Причины и последствия возникновения, доминирования эгоцентрического мировоззрения
(Предлагается логическая конструкция, описывающая механизм возникновения и укрепления эгоцентризма в качестве доминирующего мировоззрения, а также последствия).
Оглавление.
Предисловие о возникновении эгоцентризма.
Краткий обзор последствий доминирования эгоцентризма.
1. Страх перед истиной и любовь ко лжи.
2. Самоидентификация
3. Самопознание.
4. Индивидуальное развитие.
5. Воспитание.
6. Человеческие качества.
7. Человеческие отношения.
8. Взаимопонимание
9. Общение между людьми, дискуссии, обсуждения, диалоги.
10. Взаимосогласованные усилия.
11. Искусство.
12. Наука.
13. Здравоохранение.
14. Образование.
15. Семья
16. Преступление и наказание.
17. Чувство вины и комплекс неполноценности, конфликт между сознанием, бессознательным и подсознанием.
Возникновение эгоцентризма.
Эгоцентризм как мировосприятие, как эгоцентрическое мировоззрение, формировался в течение многих столетий, если не тысячелетий. Это происходило под влиянием нескольких факторов.
Главный предполагаемый фактор – сочетание страха и недостаточных знаний, которые не позволяли объяснить те ужасные события, которые пришлось пережить человечеству когда-то.
Я склонен считать, что в истории человечества был некоторый особый, достаточно длинный период ужасных катастроф.
Например, под влиянием случайных физических событий, таких, как падение крупного небесного тела на Землю, или столкновение такого тела с Солнцем, вызвавшее вспышку и солнечны ветер сокрушительной силы, или вхождение Солнечной системы в такую область Галактики, в которой плотность галактического вещества, пыли, осколков небесных тел было слишком высокой и Солнечные лучи не смогли по-прежнему греть Землю.
Такого рода масштабные катастрофические события могли инициировать ледниковый период, или период непрерывных вулканов и землетрясений. Сегодня трудно с уверенностью утверждать, что именно происходило. Надеюсь со временем мы получим более достоверную информацию и сможем уже не опираться на предположения.
Главное то, что современная противоречивость в поведении, мышлении человека может быть обусловлено пережитыми ужасами в течение довольно длительного промежутка времени. В те самые времена, когда людям пришлось заниматься выживанием любой ценой и они были вынуждены терять предыдущие знания и даже нечто более ценное, чем знания. Они теряли свои важные способности, которые формировались до эпохи катастроф и существенно отличались от способностей нынешних людей.
Допускаю, что речь идет о таком же важной способности, как способность говорить.
И даже еще более важном.
Речь идет о такой способности, который передавался индивиду не инстинктивно, а благодаря окружающим людям, у которых эта способность была уже развита через передачу опыта многих поколений. Как сегодня кому-то передается умение говорить, читать, писать. Вероятнее всего эта способность позволяла человеку быть несравненно более проницательным, лучше управлять собой и реализовать весь свой генетический и общественно-сформированный потенциал до конца, достигая того самого «пробуждения» или «просветления», о котором говорят разные культуры.
Эпоха катастроф разрушила гармоничное состояние бытия человека и сорвала нить передачи от взрослых к детям тех навыков, которые были необходимы для включения высшей функциональной системы в организме человека, обеспечивающей дальнейшее пробуждение.
Человек в эту эпоху потерял так много, и пережил такой страх, что эти переживания оставили свой отпечаток в душе, разуме и чувствах людей на дальнейшие тысячелетия. Как последствия тяжелейшего посттравматического синдрома. И они действуют вплоть до сегодняшнего дня, влияя на качество мышления, поведение и ожидание от мира современного человека.
Кроме того, в эпоху катастроф могло случится нечто еще более ужасное. Среда обитания человека могло так сильно измениться, что организм человека мог пережить чисто физиологические необратимые изменения, теряя некоторую систему восприятия, обусловленные ею способности своего мозга.
И в результате полноценное биологическое развитие индивида после рождения могло стать невозможным. Другими словами – человек мог оказаться в состоянии незавершенного метаморфоза, неотении, когда он вынужден жить и размножаться в среде, которая не позволяет ему развиться до того полноценного состояния бытия, до которого изначально был запрограммирован генетически.
