Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

Глава II 

 Различные ветви самопознания. Мы должны знать, что из себя представляем, и кем можем стать.



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.




  Для того чтобы лучше познакомиться с изучаемым предметом, я рассмотрю различные ветви, из которых он состоит. Возможно, мы увидим, что эта наука гораздо более богата содержанием, чем нам казалось до сих пор.

   Познание себя означает обнаружение и внимательное рассмотрение того, что мы из себя представляем и кем можем стать.

1.     Что мы собой представляем?

   Человек представляет собой тройственную личность (tripartita persоna), состоящую из тела, которое есть его земная, смертная часть; души, которая есть его чувствующая часть; духа, или ума – это его разумная и бессмертная часть. Каждая из этих частей имеет своё особенное предназначение, и человек живёт правильно, если действует в соответствии с этим предназначением и сохраняет между ними надлежащую соподчинённость. Но было бы совершенно недостаточно, если бы мы ограничились одними размышлениями на эту тему. Напротив, мы должны исследовать и развить нашу мысль, поставив во главу угла практическое самопознание.

   Мы не одно только тело, мы не животные твари. В нас есть благороднейшая натура, а не только неодушевлённая и скотская часть творения. Мы можем не только свободно перемещаться и действовать, но также обнаруживаем в себе способности к мышлению, изучению, анализу и другим умственным операциям, в отличие от неразумных существ.

Поэтому наша душа гораздо превосходнее их, и сила мысли, которой она одарена, доказывает, что она нематериальна, а следовательно, по самой своей природе способна к бессмертию. О том, что душа действительно бессмертна, мы имеем много свидетельств в священных писаниях. Итак, обратим наше внимание на следующий монолог: «Посмотри, душа моя, на несколько лет назад – ты была ничто! Как же ты произошла из этого ничтожества? Сама ты не могла этого сделать, это совершенно невозможно! Вернее то, что всемогущая, самосущная, вечная Сила, создавшая сей мир, создала и тебя, и из ничтожества призвала к бытию, когда ты не существовала. Она дала тебе способности мыслить и рассуждать, которые ты можешь направить на поиски цели и блаженства твоей природы. Она сделала тебя разумной и бессмертной; она ввела тебя в это тело, где ты теперь как в темнице; твои способности стеснены, твои желания унижены, и твоя свобода потеряна. Она послала тебя в этот мир, который по всем обстоятельствам, оказывается местом кратковременного твоего воспитания и испытания. Для чего же она ввела тебя сюда, когда могла сделать тебя более свободным, неограниченным и счастливым духом?

   Остановись на этой мысли, которая больше походит на дерзкое любопытство. Тебе нужнее и важнее узнать, для чего ты здесь и чего она ожидает от тебя, пока ты здесь?

Какую часть деятельности предоставила она тебе в продолжении человеческой жизни, где она  сама и ангелы и люди смотрят на твоё поведение? Конечно, дело, порученное тебе здесь, должно быть очень важно; потому что относится к вечности. И что же это, если не то, чтобы жить сообразно с достоинством твоей разумной и мыслящей натуры, как прилично существу, рождённому для бессмертия?

   Скажи мне, душа моя (я хочу поближе с тобой познакомиться, ибо до сих пор я был чужим для тебя, а теперь хочу тебя испытать и задать несколько решающих вопросов), - скажи, говорю я: неужели ты хочешь ограничиться только чувственными удовольствиями, но в них различаешь ли ты нечто от бессловесных животных? Порабощенная телесными побуждениями, не унижаешь ли ты себя своими делами? Не должна ли ты стать выше тех существ, которые были созданы для служения тебе, а не срамить себя и не унижать дело рук Творца твоего? Вспомни своё небесное происхождение! Вспомни, что ты – дух! Воспротивься похотям плоти и отвергни то, что может уменьшить твоё высокое происхождение и унизить твою благородную натуру! Но пойдём далее. Подумай о том, что ты – бессмертный дух! Твоё тело умрёт, но ты должна жить вечно и в вечности получить то, что сообразно твоему поведению, твоим привычкам, которые ты создала  во время кратного союза с плотью и кровью. О, не делай ничего такого, на что ты не пожелала бы оглянуться через миллион веков. Душа моя! Твоя совесть и мыслительные способности не останутся при теле, они пойдут за тобой и после смерти, и при этом будут для тебя орудиями несказанной радости или мучения».

   Для осуществления процесса полного самопознания, мы постараемся не только узнать то, что мы собой представляем, но и то, какими мы должны стать.

   И очень скоро мы станем совсем другими, не такими, как теперь! Посмотрим же в будущее и попробуем чаще останавливать свою мысль на феномене смерти, хотя мы и не можем проникнуть во всей полноте в само посмертное состояние. Оно скрыто от взора нашего ума, и Господь не открывает его настолько, насколько наша душа этого желает для собственного успокоения и устранения страха и беспокойства. По крайней мере воспользуемся и тем малым светом, который Священное Писание и разум проливают на этот мрачный, но весьма важный предмет.

