2. Отношение к проступкам и шалостям ребенка. Отношение к ошибкам взрослых людей, к преступлениям.
Диалог.
В. Каким же должно быть по-Вашему правильное отношение к проступкам и шалостям ребенка, к ошибкам взрослых людей и к преступлениям?
А. Отношение должно быть справедливым. Справедливость в данном случае означает, что нужно отношение к поведению ребенка строить не на том, что от него ждет ленивый взрослый, часто уже не способный поразмыслить по-настоящему. А на понимании реальных возможностей, способностей, реального состояния ребенка: физического, эмоционального, интеллектуального, с учетом его способности выразить свои желания и рассказать о своих целях, с учетом его мировосприятия, мировоззрения. Вместо такого естественного, очевидного и справедливого подхода взрослые навязывают ребенку лень собственного мышления и опираясь на свою собственную веру в собственную порочность, добиваются день за днем появления такой же веры в детях.
В. Но Вы пока говорите больше о том, чего не должно быть и что не справедливо. Какое же отношение взрослого к ошибкам или проступкам ребенка считаете правильным?
А. Чтобы правильно относиться к ребенку, взрослый должен научиться правильно относиться к себе. Иначе его отношение к ребенку будет «правильным» только на словах.
В. И в чем должно заключаться правильное отношение взрослого к себе?
А. В избавлении себя от самоубийственной безусловной веры в собственную порочность. Человек, который заражен или поражен до глубины души верой в собственную порочность, никогда не сможет допустить, что кто-то является другим и что кто-то не порочен изнутри.
В. Как же быть? Каким образом взрослый человек сможет изменить свое восприятие самого себя?
А. С помощью других взрослых. С помощью нас с Вами. С помощью внимательного чтения книг и еще более внимательного осмысления прочтенного. Должен быть импульс со стороны окружающих, толчок, направленный на разрушение этой самоубийственной веры.
В. Ну так дайте этот толчок. Скажите то, что может изменить отношение взрослого человека к себе самому, что избавит его от веры в свою порочность.
А. Смешно ждать от меня волшебных заклинаний. Я невольно поймал себя на том, что рассмеялся, услышав Ваш вопрос. Но конечно попробую сказать что смогу. Любой шаг в том направлении, о котором мы говорим, важен. Пусть мои слова окажутся не самыми действенными и четкими. Но если кто-то, услышав их, предложит свои формулировки, и донесет основную идею лучше, я буду только счастлив. А мои слова, обращенные к взрослому, таковы.
Друг мой, вытащи из собственного ума и сердца, из своей души, веру в то, что ты плохой и порочный изначально. Это неправда. Это ложь. Ты, я, как и все другие люди, таковы, каковыми нас делают обстоятельства жизни. Наши гены, взаимодействуя со средой, которая существует вокруг нас, создают нас и формируют с первого мгновения после зачатия. Важно не то, что ты, я или любой другой человек способен на плохой поступок и может стать даже подлым преступником. А важно то, что никто никогда не хотел в глубине своей души стать плохим и совершить что-либо плохое. Способность человека быть плохим это второстепенная способность. Это второстепенное свойство. Оно похоже на вес человека, на его рост, на длину его рук или красоту ее ног… Это нечто, не имеющее отношения к сути человека, где находится способность любить, чувствовать красоту и творить добро. Эти качества отражают суть души человека. Потому что они не являются простыми следствиями существования человеческого тела. Если есть тело, оно вынуждено иметь вес. И чтобы существовать, оно вынуждено питаться, то есть, найти себе пищу, иногда бороться за эту пищу и проявлять в этой борьбе за выживание подлость, жестокость, ненависть, страх и так далее. Но все это простые следствия существования тела человека. И являются второстепенными. А способность любить, чувствовать красоту, творить добро – не простые следствия существования тела. Эти способности говорят о самых главных свойствах нашей души, о том, чем мы являемся, по сути, и каким является наше предназначение, для чего мы появились на свет и куда устремлены наши главные надежды, желания, чаяния.
В. То есть, вместо того, чтобы верить в свою порочность, человеку нужно помнить о том, что он способен любить, чувствовать красоту и творить добро?
А. Да, именно так. Человеку нужно верить, что плохим он становится в результате несчастья, в результате сложившихся неблагоприятных обстоятельств. А его предназначение и сущностное свойство – быть прекрасным до самой глубины души и благодаря свойствам этой глубины души. И только тот человек, который способен поверить в это и избавить себя от веры в свою порочность, может поддержать в других людях такое же отношение к собственной сущности. В том числе в детях. Иначе, что бы он ни говорил, и не делал, как бы формально не старался «поступать правильно, говорить правильно», он будет передавать свою веру в порочность человека. И не сможет помочь избавиться от этой веры, не сможет помочь появлению другой веры – веры в то, что в глубине души человека заложено самое прекрасное и именно в его проявлении предназначение человека.
В. Почему же взрослый человек должен верить Вам, а не своим родителям, не общественному мнению и мировоззрению, не законам или традициям?
А. Он не должен верить. И многие вряд ли поверят. Но возможно кто-то почувствует разницу между верой в свою порочность и верой в прекрасную сущность человека. Во всяком случае, я бы хотел, чтобы мои близкие знали о существовании такой возможности, такого варианта восприятия себя и собственной души. В таком случае появится шанс на то, что они выберут веру в собственную красоту вместо веры в собственную порочность.
В. Вы верите, что такой взрослый, верящий в красоту собственной сущности, души, способен передать эту веру и другим людям и детям и что именно так можно избавить людей от чувства вины?
А. Да, верю в это. Мне кажется, что только наличие конкретных людей с искренней верой в красоту человеческой сущности, человеческой души, изменит положение дел.
=== === === === ===
Вопросы для размышлений
1. Как нужно относиться к проступкам и шалостям ребенка?
2. Как нужно относиться к ошибкам взрослых людей?
3. Как нужно относиться к преступлениям детей и взрослых?
4. Как влияет лень взрослых на их отношение к детям?
5. Как влияет вера взрослых в собственную порочность на отношение к детям?
6. Правильное отношение к себе – что это такое, в чем оно выражается, почему оно важно, но трудно досягаемо?
7. Как может человек избавиться от веры в свою порочность, от убежденности в свою порочность?
8. Видели людей, которые с сам ого раннего детства хотели быть плохими, совершать подлые поступки, преступления?
9. Считаете ли Вы, что предназначение человека – быть прекрасным до самой глубины души?
10. Является ли стремление к красоте свойством души человека?
11. Какие свойства души человека можете вспомнить? Какие примеры их проявления?
12. Вы верите, что в глубине души человека заложено самое прекрасное и именно в его проявлении предназначение человека?
13. Вы думали о разнице между верой в свою порочность и верой в прекрасную сущность человека?
14. Вы видели конкретных людей с искренней верой в красоту человеческой сущности, человеческой души?
|