Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

2. Изучение иностранных языков.


2.1. Сколько иностранных языков уже знаете, какие еще на стадии освоения?


Лучше всего знаю два языка, английский и итальянский. Первый начал учить в 6 лет, а второй – в 16, но владею ими примерно на одинаковом уровне. Могу читать со словарём несложные тексты на испанском, французском, немецком и латинском, хотя о грамматике этих языков имею довольно смутное представление, хотя и достаточное для того, чтобы отличить одну временную форму от другой. В будущем планирую доучить немецкий и испанский до разговорного уровня, начать учить шведский.


2.1.1. Что помогало больше всего в процессе освоения нового языка и что мешало?


Больше всего помогала общая заинтересованность в культуре его носителей, желание читать книги, смотреть фильмы, слушать и понимать песни на языке. Кроме того, в процессе изучения появляется «спортивный интерес», элемент соревнования с товарищами по группе, а иногда с преподавателем. Из наиболее частых помех можно назвать сложность переключения с одного языка на другой. Когда вспоминаешь слово на английском языке, часто на ум приходят слова на итальянском и т. п.


2.2. Что дает Вам изучение иностранных языков?


Прежде всего, это возможность изучить другую культуру. Сложно понять, как мыслят люди из другой страны, не зная язык, на котором они говорят. Знание языков позволяет устроиться на более высокооплачиваемую работу. Кроме того, изучение языков – это чрезвычайно интересное занятие, развивающее память, логику и умение быстро принимать решения. "Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек". Изучая языки, мы изучаем разные картины мира, а не только слова и правила.


2.2.4. Почему существует в мире война? Является ли причиной ее существования неспособность людей добиться необходимого уровня взаимопонимания?


Вспомните то время, когда вы играли во дворе, устраивали войны в песочнице. Скорее всего, это напоминало сцены из «Повелителя мух» Голдинга, надеюсь, без членовредительства. Теперь подумайте, почему этот роман вызывает такое потрясение у читателя? Он о детях и детской жестокости. О том, как они борются за существование на острове. Как проще было бы им объединиться и построить детский островной коммунизм. Вместо этого мы видим кровь, конфликты, потерю человеческого облика, словом, все прелести войны. А потом понимаем, что в этой миниатюре – мы, взрослые. Еще более жесткие и глупые.


2.2.5. Возможен ли высокий уровень взаимопонимания между людьми, которые еще не успели понять самих себя?


Взаимопонимание между людьми достигается путём понимания самого себя. Это кажется настолько очевидным, что стоит разобраться, а вдруг здесь есть подвох? Вдруг Семь греческих мудрецов просто отделывались общими фразами, выводя «Познай себя» на храме Аполлона? Стремление к любой цели в жизни – от брака до покупки машины - пролегает через взаимодействие с другими людьми. Но если поставленная цель неверна, если человек еще не осознал, что ему действительно нужно, о каком развитии, успехе или счастье может идти речь? Общество, в котором люди еще не поняли себя, сродни «стране глухих».


2.2.1. Как Вы считаете, можно ли выделить два особенных языка из общего ряда, которые важны, но почти незаметны и неизвестны? Первый из них – тот язык, на котором весь окружающий мир, в целом, общается с отдельным человеком. Второй  - язык, на котором внутренние составляющие человека, его тело, органы, инстинкты, страсти, страхи … общаются между собой и разумом человека или с его душой, тем, кто главный в человеке и несет главную ответственность за принятые им решения и за совершенные им поступки.


Я считаю, что такие языки при всём желании нельзя выделить, поскольку в первом случае речь идёт об одностороннем восприятии мира человеком с помощью органов чувств, что, по сути, нельзя назвать общением; во втором случае общение происходит посредством электрических импульсов и секреции различных желёз, что нельзя назвать языком. Отдельный человек является частью биосферы Земли, поэтому воспринимать его и остальной мир как два субъекта общения – это эгоцентризм.



2.2.1.2. Чего ждет от отдельного человека биосфера? А от человечества в целом? Чего хочет добиться биосфера с помощью отдельного человека и с помощью человечества в целом?

Ведь целое способно использовать свою часть ради своих целей и может иметь свои ожидания от своей части?

Биосфера как саморегулирующаяся система «заинтересована», прежде всего, в поддержании своего функционирования, поэтому можно предположить, что её ожидания от человечества как своей части сводятся к следующим. Во-первых, это сокращение численности, угрожающей существованию многих других форм жизни и разрушающей многие пищевые цепочки во всех средах. Во-вторых, это отказ от индустриального образа жизни, разработки месторождений, производства большого количества отходов и так далее. Если первое природа (если мы допустим её разумность) может осуществить с помощью новых болезней, стихийных бедствий и климатических изменений, то второе вряд ли возможно осуществить за обозримое время.


2.2.1.2.1. Человек и биосфера могут найти общий язык и поддержать друг-друга в процессе дальнейшего сосуществования? Не для того ли биосфера породила существо, называемое человеком? Почему она не может иметь от человека позитивных и важных ожиданий и должна ограничиться только опасениями?


В данном случае «найти общий язык» вызывает в памяти фильм «Аватар» с волосами-проводами и USB-портами. Только в такой утопии и, желательно, на другой, ещё чистенькой планете возможен настоящий диалог между природой и человеком. Сейчас приходится с горечью признавать, что единичные попытки природоохранных организаций не могут изменить общей тенденции. Техника так глубоко вгрызлась в тело Земли, что говорить о пластиковых бутылках несвоевременно. Но планета куда более долговечна, чем всё человечество. Как говорил сатирик Джордж Карлин: «Планета в порядке, это людям крышка».


2.2.2. Если указанные два особенных языка существуют, насколько важно было бы владение ими?


Если допустить, что такие языки существуют, хотя выше я показал, почему это невозможно, владение ими являлось бы обязательным условием существования всякого живого существа, так как они бы представляли собой некий аналог нервной системы и органов чувств, свойственных нашему с вами миру. Человек отнюдь не является автономной, самодостаточной системой, поэтому ему так или иначе необходимо взаимодействовать с внешним миром и контролировать внутренние процессы.


2.2.3. Какова вероятность того, что сможете овладеть этими языками тоже?


Если бы я оказался в мире, законы которого допускают подобные языки, у меня не было бы выбора, владеть ими или нет, так как они в таком случае были бы необходимой составляющей жизнедеятельности организма. В реальности они не могут существовать, поэтому и овладеть ими не представляется возможным. Конечно, человек, убеждённый в том, что он владеет подобными языками, субъективно может называться их носителем (по самоопределению), но объективно всё это не имеет смысла.


Афоризм данного мгновения!