Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава II

Постоянное наблюдение за собой необходимо для самопознания.



   Если мы хотим знать себя, то должны внимательно наблюдать за своим сердцем и жизнью.
***
«Сын мой, внемли словам моим,  к изречениям моим приклони ухо твое. Пусть не отходят они от глаз твоих; храни изнутри сердца своего. Ибо они суть жизнь для того, кто нашел их, и врачевство для всего тела его. Паче всего хранимого, храни сердце твое, ибо из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и неверность языка удали от себя. Глаза твои пусть смотрят всегда прямо, и ресницы твои пусть правят взор твой вперед. Взвешивай стезю ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни вправо, ни влево, удаляй ногу твою от зла». (Притч. IV. 20-27)
***
Каково наше сердце, таково и поведение. Каков источник, такова и вода, каково семя, таков и плод
***
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Матф. VII. 17-20.
***
Сердце всего обманчивее (Иерем. XVII. 9). Сердце лукавее всего и крайне испорчено.
***
Без наблюдения за сердцем мы никогда не достигнем ни познания себя, ни самообладания.
***
Для познания себя мы должны столько же наблюдать и за нашей жизнью и поведением, сколько за сердцем. По ним мы лучше узнаем свое сердце, как семя по плоду.
***

 
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)

1. Наблюдаете ли Вы за своим сердцем и за своей жизнью?
2. Знаете ли Вы, каковы Ваши нравы, наклонности, страсти?
3. Что подразумевал Соломон, говоря: «Со всем тщанием блюди твое сердце»?
4. Каковы склонности Вашего сердца?
5. Чего избегает Ваше сердце?
6. Каковы пристрастия Вашего сердца?
7. Что становится причиной сильного волнения Вашего сердца, какие обстоятельства приводят к таким волнениям? Почему именно они?
8. О чем говорится в притче: «Сын мой, внемли словам моим,  к изречениям моим приклони ухо твое. Пусть не отходят они от глаз твоих; храни изнутри сердца своего. Ибо они суть жизнь для того, кто нашел их, и врачевство для всего тела его. Паче всего хранимого, храни сердце твое, ибо из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и неверность языка удали от себя. Глаза твои пусть смотрят всегда прямо, и ресницы твои пусть правят взор твой вперед. Взвешивай стезю ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни вправо, ни влево, удаляй ногу твою от зла». (Притч. IV. 20-27)
9. Что значит хранить что-то изнутри сердца своего? Как это можно сделать? Подразумевает ли это эмоциональное, искреннее восприятие важности той истины, которую нужно хранить? Помогает ли такое восприятие лучшему запоминанию? Как добиться такого восприятия той или иной истины?
10. Вы заметили, что качество и точность знаний о себе, о том, каким правилам должен соответствовать жизнь человека, оказывает положительное влияние на здоровье? Какие примеры можете вспомнить из своей жизни?
11. Осознаете ли важность отказа от самообмана? Удается ли бороться против него успешно?
12. Почему существует самообман? Можно ли победить его, не зная причину его существования? Какую роль играет в процессе самообмана влияние чувств на разум? Что еще влияет на человека, склоняя его к самообману? Можете перечислить все возможные факторы, которые Вам известны?
13. Вам удается отличить правильный, добрый шаг, поступок от неправильного, ложного, злого?
14.Что означает по Вашему утверждение: «Каково наше сердце, таково и поведение. Каков источник, такова и вода, каково семя, таков и плод». Как можно использовать его в процессе самопознания?
15. Вы оцениваете плоды своих действий, усилий, как в смысле их влияния на Вашу жизнь, так и на жизнь других, проверяя, принесли пользу или вред?
16. Допускаете, что иногда совершали неправильные поступки, результаты которых были нежелательными и вредными? Когда такое происходило в последнее время? Можете вспомнить 10 случаев?
17. Важно ли обнаружить отрицательные плоды своих усилий, раскрыть их причины?
18. Может ли человек, который не способен обнаружить отрицательные последствия своих поступков, действий, считать, что свободен от самообмана?
19. Что подразумевается в следующем изречении: «Сердце всего обманчивее» (Иерем. XVII. 9). «Сердце лукавее всего и крайне испорчено».
20. Почему считается, что сердце обманчиво?
21. Почему считается, что сердце лукавое и крайне испорчено?
22. Что происходит с разумом человека, когда его чувства вспыхивают и берут власть в свои руки?
23. Обладает ли человек, который оказался во власти своих чувств, способностью мыслить непредвзято, беспристрастно?
24. Может ли сердце, то есть, чувственное начало человека, быть беспристрастным? Не говорит ли само наличие слова «беспристрастность» о том, что нужно остерегаться пристрастности?
25. Можете вспомнить, когда в последнее время проявляли пристрастность в своих мыслях, суждениях, в отношении к разным событиям, в отношениях с людьми?
26. Почему чувства иногда приводят к замутнению разума человека?
27. Чувства всегда мешают разуму или могут ему помогать тоже?
28. Что думаете о понятии «предчувствие»? Можете вспомнить, когда и как оно проявлялось в Вашей жизни?
29. Зная, что физиология человека построена так, что чувства способны привести к помутнению разума, нужно ли помнить об этом и развивать свои навыки в преодолении возможных отрицательных влияний чувств на качество мышления и на поведение?
30. Может ли человек отделить отрицательные проявления своих чувств от полезных и отказавшись от вреда, который приносят неуправляемые чувства, улучшить свое умение в получении пользы от способности предчувствовать?
31. Как можно развивать свою способность избежать от помутнения разума под влиянием чувств?
32. Поможет ли самонаблюдение в этом, вместе с исследованием причин, приводящих к всплеску чувств под влиянием разных обстоятельств?
33. Как можно развивать способность предчувствовать и при этом не обманывать себя, воспринимая ложное предположение как истинное?
34. Способен ли человек сохранить равновесие в любых обстоятельствах?
35. Способен ли человек управлять своим мышлением и поведением даже в моменты, когда чувства бушуют?
36. Можно ли достигнуть самообладания без исследования влияния чувств, эмоций, на мышление и поведение?
37. Достаточно ли наблюдать за своим сердцем или нужно не забыть о необходимости наблюдать за нашей жизнью и поведением в целом, исследуя, как наши чувства влияли на наши поступки, на результаты этих поступков, как они искажали наши мысли, мешая выбрать правильные цели?
38. Можете вспомнить примеры, когда под влиянием чувств совершали неправильные поступки?
39. Можете вспомнить случаи, когда под влиянием чувств переполнялись неправильными мыслями, делали неправильные выводы?
40. Можете вспомнить случаи, когда под влиянием чувств выбирали неправильные цели для своих усилий?
41. Перед тем, как приступить к какому-нибудь делу, удается ли Вам беспристрастно рассмотреть его со всех возможных сторон?
42. Что важнее для человека, наблюдение за другими, любование их ошибками, или наблюдение за собой?
43. Можно ли наблюдение за другими использовать в качестве инструмента, помогающего вспомнить о важности наблюдения за собой и непрерывно развивать навыки наблюдения за собой? Вы пробовали?


Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru