Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава IX

Самопознание открывает тайные предубеждения нашего сердца.


(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)  

1. Вам знакомо понятие «предрассудок сердца»? Что оно означает?
2. Вы знаете о том, что Ваше сердце имеет предпочтения, предубеждения?
3. Какие примеры предпочтений собственного сердца, его предубеждений можете вспомнить?
4. Могут чувства человек определить направление его внимания, его мышления?
5. Что является более влиятельным внутри человека, его чувства или мысли? Чувства определяют, чем должны быть заняты мысли или наоборот? Как происходит взаимодействие между мыслями и чувствами человека?
6. Способен ли человек мыслить не предвзято, без влияния на мысли своими чувствами?
7. В каких направлениях размышлений влияние чувств особенно сильное?
8. Способны ли освободиться от влияния своих чувств в размышлениях о том, как относитесь к другим людям, к их поступкам, к их качествам, как относитесь к своим радостям и страданиям, к своим желаниям и страхам?
9. Сила чувств помогает или мешает силе разума проявить все свои способности и мощь?
10. Возможно ли найти такие способы управления силой чувств, чтобы они улучшали работу мысли, разума, а не мешали и не искажали предвзятостью?
11. Важно ли это?
12. Вы можете вспомнить примеры из собственной жизни, говорящие о последствиях неправильного взаимодействия чувств и мыслей, разума?
13. Что Вы думаете о следующем утверждении: «Мы родимся с такими бедными начатками знания и растем под такими слоями суеверия и невежества, моды, привязанностей к удовольствиям и пр., что нисколько не удивительно видеть людей, действующих по одной только привычке, и эти привычки со временем растут и укрепляются так, что заглушают ум под корой предрассудков, сквозь которую не скоро пробьется луч истины и свет разума».
13. Вы сможете обнаружить в себе самом присутствие суеверия, признаки невежества? Или считаете это бессмысленным, потому что уже окончательно избавились от любого суеверия и любого невежества?
14. Привязаны ли к моде? Выбирая себе одежду, образ жизни, обустраивая свое жилье и планируя покупку автомобиля, Вы опираетесь на осознанные критерии, смысл которых Вам известен, или действуете в соответствии с тем, что принято вокруг Вас в качестве стандарта, что считается модным в данный период времени?
15. Если произвести мысленную ревизию, что пришлось бы изменить, отказавшись от власти моды и возвращая в свою жизни власть разума, здравого смысла?
16. Вы знаете, насколько распространена власть привычек над Вашими действиями, планами, чувствами, желаниями, представлениями? Способны разобраться без спешки в некоторых своих сферах жизнедеятельности, с целью обнаружения там места и роли привычек, возникших помимо Вашей воли и разума?
17. Вам удавалось перебороть те или иные укоренившиеся привычки?
18. Существуют ли привычки, против которых Вы боретесь в последнее время? Если да, то каковы успехи?
19. У Вас есть свой собственный метод борьбы с привычками? Каков он?
20. Вы изучали свои собственные мнения по поводу себя, своих качеств, по поводу других людей, их качеств, поведения, по поводу разных философских вопросов, политики, религии, с точки зрения наличия в нем, в собственном Вашем мнении, пристрастности?
21. По Вашим оценкам, насколько Вашим мнениям присуща пристрастность? Насколько это приводит к самообману, к искажению действительности, неточности представлений?
22. Стоит ли заниматься постоянно такой ревизией, проверкой своих мнений, исследуя в них наличие пристрастности?
23. Что можем получить благодаря таким проверкам и что можем терять, если не проводить их?
24. Вы думали над тем, что ценности, правила поведения, критерии для оценки собственного и чужого поведения, критерии правильности образа жизни в целом и многое другое человеку передается в процессе его развития, с момента рождения, и большинство из передаваемого ему воспринимается им как данность, без критического отношения, оценки, осмысления, проверки?
25. Вы знаете, каковы Ваши ценности, каковы Ваши критерии оценки человеческих качеств, поведения, образа жизни? Можете их перечислить?
26. Считаете, что они достаточно обоснованы и осмыслены, или среди них имеются такие, которые стали Вашими незаметно для Вас, по привычке, потому что Вам их предлагали окружающие люди в то время, когда Вы еще не были готовы их исследовать, осмыслить, оценить?
27. Считаете ли Вы, что способны на анализ своих представлений с позиции чистого разума, проявляя полную беспристрастность, отсутствие предвзятости?