Таким образом, мы перечислили три основных фактора:
- эпоха катаклизмов, которая длилась столетия,
- страх, пережитый в течение этой эпохи и ставший причиной посттравматического синдрома, длящегося до наших дней,
- изменение среды обитания, принуждающее человека к незавершенности метаморфоза, к неполноценному бытию.
Как все это может быть связано с эгоцентризмом и эгоцентрическим мировоззрением?
Переживая все указанные тяжелые обстоятельства, человек был вынужден найти объяснение тому, что произошло с ним. Но так как он потерял самые ценные знания и навыки, его объяснения оказались противоречивыми и в чем-то очень наивными. Хотя для него наличие любого логического объяснения несравненно предпочтительнее было, чем отсутствие всякого объяснения.
И так как у человека сохранился только опыт выживания в узком кругу семьи и рода и он видел каждый день как кого-то наказывают или поощряют, пришлось выбрать знакомый вариант объяснения – наказание человека Творцом за «грехи». То есть, эпоха катастроф была объяснена как намеренное действие со стороны Творца с целью наказания человека. Это было в те времена единственно-доступным человеку объяснением. По крайней мере – для основной массы людей.
Вполне вероятно, что какие-то узкие круги людей смогли сохранить более древние и сокровенные знания, но их восприятие и понимание было настолько затруднено в новых условиях бытия, что эти знания никак не могли стать достоянием масс. Чисто физически массы не были способны воспринимать эти знания. Не было ни физиологической ни психической возможности. Физиологически человек стал существенно менее развитым, а психически – подавленным тяжестью посттравматического синдрома.
Поэтому возникла установка о греховности человечества и о наказании, чтобы спасти сознание людей и запустить процесс движения в сторону нормы.
Но для того, чтобы установка выполняла свою миссию, нужно было считать, что человек не просто ошибся, а сделал нечто преднамеренно, на основании «свободы выбора», проявляя свою «свободу воли», являясь существом, которому дарована свыше «свобода».
То есть, люди, которые пережили ужасы, невероятные ограничения условий существования, болезни и смерть близких, вынуждены были найти свое спасение в вымышленном убежище, построенном с помощью фантазий о «свободе», о «грехе» и «наказании за грех».
И это им вполне удалось. Душевный комфорт частично был восстановлен, происходящие события казались не такими уж необъяснимыми и потому – мене страшными.
Почему мы называем мировоззрение, созданное таким образом, «эгоцентрическим»?
Потому что в его основе лежит вера в «свободу» человека, в «свободу выбора» человека и «свободу воли» человека. А значит, это мировосприятие, объявляя человека греховным и достойным наказания, одновременно объявляет его так же «всемогущим Повелителем Вселенной». Хотя на это никогда не внимание людей не акцентируется напрямую, сам по себе факт остается фактом. Свободным в мироздании может быть только лишь Творец-Первопричина. И только Он может иметь действительную, а не вымышленную «свободу выбора», «свободу воли». Все остальные существа или системы, личности или сообщества всегда и везде были и остаются зависимыми от окружающего мира, от разных факторов и условий, ограничены в рамках тех или иных законов Мироздания.
Мировоззрение же, базирующееся на вере в «свободу», игнорирует этот факт и заставляет человека верить, что он такой же «повелитель Вселенной», как Творец-Первопричина. Оно заставляет человека тайно считать себя «пупком Вселенной» или «центром Мироздания».
Поэтому заслуживает название «эгоцентрическое мировоззрение».
Если теперь вернутся к историческому процессу, можно сказать, что время шло и влияние эгоцентрического мировоззрения становилось все сильнее. Появлялись и собирались в единую систему взглядов и убеждений новые и новые результаты верования в «свободу человека». Они укрепляли и расширяли эгоцентрическую мировоззренческую концепцию, наращивали ее силу, помогая лучше выполнить свою защитную функцию. И в конце девятнадцатого, начале двадцатого века эта мировоззренческая конструкция достигла пика своей мощности, влиятельности, распространив свое влияние почти на все человечество, на все сферы деятельности человека.