   «Собери твои мысли, душа моя, и представь: что будет с тобой, когда ты, как дух, с полным самосознанием войдешь в незнакомый тебе духовный мир, где ни одного материального предмета не представится глазам твоим, и куда твой спутник, любимое теперь твоё тело и приблизиться не может, но где ты и без него будешь живо ощущать  удовлетворение твоих благороднейших желаний или самые мучительные страдания. В ладье смерти твоя переправа будет мрачна; берег, к которому она пристанет, для тебя чужд и неизвестен. Я не знаю, что будет с тобой».

   Это откровение, которое Богу угодно было сделать по воле своей, скорее предназначено для того, чтобы подготовить нас к будущему блаженству и направить к нему наш путь, нежели открыть нам славу его или ясно показать, в чем состоит это блаженство. Оно остается тайной, чтобы сдержать наше любопытство при исследовании его природы и направить наше внимание к тому, что касается нас в первую очередь, т. е. к подготовке к этому блаженству. И мы не можем не знать, в чём оно состоит, если верим Библии и собственному разуму, потому что и Библия, и разум доказывают нам, что «единственно и только то, что делает нас подобными Богу, может сделать нас способными наслаждаться Богом». Здесь мы обратим внимание на то, чтобы «быть святыми, как Он свят» и в Его свете увидеть свет. Тогда, каким бы ни было наше посмертное состояние, мы будем там счастливее и гораздо счастливее, чем можем себе представить сейчас, потому что Бог не открыл его нам.
(Продолжение:
О нашем отношении к Богу, Господу нашему Иисусу Христу и людям.)



Вопросы к Главе 2, часть 1 представлены ниже.  
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.) 

