Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

 
Глава Х 


Частая и усердная молитва есть самое действенное средство для достижения истинного самопознания.


Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.





   Наконец, последнее средство, о котором я должен сказать, есть частое и благоговейное обращение к Источнику света и Отцу наших духовных сил с молитвой о помощи в этом важном учении - познании себя.

   Я упоминаю об этом средстве не потому, что оно последнее - нет, оно является самым высшим для достижения правильного и совершенного познания себя. Это путь к тому, чтобы и все прочее было действенным, а потому это последнее средство должно стать первым по его применению.

   Если мы хотим лучше узнать себя, то должны не только часто размышлять сами с собой, но и обращаться к Богу с молитвой и, смиренно представая пред Отцом, умолять его душой, чтобы Он открылся нам, и в Его свете обнаружим свет там, где был один только мрак, и чтобы Он даровал  нам познание глубины и коварства нашего сердца. Без влияния Его благодати, без божественного просвещения и наставления, невзирая на все наши старания, сердце обманет нас, и самолюбие не только помешает оставаться разумным, но и удержит нас в полном неведении относительно самих себя.

   Первое, что мы должны сделать для самопознания  - это увериться в том, что наше сердце очень обманчиво, а также в том, что Господь испытывает наши сердца (Иерем. XVII. 10): «Но я Иегова проникаю в сердце, испытую внутренне; и воздам каждому по его путям и по плоду дел его». Здесь говорится о том, что Он ведает наши сердца, как бы коварны они ни были.

   Такое размышление, будучи сильным побуждением к труду истинного самопознания, в то же время указывает, каким образом мы можем его достигнуть, т.е. смиренным и непрестанным обращением к Тому, Кто один нас Знающий, чтобы Он помог нам узнать себя.

   При свободном и близком контакте Его Святого Духа с нашим духом, это может совершаться различными путями: удерживая наше внимание на самих себе, ободряя нас во время опасений, устраняя предубеждения (которые, как неправильно подобранные очки, мешают нашему уму видеть вещи в их настоящем свете), умерщвляя нашу гордость, укрепляя разум и мыслительные способности, утверждая в душе живое чувство и познание высшего счастья и долга и, таким образом, пробуждая нас от чувственной беспечности и равнодушия к обретению благ, от чего нас отвлекает пристальное внимание к внешнему миру.

   Кроме того, молитва есть самое удобное средство к самопознанию, как деятельное погружение ума в самого себя. При этом благочестивом упражнении, помогающем нашему уму, дух наш никогда не бывает в лучшем настроении, чем во время благоговейного исполнения молитвы. В это время дух наш лучше познает Бога, получает наиболее правильный взгляд на самого себя, начинает справедливее судить о земных вещах; он яснее видит свои пороки и глубже чувствует свои омрачения, следовательно, бывает в самом лучшем расположении к истинному самопознанию.

   О, если бы мы всегда могли так думать о себе или хотя бы были настроены на подобное суждение, которое иногда возникает при искреннем уничижении себя пред престолом благодати! Какого бы великого успеха достигли мы тогда в этой важной науке! Как ясно видна из этого необходимость благочестивого упражнения для души, и какое это счастливое средство к истинному самопознанию!

   Итак, кто бы ты ни был, принявший на себя труд прочитать эту книгу, какое бы положение в обществе ни занимал, какими бы ни были твои способности, знания, занятия и труды, а также чувства и убеждения, к какому бы христианскому вероисповеданию ты ни принадлежал, - знай: то, что ты прочел в этой книге, несомненно, касается тебя, был ли ты к этому внимателен или нет, потому что это касается, ни много ни мало, твоего спокойствия и общеполезности в мире, твоего благополучия как человека и христианина. Возможно, увидев себя в этом зеркале, помещенном прямо перед тобой, ты вскоре отойдешь от него и забудешь о том, какова твоя личность. Наверное, ты увидел в ней много такого, что не сумел понять или одобрить, но обрати внимание хотя бы на то, что ты уже понял и одобрил, и ты убедишься в необходимости этого! Если, прочтя книгу, ты пришел к выводу, что не получил от нее пользы и никак не сумел улучшить себя, то прочти ее еще раз. Как известно, в разное время мысли запечатлеваются по-разному, иногда лучше, иногда хуже, и при повторном прочтении мы получаем  больше знаний и пользы, чем при однократном. Я очень надеюсь, что ты найдешь в книге нечто такое, что обратит твои мысли к делу, и с Божьей помощью ты будешь внимательнее к своему сердцу и поведению, в результате чего станешь более основательным, мудрым и верным христианином.

   Неужели после прочтения этой книги ты поступишь так же, как после прослушанных проповедей? Неужели будешь судить о ней по своим сложившимся ранее понятиям и одобришь или отвергнешь ее, в зависимости от того, приятна она тебе или нет, согласуется с твоим вкусом или нет, не обращая внимания на истинное достоинство, важность и необходимость самого предмета? Или удовольствуешься некоторыми занимательными местами, которые, возможно, ты в ней встретил? Или согласишься с важностью предмета, справедливостью взгляда и некоторых наблюдений, вычитанных тобой, чем и закончишь знакомство с книгой без всякого дальнейшего внимания к тому, о чем в ней говорилось? Если это так, то поверь мне, читатель-христианин, едва ли стоило труда читать эту книгу, если только этим ограничивается вся польза от ее прочтения.

   Нет, тебе искренне желали принести гораздо большую пользу, познакомив с кем-то, кто заслуживает всего твоего внимания и способным стать лучшим твоим другом или злейшим врагом, то есть с самим собой. Цель книги - убедить тебя, что если ты хочешь жить и поступать, как прилично человеку и христианину, то должен узнать самого себя, и под влиянием таких побуждений с помощью вышеизложенных указаний, искренне желали, чтобы самопознание сделалось наукой, а владение собой - главнейшей потребностью всей твоей жизни. Бог да укрепит тебя в этой решимости и своей благодатью да поможет тебе в великом труде против всех будущих препятствий и развлечений!

   Успех во всем от Него, и Ему да будет слава и честь во веки веков!  

Афоризм данного мгновения!