28. Можно ли применить беспристрастный анализ с помощью чистого разума не только мирской сферы жизни, материальные законы и представления о них, но и религию, религиозные постулаты, критерии правильного и неправильного, их смысл и предназначение?
29. Вы заметили, каким пристрастным бываете по отношению к некоторым конкретным людям, которыми могут оказаться Ваши близкие родственник, друзья, знакомые или даже публичные деятели?
30. В чем причина такого типа пристрастности?
31. Когда Вы думаете о другом человеке, влияют ли на Вас такие факторы, как сходство его мнений с Вашими, его умение льстить Вам, поддержать Ваше тщеславие, сходство Ваших вкусов или Вашего характера, его умение общаться любезно и приятно, ожидание какой-то выгоды от него или еще какие-то другие, неизвестные Вам пока в данный момент?
32. Насколько часто Вы ловите себя на том, какую долю пристрастности проявляете, когда думаете о себе, о своих поступках, качествах, оценивая, были ли они правильными или нет? Можете вспомнить, когда в последний раз поймали себя на этом?
33. Как Вы считаете, важно ли приложить усилия для того, чтобы избавиться от влияния разных факторов, приводящих к пристрастному мнению? Для чего этого важно, почему?
34. Пробовали ли когда-нибудь разобраться, в чем настоящая причина Вашей симпатии или антипатии к какому-нибудь конкретному человеку?
35. Проверяете, справедливо ли Ваше отношение к нему?
36. Соразмерно ли с ней Ваше отвращение? Оно возникает потому, что образ мыслей, слов и действий данного человека совсем не сходен с Вашим, и Вы не можете их одобрить или же он действительно сделал Вам что-то плохое?
37. Не происходит ли Ваша постоянная неприязнь к нему от Вашего неблагоразумного предубеждения в большей степени, чем от его недостатков?
38. Важно ли проверить, во всех упомянутых выше случаях, его образ мыслей, слов и действий были справедливее Вашего, хотя Вы по привычке ставили себя выше него.
38. Важно ли рассмотреть свое отношение к другому человеку, к его неправильным мыслям или поведению, допуская, что если даже этот человек действительно неправ, то, может быть, он не имел тех возможностей, чтобы получить надлежащее образование и воспитание, какое имели Вы, и в таком случае его недостатки простительны?
39. А допускать, что наряду с недостатками этот человек может иметь и таких превосходных качеств, каких не имеете Вы? Важно ли рассмотреть и эту возможность, чтобы добиться наиболее справедливого отношения к нему?
40. Предположим, человек, о котором Вы думаете, кажется Вам не только не образован и не учтив, но и нестерпимо тщеславен и к тому же властолюбив. Если он и правда такой, то, не кажется ли Вам, что вероятно, это природный недостаток, и поэтому он еще больше заслуживает сожаления, но никак не отвращения?
41. Ведь если бы Вы имели такой природный темперамент, то при всем Вашем старании исправиться, Вы, возможно, посчитали бы это очень трудным делом и трудно сказать, каковы были бы Ваши успехи. Поэтому, если Вы хотите общаться с таким человеком, то разве я обязательно должны ненавидеть его и испытывать к нему отвращение?
42. Может быть, Вам надо было бы пожалеть его и с любовью молиться о нем, как о несчастном человеке, и благодарить Бога, что у Вас нет таких же недостатков?
43. Предположим, что Вы считаете, что этот человек слеп к своим недостаткам, и нисколько не ощущает. Является ли это разумным основанием, чтобы чувствовать к нему отвращение или ненавидеть его, или будет более разумно и справедливо, если Вы подумаете о нем как о несчастном, заслуживающим Вашего искреннего сожаления именно потому, что он не способен даже догадаться о своих серьезных недостатках?
44. Как лучше относиться к человеку, который, по Вашему мнению, часто оскорблял Вас и создавал препятствия перед Вами?
45. Стоит ли вспомнить о том, что его образ действий, воспринятый Вами как оскорбление, может быть обусловленным его грубой натурой или является следствием его невежества? Изменят ли эти мысли Ваше отношение?
46. Захотите ли Вы еще рассмотреть вероятность того, что Вы сами еще раньше оскорбили его? Не вызвали ли его реакцию своим поведением, которое не учитывало особенности его нрава, характера? Важно ли такое рассмотрение? Почему да или почему – нет?
