важнее, умение «ценить» искусство или умение чувствовать красоту, присутствующую в ней. Многие ли «ценители» искусства способны чувствовать красоту без учета модности, общественного мнения, стоимости картины?


Думаю, когда-то давным-давно «ценить искусство» и «чувствовать красоту» были синонимами. Когда, по какой причине произошло это разделение – науке неизвестно. По всей видимости, одновременно с появлением профессиональных судей от искусства. Само по себе это не хорошо и не плохо, это лишь отражает общее развитие интеллектуальных профессий в XIX веке, когда впервые появились писатели, зарабатывающие писательством. Но привело это к тому, что искусством называется то, что воспринимают эти же профессионалы, остальное же получило не вполне приличное определение «поп-культуры».


1.1.1.3.4. Отношение к искусству как товару, к предмету роскоши не отнимает ли у нее смысл? Может ли красить жизнь человека то, что создано для удовлетворения тщеславия и жадности?


«Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Достоевский писал своего «Игрока» впопыхах, пытаясь выпутаться из долгов. Герои «Трёх мушкетеров» говорят односложными фразами, потому что автору платили построчно. То, что произведение искусства создается ради денег, является товаром, не делает из него ремесленную поделку. В конце концов, речь идёт лишь о том, чтобы оно не пропадало у коллекционеров в частных собраниях. Но, как известно, большая часть музейных коллекций комплектовалась именно из таких собраний. Можно сказать, что тщеславие предков сыграло нам на руку.


1.1.1.4. Каким является предназначение искусства с точки зрения Биосферы, Вселенной?


Как человек, знакомый с естественнонаучными темами, я могу смело утверждать, что для Вселенной куда важнее следить за образованием протокластеров и галактических нитей, чем за развитием способов самовыражения жителей одной единственной планеты. Биосферу же должны больше волновать наши промышленные предприятия и возможные способы уменьшить численность одного чрезмерно расплодившегося вида млекопитающих – то есть, нас с вами. В ожидании от высших сил какого-то особенного внимания к своей персоне и своему теряющемуся в пространстве крошечному мирку прекрасно проявляется западноевропейский индивидуализм, сформировавшийся лишь в XIX веке, но успевший завоевать безумную популярность.


1.1.2. Прикосновение к красоте, удовлетворение потребности во встрече с красотой, наличие чувства красоты – насколько все это важно для Вас и почему?


Это столь же важно для меня, как, к примеру, потребность в общении с интересными людьми. И то и другое развивает человека, открывает в нём новые грани, новые возможности. Но необходимо, чтобы красота была не только на уровне формы, но и на уровне содержания. Тогда и только тогда можно говорить о настоящей красоте, а не о привлекательности внешнего вида. Глубина и осмысленность – вот что отличает настоящие произведения искусства от просто хороших, но не выдающихся работ.


1.1.2.1. Почему существуют чувство красоты, потребность в красоте?


На такой вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, существует пирамида Маслоу, основанная на том, что люди постоянно в чём-то нуждаются, и когда потребности более низкого порядка (еда, сон) удовлетворяются, всегда возникают потребности более высокого порядка (уважение, самореализация, встречи с прекрасным). Во-вторых, потребность в красоте связана с отождествлением «красивого» и «хорошего», берущим начало на заре человечества. «Если что-то красиво, это должно стать моим» – так вероятнее всего думали наши предки. Под влиянием цивилизации понятие красоты становилось всё более абстрактным, теряя прямую связь с необходимостью обладания и смешиваясь с религиозными представлениями.


1.2. Вы пробовали тоже рисовать?


Да, пробовал, однако не преуспел в этом. Пейзажи у меня получались достаточно терпимые, чтобы получать хорошие оценки в школе на рисовании, но, когда дело доходило до людей и животных, ни о какой художественной ценности моих «произведений» не могло быть речи. Я думаю, что способность к рисованию может являться своеобразным показателем того, насколько хорошо человек способен воспринимать красоту окружающего мира и насколько у него развиты логические способности.


1.2.1. А что было важнее для Вас, качество самой картины, по сравнению с работами других авторов, или качество собственных переживаний, ощущений в процессе создания картины?


И то и другое, бывает по-разному. Иногда я смотрю на хорошие картины, и мне становится стыдно за свою технику, после чего я принимаюсь её оттачивать. Но бывает и так, что в голове возникает некий образ, сюжет или настроение, и это хочется выразить, не задумываясь о технике. Тогда я за пять минут выливаю свои мысли на бумагу, а потом, чаще всего, выкидываю рисунок, потому что он оказывается никуда не годным. Иногда у меня получается руководствоваться и тем и другим подходом.


1.2.2. Существует ли красота в мире на самом деле или мы по привычку считаем нечто красивым, а нечто другое – не красивым?


Красота – это исключительно субъективный феномен. Более того, на протяжении истории понятие красоты менялось, часто охватывая в разное время взаимоисключающие вещи. Умберто Эко определяет красоту как «то, чем хочется обладать». Когда меняются вкусы и устремления людей, меняется понятие красивого и некрасивого. Даже если предположить, что красота существует отдельно от воспринимающего её человека, она должна быть совершенно отлична от того, что мы ей считаем.


1.2.2.1. Может ли человек считать самого себя неким произведением искусства, над формой и содержанием которого нужно поработать в первую очередь? Каковы шансы человека добиться того, чтобы к концу жизни можно было бы признаться со всей искренностью – я работал над собой и добился того совершенства формы и содержания, которое соответствует пределов моих способностей, полученных от природы. Насколько человек способен нести ответственность за собственную красоту? А Вы лично насколько?


Конечно может, и это очень популярный подход. Если не считать таких крайних его проявлений как бодибилдинг и бодмод, это вполне здоровая и полезная расстановка приоритетов. Чем больше в мире будет красивых людей (как внешне, так и внутренне), тем лучшим местом он станет. Самосовершенствование – не тот процесс, которому можно поставить предел или подвести итог, оно хорошо не столько конечными результатами, сколько самим процессом. Конечно, человек способен нести ответственность за свою красоту лишь в известных пределах, но это не значит, что в ситуации, близкой к безнадёжной, не надо работать над собой – это вопрос самоуважения, без которого вряд ли может развиться гармонично развитая личность.


1.2.2.1.1. Какие человеческие качества считаете красивыми, какие – не красивыми, если ограничиться самыми важными?


Во всём умеренность должна быть, умеренность. Если у человека глаза дохлой рыбы, лучше оставить его плавать в своем аквариуме. Знакомый тащит вас на какой-то благотворительный концерт, своей активностью выжигая дыры в атмосфере, - отойдите от него, он сейчас взлетит. Девушка озаряет все вокруг лучиками света – так недалеко до лучевой болезни. У коллеги красные глаза, опухшее лицо и желание поработать с утра – он трудоголик. Провести бы эту границу, где хорошее переходит в чрезмерное, красивое – в силиконовое, умное – в заумное, а искренняя улыбка прирастает к лицу, становясь маской.
Афоризм данного мгновения!