1. Вы задавали себе вопрос «Кто я»? 
2. Считаете ли, что знаете себя, свои способности, возможности? 
3. Знаете ли Вы, каковы Ваши истинные потребности, в чем нуждается Ваше тело, Ваш разум, Ваше сердце, Ваша душа и Ваш дух? 
4. Кем Вы хотите стать завтра? 
5. Кем Вы являетесь сегодня? 
6. Кем Вы хотите стать через месяц, год, 5 лет, 10 лет? 
7. Кем Вы захотите стать ценой всей своей жизни, включая самые последние мгновения? 
8. Из каких основных частей состоит человек по Вашему? 
9. Вы думали о том, что представляет собой Ваше тело, какой он сложный и налаженный механизм, какие невероятные процессы происходят в нем, позволяя Вам жить день за днем, двигаться, говорить, смотреть, видеть, думать, желать, чувствовать, радоваться, страдать? 
10. Вы знаете, сколько клеток в Вашем теле трудятся днем и ночью самоотверженно для Вас? 
11. Почему во Вселенной существует такое явление, как человек? Почему существуете Вы сами? 
12. Для чего человеку дана возможность чувствовать, любить, ненавидеть, жалеть, тосковать, радоваться? 
13. Какие человеческие чувства известны Вам? Можете перечислить? 
14. Для чего человеку дан разум? 
15. Почему во Вселенной существует некто обладающий разумом, в Вашем лице, в лице других людей? 
16. В чем предназначение Вашего разума? 
17. В чем предназначение разума человечества? 
18. Наличие разума у человека – это его личная заслуга, или это проявление способности Вселенной творить разумные существа, проявить свой разум через них? 
19. Какое утверждение можно считать более объективным, близким к истине: «Человек разумен», «Человек потенциально разумен»? 
20. Можно ли сказать, что человек разумен, если вспомнить о том, сколько миллионов неразумных поступков было совершено людьми сегодня же? 
21. Что полезнее для отдельного человека, считать себя разумным или считать, что если он хорошенько постарается и потрудится над собой, то когда-нибудь сможет стать действительно разумным? Какой вариант отношения к собственной разумности принесет больше пользы человеку? 
22. Если бы человек был разумным, существовало бы на земле такое явление, как война? Убивали бы люди друг друга в драках, оскорбляли бы друг-друга, доводя до инфаркта или до других заболеваний, боролись бы люди друг с другом с таким неистовством за право обладать вещами, властью, славой? 
23. Считаете ли Вы, что обладаете душой? 
24. Были ли в Вашей жизни события, ощущения, состояния, которые говорили Вам о существовании души? 
25. Какое место в Вашей жизни занимает удовлетворение потребностей Вашей души? 
26. Вы знаете потребности своей души? 
27. Вы верите в бессмертие души? Почему да или почем нет? 
28. Каким является предназначение бессмертной души в глазах Вселенной? 
29. В чем главное отличие между человеком и другими животными? 
30. Обладают ли животные разумом, душой, чувствами, мечтают ли они, обижаются ли, страдают ли? 
31. Является ли человек сам по себе существом, превосходящим других животных? А если учесть не только положительные качества и способности людей, но и отрицательные, такие, как подлость, жадность, жестокость  и другие?
32. Что дает человеку больше пользы, восприятие себя как высшего существа среди животных или восприятие себя, как существа, которое, как и все остальные живые существа, имеет свою причину появления во Вселенной и свое предназначение, не считая при этом себя выше или ниже других существ. 
33. Как много времени Вы тратите на любование собой по сравнению с тем временем, которое Вы используете для раскрытия, осознания собственного природного предназначения, для понимания смысла собственного существования и той цели, ради достижения которой Вы были сотворены Вселенной-Природой-Богом-Первопричиной? 
34. Вы думали над тем, какие законы бытия, какие законы Вселенной стали причиной Вашего появления на свет, стали причиной существования человека, как явления? 
35. Чего ждет от Вас Мир, который Вас создал, который дал Вам способность жить, дышать, говорить, желать, мыслить, мечтать? 
36. Если бы Вы были бессмертным и продолжали жить после расставания с телом, что из своего жизненного опыта взяли бы с собой? Какие свои дела, чувства, мыли, свои желания взяли бы с собой? 
37. Если бы Вы были бессмертным существом, как посмотрели бы на свой сегодняшний и вчерашний день? Что было сделано правильно и что нет с точки зрения существа, предназначенного для вечной жизни? 
38. Как сочетаются такие разные явления как бессмертная душа и похоть тела? 
39. Способен ли человек удовлетворить все потребности своего тела настолько осознанно и красиво, насколько это соответствует поведению бессмертного существа, созданного для вечной жизни? 
40. Вы совершали поступки, за которые раскаиваетесь и за которые Вас мучает совесть? 
41. Как может человек искупить свою вину, если осознает, что когда-то совершил неправильный поступок, повел себя как трус, подлец, лжец или негодяй? 
42. Есть ли у Вас совесть? Почему считаете, что да или почему считаете, что нет? 
43. Насколько в Вашей каждодневной жизни учитываете веление собственной совести? 
44. Возможно ли сегодня жить по совести? Почему да или почему нет? 
45. Совесть – временное явление, которое умрет с телом или она останется с душой вечно? 
46. Для чего существуют подлость, жадность, лживость, тщеславие, жестокость, похотливость и другие аналогичные качества человека? 
47. Вы знаете в какой мере обладаете этими перечисленными отрицательными качествами сами? В состоянии ли обнаружить в своих поступках, мыслях, чувствах, делах и помыслах собственную подлость, жадность, лживость, тщеславие, жестокость, похотливость и другие такие же качества? 
48. Как Вы относитесь к своим отрицательным качествам? Что предпринимаете для избавления от них? 
49. Что помогает лучше справиться с отрицательными качествами, жестокая борьба с ними, или понимание причин их существования и устранение этих причин? 
50. Что дает больше сил нашим отрицательным качествам, чем наше невежество и незнание себя, наше неумение управлять собой, наше неумение развивать положительные качества? 
51. Нужно ли Природе-Вселенной-Творцу-Первопричине бессмертное подлое существо? Или бессмертие открывается перед глазами только тех, кто способен избавиться от подлости? 
52. Нужно ли Природе-Вселенной-Творцу-Первопричине бессмертное жадное существо, или бессмертие открывается перед глазами только тех, кто способен избавиться от жадности? 
53. Если человек не способен быть искренним с самим собой, сможет ли он раскрыть свои истинные качества, помысли, чтобы избавиться от отрицательного и развивать положительное? 
54. Вы можете представить перед собой тот идеал, которому хотели бы соответствовать в результате всех своих искренних усилий, направленных на совершенствование самого себя? Какими качествами обладает идеальный человек в Вашем представлении? 
55. Каков путь достижения идеала, достижения совершенства? 
56. Нужно ли стремиться к совершенству? Почему да или почему нет? 
57. Что Вы думаете о смерти? 
58. Боитесь ли смерти? 
59. Можно ли получить пользу от размышлений о неминуемости смерти тела? 
60. Что может продлить Вашу жизнь больше, здоровье и сила Вашего тела или проницательность Вашего разума, искренность Вашей души? 
61. Если Вы считаете себя бессмертным существом, то для чего Вам дана жизнь в теле? 
62. Если Вы считаете себя смертным существом, который умрет вместе с телом, то для чего Вам дан разум, чувство красоты, способность познать законы природы, творить музыку, сочинять стихи, способность задавать себе такие вопросы, как «Кто Я?», «В чем смысл моего существования?», «Для чего существует разум?», «Чего ждет от меня Вселенная?»  и другие, аналогичные? 
63. Имеются ли у Вас догадки о том, что приготовило для Вас Провидение после смерти Вашего тела? Исчезновение в небытии? Или продолжение жизни в иных условиях, с новыми приключениями, новыми испытаниями, для нового познания и нового развития? 
64. Если бы Вы были Провидением, что бы Вы предложили такому человеку, как Вы? 
Афоризм данного мгновения!





 

Различные ветви самопознания. Предмет самопознания. Что означает познание себя. Человек как тройственная личность. Что представляет собой человек. Душа человека. Смертность и бессмертие души, человека. Феномен смерти. Посмертное состояние. Бессмертный дух, духовный мир. Быть святыми, как Он свят и в Его свете увидеть свет.