47. Стоит ли подумать о причинах поведения другого человека, которые находятся в Вашей ответственности? Например, если Вы обладаете достаточным уровнем внимания и знаниями о характерах людей, то способны заметить, что человека с буйным характером не стоит раздражать, иначе он выйдет из себя. Что важнее, развивать свое внимание и улучшать свои знания о людях, научиться действовать более адекватно и эффективно в разных ситуациях, или получить удовольствие от чувства отвращения, антипатии или даже ненависти?
48. Насколько полезно подумать о том, по какой именно причине Вы не смогли избежать общения с ним, почему оказались в ситуации, которая была для Вас не приятной, а может быть даже опасной?
49. Что является причиной чувство обиды? Имеет ли это чувство под собой какую-то важную, объективную основу? От чего зависит его сила или величина? От Вашего эмоционального состояния или от поведения того, кто Вас обидел? Каким становится это чувство со временем, когда событие, являющееся его причиной, остается в далеком прошлом?
50. Насколько чувство обиды может помешать понять настоящую логику ситуации, причины и цели происходящего?
51. Необходимо ли уметь прощать любого, кто Вас обидел, поступил плохо по отношению к Вам? Почему да или нет?
52. Может ли разумный человек не прощать, если он способен видеть за любыми поступками другого человека причины этих поступков, не ограничиваясь первыми, поверхностными причинами, а добираясь до самых глубоких, которые чаще всего оказываются неподвластными провинившемуся и которые сами обусловливают и его качества и его возможности?
53. Как же Вы прочтете в молитве Господней: «И остави нам долги наши», если не собираетесь никому прощать? В чем смысл этой молитвы?
53. В чем смысл высказывания: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. VI. 14, 15)?
54. В чем главная польза такого подробного исследования своего отношения к другим людям, своей пристрастности, предубеждений? Что можно потерять в жизни, какие возможности останутся нереализованными, если отказаться от такого рассмотрения?
55. Необходимо ли проверить свои предубеждения не только к лицам и их мнениям, но даже в отношении некоторых вещей и действий?
56. Пробовали ли Вы изучать причину обнаруженной в себе какой-то тайной неприязни по отношению к какому-либо делу или обязанности? Пытались ли найти оправдание этой неприязни, вместо того, чтобы разобраться в ее причине?
57. Бывает ли так, что причиной является Ваша неспособность к исполнению какого-то дела?
58. Заметили ли Вы, что иногда причины, которые сначала кажутся очень серьезными и несомненными, при более внимательном рассмотрении оказываются всего лишь воображаемыми?
59. Приходилось ли Вам признаться, что довольно часто доверяете своему воображению, чем рассудку и совести? А в других людях удавалось заметить эту же особенность?
60. Почему воображение оказывается более влиятельным, чем рассудок и совесть? Как можно изменить такое положение дел?
61. Размышляя над тем, стоит ли взяться за какое-нибудь конкретное дело, находясь под давлением своего воображения, которое приводит множество неопровержимых доказательств того, что Вы не способны сделать намеченное, задавали ли себе вопрос о другом – насколько данное дело соответствует Вашему долгу перед миром и Творцом? Давало ли такое рассмотрение Вам силу для преодоления препятствий?
62. Обнаруживали ли Вы, что часто все устрашающие Вас представления только кажутся таковыми, что это происходит благодаря игре воображения, представляющего ягнят волками и маленькие холмы – горами?
63. Насколько весома в таких сомнениях роль лени, неблагоразумия и потакания себе? Насколько они способны влиять на Ваше воображение и настроить его так, чтобы он отпугивал Вас и не давал исполнить свой долг?
64. Удавалось ли Вам в таких случаях раскрыть обман и вырваться из рук внутренних обманщиков? Как? Можете вспомнить конкретные случаи, причины и способы удачного избавления себя от самообмана?
65. Размышления о том, какими будут наилучшие результаты планируемых Вами дел, помогают Вам преодолеть внутреннее сопротивление, возникающее перед началом новых дел?
66. Можно ли таким образом, представляя результаты своих трудов, использовать воображение в качестве своего союзника, а не противника, чтобы оно помогало в жизни, а не мешало?
67. Вам известны другие способы использования воображения в качестве союзника?
68. Бывает ли, что у Вас, при размышлениях о разных делах и начинаниях, происходит внутренняя полемика между разными сторонами, между разумом, желаниями, амбициями, ожиданиями и страхами … ? Как поступаете обычно в таких случаях? Как определяете, кто из участников этой полемики прав, а кто – нет? Кто забоится о Вашей пользе, а кто – не в состоянии это делать?
69. Какую роль играет в Ваших решениях разум, какую – чувства, страсти, страхи, предрассудки, пристрастия, привычки? Вам удается всегда определить это точно?
70. Что в человеке должен быть главным – разум, душа, сердце, дух, инстинкт, страсть…?
71. Что внутри Вас имеет все рычаги управления у себя в руках - разум, душа, сердце, дух, инстинкт, страсть…? Почему так считаете?
72. Чему внутри человека предназначено Природой или Богом быть в качестве главного?
73. Способны ли Вы признать свои ошибки в беседе с другими, когда они Вас критикуют или предлагают другую точку зрения, не совпадающую с Вашей?
74. Какие качества человека проявляются в нем, когда он упорствуя не считается ни с каким мнением, кроме своего и отказывается от любых изменений своих взглядов?
75. Самолюбие, самонадеянность, самодовольствие – эти качества присущи Вам тоже или Вы считаете, что полностью избавились от них? Почему да или нет?
76. Считаете ли Вы, что полезно освободиться от самолюбия, от самонадеянности, от самодовольствия? Почему?
77. Знаете ли Вы, как можно избавиться от этих качеств, как можно их победить?
78. Можно ли найти в таких качествах, как самолюбие, самонадеянность, самодовольствие – рациональную и благую составляющую, и поддерживая ее, удалить всю остальную, вредную часть? Что именно можно считать благим в этих качествах, а что – достойным удаления?
79. Самолюбие содержит ли в себе чувство любви, которая при наличии чувства меры позволяет радоваться жизни и тем возможностям, которыми обладает человек, воспринимая и мир и самого себя как проявление чуда и как красоту? Способен ли человек ограничиться этим и не превратить это ощущение в самовлюбленность и возвышение себя над остальными людьми и миром?
80. Как это можно делать? Каковы признаки такого рода самолюбия?
80. Каковы признаки чрезмерного и вредного самолюбия?
81. Самонадеянность содержит ли в себе здоровый росток надежды, веры в себя? Надежды в то, что Природа-Вселенная или Бог создали нас для высоких целей и нам предназначено стремиться к совершенству добиться совершенства? Вместе с верой в то, что Природа-Вселенная-Бог-Первопричина вложили в нас самое лучшее, о чем мы даже не догадываемся в наших мечтах?
82. Вместе с тем, способны ли не превращать эту надежду в почву для самовлюбленности, для самовозвеличения, помня о том, что другие люди по сути такие же, как мы и внутри каждого присутствует та красота и то стремление к совершенству, которая нам нравится в себе?
83. Самодовольствие можно ли превратить в союзника, выбирая в ней умение быть довольным собой, но не только собой, но и другими людьми, миром, Вселенной, законами Природы и планами Творца? Может ли самодовольный человек быть довольным своей способностью любить себя и других в равной мере? И может ли он одновременно быть недовольным своими отрицательными качествами, слабостями?
84. Важно ли избавление себя от перечисленных и других отрицательных составляющих человеческих качеств?
85. Поможет ли в этом приведенный в книге Джона Мейсона рассказ Сенеки? «Жена моя, как вы знаете, держит в доме дурочку Гарпасту, которая у нас как бы в семействе, хотя я и не люблю таких уродов. Если бы я захотел когда-нибудь позабавиться над глупостью, то мне незачем было бы далеко ходить: я посмеялся бы над самим собой. Эта дурочка вдруг потеряла зрение (хотя это и кажется невероятным, но так оно и есть) и не зная того, что она ослепла, все просит свою проводницу вывести ее из дома, потому что в нем темно. И вот то, над чем мы смеемся у этой несчастной, то же самое можем применить к себе. Никто не знает, что является жадным и ненасытным; различие только в том, что слепая ищет кого-нибудь, кто бы ее водил, а мы довольствуемся тем, что ходим без проводника. Но как же мы обманываем себя! Болезнь не вне, а глубоко внутри нас, и трудно ее вылечить, потому что мы и не подозреваем о ней».
86. Какие новые особенности собственных отрицательных качеств Вам удалось обнаружить сегодня? А вчера, за прошлую неделю, месяц, год?
87. Считаете ли, что Вам удалось перейти от разговоров о самопознании, от чтений книг об этом, к практике самопознания, с искренними размышлениями и внимательным исследованием себя, своих поступков, выявлением своих скрытых мотивов, заблуждений, предубеждений, пристрастий, привычек мышления, чувств, поведения?
88. Вы искренне считаете, что достаточно внимания уделяете самопознанию?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru