Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

Глава
IV

Мы должны понять то положение и состояние, в какое нас поставило Провидение, и что для него наиболее благоприятно.



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Человек, познающий себя, стремится рассмотреть и понять то особое положение и состояние, в которое поставило его Провидение. В чем заключается долг и приличие этого положения? Что необходимо делать? Как следует себя вести и что способствует поддержанию достоинства и характера?

   Если человек берется не за свое дело или ставит цели выше своих возможностей, то это будет означать аффектацию, которая в некоторых личностях настолько смешна, что делает их предметом общего презрения и является верным признаком незнания самого себя. Почему многие почитают себя кем-то, будучи ничем, и хотят отличиться в том, в чем отличиться не могут? И почему они не заботятся о том, в чем действительно могли бы отличиться? Почему они действуют вопреки природе и Провидению, силясь делать совсем не то, что нужно? Отчего же так происходит, если не от незнания самих себя и своего призвания в жизни?

   Вот справедливое замечание одного нравственного язычника: «Жизнь человеческая есть драма, а люди – актеры, из которых каждому предназначена своя роль; дирижер стоит за сценой и наблюдает за тем, кто и как ее разыгрывает. У кого-то эта роль маленькая, у кого-то большая, у кого-то низкая, у кого-то – высокая. И аплодируют не тому, у кого главная роль, а тому, кто лучше играет свою, какой бы она ни была. Постараемся же и мы  хорошо сыграть свою роль в жизни! Это от нас зависит, а уж какую роль нам дадут, это не от нас, а от Бога». Но человек никогда не сыграет хорошо свою роль, если не поймет ее и не осознает, что для нее подходит, а еще хуже, если он захочет играть не свою роль. Только незнание самого себя заставляет браться не за свое дело.

   Читатель, если твое положение в жизни посредственное и даже низкое, то знай, что Провидение призвало тебя к труду, к довольству своим состоянием, к покорности, терпению, надежде, смиренной зависимости и к уважению тех, кто выше тебя. Поступая так, ты будешь светить в своей темной доле, станешь любезным Богу и людям, и найдешь больше довольства, покоя и радости в себе, чем те, кто действуют, находясь в высоком положении, с которого могут упасть.

   Если же Провидение призвало тебя на государственное или публичное поприще для пользы других, то твоей первой заботой должно быть то, чтобы твой пример, по мере роста твоего влияния, поощрял других к добродетельной общественной деятельности. Прежде всего, прояви те особенно уважаемые качества, которые наиболее приличны твоему положению: благосклонность, сострадание, мудрость, умеренность, твердость и неподкупное бескорыстие, неустрашимое мужество к преодолению противников (оппозиции) для достижения своих намерений, какие ты имеешь для видимой всеми общей пользы.

   Знакомство с самим собой призвано научить нас тому, какую роль должны мы играть в жизни, а знание этой роли покажет, кому мы должны в ней следовать. В поведении своем мы не должны брать пример с тех, кому назначена роль совершенно отличная  от нашей, разве только в том, что признается изящным и примерным. В противном случае мы обнаружим аффектацию и слабость, а к себе почувствуем презрение, поскольку не выдерживаем своего характера. Что прилично одному, будет смешно в исполнении кого-то другого. Мы также не должны слепо подражать тем, кто трудится в нашей же сфере деятельности, разве что мы призваны этим заниматься; мы должны обращать внимание на характер его роли, подражая только в том, в чем он ее выдерживает.

   Эта предосторожность в особенности относится к молодым людям, охотно подражающим высшим по положению, превосходящим других и успешным. Не умея различать, что прилично, а что не прилично для них, они готовы подражать и их слабостям, которые принимаются за превосходство и от этого делаются вдвойне  смешными. Во-первых, они смешны тем, что действуют несообразно своему характеру, а во-вторых, показывают слабость, подражая другим в том, что те делают автоматически, как бы между прочим. Итак, чтобы должным образом сохранить свои качества, мы обязаны внимательно смотреть только на то, что ему соответствует.

   Наконец, поскольку ни один человек не может быть превосходным во всем, нам надо рассудить: какая деятельность предназначена нам в том положении, в какое мы поставлены Провидением, и оставаться при ней, какой бы она ни была, стараясь только в ней отличиться.  
(Продолжение:
Каждый должен хорошо познакомиться со своим талантом и способностями, а также с тем, как лучше их развивать и совершенствовать.)

 <<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>

Афоризм данного мгновения!