Потому она начала качаться под тяжестью своей тяжести, так как фундамент, ножки, были слабыми и не способными выдержать критический взгляд.
Чтобы защитить себя и выполнить свою изначальную миссию защиты людей от страха и неопределенности, конструкция, базирующаяся на вере в «свободу» начала действовать с опережением, инициируя теперь деградацию мышления людей и создавая непреодолимые барьеры для процесса познания человеком мира, важнейших причин событий и явлений, законов Мироздания. Потому что новые знания людей угрожали устаревшей конструкции и могли запустить начало ее разрушения, демонтажа.
Таким образом то, что появилось, чтобы спасти людей от невыносимого ужаса, стало угрожать теперь людям своей громоздкостью, силой влияния и нежеланием выпустить людей из своих объятий.
Этот процесс роста эгоцентрического мировоззрения и его превращения из средства спасения в угрозу является естественным и не инициирован какими то людьми через осознанный и обоснованный выбор. Кем бы не были разнообразные элиты, такие процессы выше их возможностей и не могут восприниматься ими. Пока они не вышли из тюрьмы эгоцентрического мировоззрения. А если кому-то из них удастся выйти из нее, оказаться за рамками доминирующей мировоззренческой концепции, он станет значительно более адекватным и проницательным, обосновывающим свои выводы, свой выбор. Такой человек вынужден будет расстаться с желанием любой ценой защитить устаревшую конструкцию, которую ему придется воспринимать как жуткую тюрьму. Потому что он уже вышел и посмотрел вокруг, обнаружил то, чего раньше никак не мог увидеть и заметил, каким маленьким, подавляющим была тюрьма устаревшего мировоззрения, как сильно давили ее стены на грудь, не позволяя жить полноценно и дышать полноценно.
Так что мы живем в эпоху глобальной смены парадигмы, когда мировоззренческая конструкция, которая была создана, построена ради спасения людей от ужаса неизвестности причин своих страданий, должна быть заменена чем-то другим, снова ради того же самого спасения.
Новая парадигма должна позволить человечеству стать сообществом действительно разумных существ, выйти в свой истинный ареал – в галактические просторы, избавиться от внутренних раздоров, противоречий и бессмысленного самоистязания.
Но процесс выхода отнюдь не простой и ничуть не гарантирован. Таковы наверно законы Мироздания. Если сообщество живых существ хочет открыть для себя новые просторы, выйти из рамок своей планетарной биосферы, оно должно обладать некоторыми качествами и способностями, доказать свою пригодность для жизни в новых, расширенных просторах. Сможет развить в себе необходимые качества и способности – выйдет в новые простоы. Не сможет – придется вырождаться и деградировать назад, до какой-нибудь давно пройденной точки, чтобы оттуда снова начинать движение вверх. Хотя вероятность самоуничтожения тоже отнюдь не исключена.
Таким я вижу исторический процесс появления, формирования, развития эгоцентрической мировоззренческой конструкции, его движения к своему пику мощности и далее к неизбежному концу, к демонтажу.
Если кто-то хочет приложить усилия, чтобы демонтаж происходил плавно и устаревшее мировоззрение не смогло уничтожить человечество, пытаясь удержаться на ногах, сохранить себя, стремясь приносить человечество в жертву ради своего спасения – тот должен осознать ответственность и настроиться на опережающие согласованные действия.
В рассмотренном ракурсе мировоззрение просто некое «природное явление», которое происходит в ментальной сфере, в сфере понятий и представлений, ценностей, установок, стереотипов мышления и восприятия и оно угрожает человечеству не преднамеренно, а лишь потому, что иначе не может. К этому ведут его сформированные особенности, качества.
Вместе с тем, оно содержит в себе и то ядро, из которого должно появиться новое мировоззрение.
Поэтому важно рассмотреть внимательно устаревшую конструкцию, выбрать в нем то, что является самым ценным и пригодным для нового мировосприятия и отделить от того, что стало угрозой человечеству, нейтрализуя эту угрозу, открывая новые прекрасные, долгосрочные перспективы.
Каковы главные особенности устаревшей мировоззренческой концепции, превратившейся в главную угрозу для человечества?
1. Страх перед истиной и любовь ко лжи.
Как мы уже говорили выше, в основу эгоцентрического мировоззрения лежит ложь в лице следующих утверждений: «человек свободен», «человек имеет свободу выбора», «человек имеет свободу воли».
Поэтому эгоцентрическое мировоззрение отдает предпочтение лжи вместо истины, поиску воображаемых объяснений происходящего, воображаемых причин и следствий, чтобы они не мешали вере в «свободу выбора» человека и оправданию наказания человечества за «грехи».
Человек в рамках эгоцентрического мировоззрения вынужден любить ложь больше, чем истину.
Потому что истина может расшатать мировоззренческую конструкцию, вернуть невыносимую тревогу и печаль, обострить посттравматический синдром. А ложь – наоборот, помогает успокоиться и надеяться на лучшее, без необходимости добиться более точных знаний, более глубокого понимания.
Чем важнее истина, которую можно открыть, тем она опасна и нежелательна.
Поэтому человек вынужден уходить в сторону от главных направлений исследований и поиска истины, дать предпочтение тупиковым направлениям, которые не угрожают сложившейся картине мира.
Печальные последствия такого предпочтения лжи безграничные. Они проявляются во всех сферах жизни человека. И они являются одним из главных преград на пути к более высокому, гармоничному состоянию бытия для человечества. Потому что не позволяют собрать тот критический объем достоверных, глубоких знаний, который позволил бы подняться над плоскостью противоречий и столкновений, конфликтов и взаимного уничтожения, разрушения результатов предыдущих усилий.
Как можно добраться до этих знаний, если наука в целом вынуждена искать только ту истину, которая удобна и безвредна для эгоцентризма?
Человек в пространстве эгоцентрического мировоззрения не может адекватно воспринимать самого себя. Вера в «свободу человека», «свободу выбора», «свободу воли» заставляет его считать себя независимым от реальности, от законов Природы, Мироздания. Потому что он тайно или явно убежден, что ничто не может ограничить его свободу и это он устанавливает законы и формирует реальность. Такая самоидентификация уже говорит о том, что под принуждением доминирующего мировоззрения современный человек погружен в состояние безумия, которое не заметно лишь по одной причине – потому что практически все люди в этом состоянии и оно воспринимается как норма.
Выйти из объятий этого состояния, не выходя из пространства эгоцентризма невозможно.
Более того, даже после логической победы над эгоцентризмом и выбора другого, более адекватного мировоззрения, выход из состояния безумия, навязанного эгоцентризмом, требует десятки лет и отдельный индивид имеет очень мало шансов на такой результат. Слишком неравные силы – один человек и многовековое, вездесущее мировоззрение.
Кроме того, с помощью «свободы» становится возможным навязывание человеку разнообразные ложные виды самоидентификации, навязывания ему другого пола, другой культуры, других ценностей, образа жизни, не получая почти никакого сопротивления. Потому что современный человек не может сопротивляться тому, что делается «ради его свободы». Он обязан подчиниться всем способам его «освобождения» и радоваться, даже если его «освободят» от совести, смысла жизни, от Родины или национальной принадлежности…
3. Самопознание.
Эгоцентрическое мировоззрение делает самопознание невозможным.
Никто не может заниматься самопознанием эффективно, оставаясь в тюрьме эгоцентрического мировоззрения. Потому каждый будет вынужден бояться признания своих ошибок. Ведь они на самом деле не ошибки, а результат «свободного выбора», то есть, преднамеренные преступления, совершенные человеком по собственному желанию. Так думать принуждает аксиома «у человека свобода выбора – свобода воли».
Соответственно, чем важнее ошибка, тем страшнее обнаружение, признание. Потому что важная ошибка говорит о более страшном «преступлении», совершенном человеком.
Поэтому люди с самого детства учатся самообману и усердно развивают свои навыки, способности, пригодные для этого занятия. Чтобы научиться максимально эффективно прятать собственные ошибки, недостойное поведение, свои недостатки, пороки, вредные привычки, не только от других, но и от самого себя. Чтобы не терять веру в себя и не считать себя отъявленным подлецом и преступником. Ведь любой человек, без исключения, совершает ошибки. Особенно в детстве, когда он очень чувствительный и зависит от мнения других, когда формируется его мнение о себе.
Эгоцентрическое мировоззрение делает настоящее самопознание принципиально невозможным, вместе с искренностью с самим собой, принуждая человека врать и себе и другим всю жизнь.
Насколько это ужасно, каждый пусть оценит своими мерками.
Я только хочу напомнить, что это результат веры в «свободу», «свободу выбора», «свободу воли».
И буду напоминать еще много раз.
Чтобы лживые аксиомы теряли свою власть над разумом человека.
4. Индивидуальное развитие.
Запрещая самопознание, эгоцентрическое мировоззрение запрещает индивидуальное развитие, в том числе – духовное, устанавливая границы, за которые никто не смеет перешагнуть. В этих границах человек никак не способен раскрыть весь свой наилучший потенциал. Более того, он обязан не делать этого, потому что если он сможет стать по-настоящему хорошим, гармоничным и целостным, то станет угрозой для утверждения о своей несомненной греховности и начнет расшатывать основы эгоцентризма. Поэтому люди вынуждены жить в бесконечных колебаниях вперед-назад, совершая и глупые и достойные поступки, творя добро одной рукой и уничтожая плоды своих трудов – другой.
5. Воспитание.
Эгоцентрическое мировоззрение не допускает действительно хорошее воспитание, способное раскрыть в человеке самое лучшее и поддержать это навсегда.
Потому что воспитание в любом случае опирается на приведенные выше три аксиоматических утверждений о свободе и вынужденно внушает каждому подопечному тайную нелюбовь к себе, тайную веру в то, что в своей сущности он греховное, гадкое, презренное существо, совершившее в жизни множество ужасных преступлений практически с колыбели.
Воспитание, в процессе которого страх перед истиной, вера в свою греховность не позволяют полюбить самопознание и заняться настоящим самовоспитанием – никогда не может стать полноценным.
6. Человеческие качества.
Люди, не способные заниматься искренним самопознанием, не способны развиваться до обретения наилучших человеческих качеств. Этого не позволит самообман и недоверие самому себе, вера в свою греховность, порочность, испорченность.
имея такую веру, невозможно поверить в то, что ты сможешь стать по-настоящему хорошим, иметь по-настоящему ценные, положительные человеческие качества.
7. Человеческие отношения.
Они неизбежно содержат в себе огромную долю недоверия, неискренности, искаженности, противоречивости.
Потому что люди даже с собой не искренни, даже себе не верят и не доверяют, себя подозревают в преступных намерениях. Тем более они не в состоянии по-настоящему доверять других.
Поэтому чаще всего слова о дружбе или искренности остаются словами навсегда.
Исключения есть – но они лишь подтверждают наличие вредного влияния эгоцентризма. Потому что должно было быть все наоборот. Чтобы искренняя и настоящая дружба была у подавляющего большинства, а лживая и притворная – в качестве исключения.
8. Взаимопонимание
Оно невозможно в рамках эгоцентризма. Потому что люди даже себя не понимают. Они даже не пытаются понять себя по-настоящему или понять других. Потому что утверждение о «свободе выбора – свободе воли» отрицает необходимость поиска факторов, которые влияют на выбор человека. Оно говорит, что важно помнить о том, что каждый выбор человек делает «свободно» и это главное. То есть – не имеет такое уж важное значение, чем обусловлен этот выбор. Чем бы не был обусловлен, что бы не влияло на выбор, несравненно важнее «свобода выбора», присутствующая в нем. А значит людям незачем друг-друга понимат, стремиться к пониманию. Незачем исследовать то, что малозначительно и неважно.
9. Общение между людьми, дискуссии, обсуждения, диалоги.
В пространстве эгоцентрического мировоззрения общение между людьми только формально может быть доброжелательным, искренним, с признаками стремления к взаимопониманию.
По сути же это общение всегда содержит конфликтный потенциал, который начинает проявляться неизбежно, если общение не совсем короткое. Хотя иногда и одной минуты достаточно для его проявления.
Почему так?
Потому что каждый человек верит в свое право на свое мнение и считает, что в этом мнении важно отнюдь не то, сколько в ней истины, обоснованное ли оно или нет. Важно совсем другое. То, что это «мое» мнение и этого достаточно. Если я его выразил, проявляя свободу выбора и воли, никто не смеет требовать, чтобы я от него отказался. Иначе это будет означать посягательство на мою «свободу», что недопустимо.
И тем более недопустимо, чтобы кто-то доказывал ошибочность моего мнения. Потому что это значит, что я преднамеренно вру, так как мой «свободный выбор» высказанного мнения предполагает по умолчанию уже обоснованный, обдуманный выбор. Так что в любом случае все участники общения искренне хотят только одного – чтобы именно они были правы, а другие – нет. И если кто-то в этом сомневается, тот должен пожалеть об этом, потому что получит бешеный отпор и принуждение к поражению.
Поэтому действительно конструктивных обсуждений практически невозможно встретить в современном информационном пространстве. Они длятся обычно до тех границ, где стороны высказывают общеизвестные истины в той или иной формулировке и кончаются до того, как появляется действительно важная и новая точка зрения, которая могла бы поднять человеческие знания на новый уровень, открыть новое видение ситуации, новые горизонты.
Такое общение или обсуждение, диалог происходит миллион раз в день и это колоссальные уничтоженные возможности, колоссальная энергия, потенциал, который сливается в пучину противоречий, исчезает, не успев найти никакого полезного применения.
И это несравненно более важная энергия, которая могла бы очень многое изменить в жизни человечества, если бы не эгоцентризм и та черная дыра, которую он создает между людьми.
За рамками эгоцентрического мировоззрения можно найти совсем иное применение этой энергии. Потому что стороны не будут целпяться любой ценой за свои заблуждения и необоснованные мнения. Наоборот, они действительно искренне, от всей души могут стремиться к совместному поиску важных истин и ценить любую помощь в этом, без каких-либо особых усилий и самоограничения, потому что исчезнет причина, которая заставляла вести себя иначе.
Взаимопонимание станет общепринятым стандартом и эффективность человеческого общения будет в сотни раз выше, чем сейчас, принося пользу, которую мы даже не способны оценить.
10. Взаимосогласованные усилия.
Они тоже практически невозможны в мировоззренческом пространстве эгоцентризма.
Человек, который считает, что он «свободен», имеет «свободу выбор и воли», вынужден заботиться о том, чтобы его выбор становился главным так часто, как это возможно. Он вынужден сопротивляться любому предложению действовать не так, как хотел сам. И это проявляется невероятно часто. Каждую секунду жизни человечества. Миллиарды дел, важных и полезных, которые люди могли бы сделать вместе легко, почти без особых стараний, благодаря согласованности усилий, не делаются день за днем. Мировоззренческая среда обитания уничтожает эту возможность мгновенно, еще до того, как люди осознают, что именно они потеряли, от чего отказались.
Одним из ярких примеров проявления этого аспекта влияния эгоцентризма является сложность согласования усилий высокообразованных людей. Часто говорят, что чем выше образованность членов группы, тем труднее договориться о совместных действиях, потому что каждый имеет свое мнение и хочет действовать по-своему. Факт действительно объективный, но объяснение недостаточно точное. Причина не в образованности, а в том, какое именно образование получали люди. У «свободного человека», живущего в пространстве эгоцентрического мировоззрения самодовольство и гордыня, стремление действовать только «самостоятельно» и только «по своей воле» значительно быстрее выходят на первый план и становятся приоритетными, чем он успевает вспомнить о важности избранной цели совместных усилий. Из-за этого миллионы важнейших целей достигаются сто раз медленнее, нередко – никогда не достигаются.
11. Искусство.
Человек, живущих в пространстве эгоцентризма, вынужден заниматься искусством не ради красоты и смысла, не ради того, чтобы своим творчеством сделать мир и людей лучше.
Он вынужден стать искателем славы, денег, признания и удовлетворить свои пороки – гордыню, тщеславие, самодовольство.
Отнюдь не случайно апологеты современного искусства заявляют, что нельзя требовать, чтобы художник рисовал красиво, потому что это мешает ему полноценно «самовыражаться». И также нельзя требовать, чтобы художник стремился внести в мир добро и сострадание, старался делать людей лучше. Потому что это «ограничивает его творческий дух».
Суть всего этого в эгоцентризме. Оно требует, чтобы художник отказался от всего, что мешает ему считать себя пупком Вселенной, «повелителем Вселенной», самовлюбленным индюком.
12. Наука.
Немного повторяясь скажу, что наука в эпоху доминирования эгоцентризма каждый день теряет миллионы возможностей познать что-нибудь новое и невероятно важное.
Потому что современный ученый должен искать не истину, а деньги и славу и вынужден воспринимать науку как обычную деятельность, ничем не отличающуюся от всех остальных.
Ученый вынужден превратиться в лакея тех, кто финансирует его исследования, публикует его статьи или книги. Потому что Поиск истины уже не важен и незачем ученому иметь особый статус. Раз его вид деятельности не имеет этого статуса.
Почему поиск истины не важен – я уже говорил выше. Он не только не важен, но и запрещен. Особенно если речь идет о важных истинах.
Один из самых ярких примеров – игнорирование важности исследований эффекта плацебо в биологии и медицине. При одновременном принятии существования этого эффекта и применения повсеместно. Как инструмент, который признан и поражает, но исследовать который никто не смеет. Потому что результаты могут быть невероятно важными, могут открыть нечто по-настоящему неожиданное в человеке. А значит – они под негласным запретом со стороны мировоззрения.
13. Здравоохранение.
Одного эффекта плацебо было бы достаточно для того, чтобы понять, какой вред наносит здравоохранению замкнутость человечества в тюрьме эгоцентризма.
Но масштабы этого влияния намного больше.
Платная медицина сама по себе опирается на принцип «каждый сам выбрал, быть богатым или бедным и несет ответственность за свой выбор». Принцип, который непосредственно следует из аксиом о свободе, лежащих в основу эгоцентризма.
И поэтому несправедливость платной медицины замечается только чуточку, как какой-то мелкий, незначительный недостаток. Хотя это вопиющая несправедливость и жестокость.
Поэтому лекарства, себестоимость которых может быть несколько копеек, могут продаваться дороже себестомиости в тысячи раз и не дойти до многих больных, жизнь которых могли бы спасти. Потому что целью платной медицины в целом является не лечение людей, а получение прибыли. А это превращает медицину в бизнес на страданиях, не более и не менее. И оправдывается тем, о чем я сказал: «каждый имеет свободу выбора-воли». Он помогает не только оправдать преимущество богатых перед бедными, когда речь идет о лечении, но даже обвинить больных в том, что они и только они «виноваты в том, что заболели». Потому что ведь у них есть «свобода», «свобода выбора», «свобода воли»? Значит они сами захотели заболеть и только потому и заболели…
14. Образование.
Образование в пространстве эгоцентрического мировоззрения является формальным и неэффективным. С одной стороны внутренний дискомфорт человека, обусловленный противоречиями между реальностью и представлениями о ней, ожиданиями о ней, пожирает колоссальную энергию, необходимую для концентрации внимания, понимания, усвоения знаний, запоминания, для развития личности, его аналитических и творческих способностей.
С другой стороны сами цели образования искажаются из-за ложного представления о человеке и о мире.
Вместо того, чтобы научить человеку самопознанию, поиску причин и знаний, которые позволяют добиться успеха в этом поиске, человек получает знания, смысл которых не успевает понять и связь с его личной жизнью тоже не успевает осознать. Он превращается в некий контейнер знаний и навыков, которыми может пользоваться в той или иной мере, но почти никогда не по-человечески, а машинально. Потому что по-человечески означает в первую очередь осмысленно и осознанно, с пониманием причин и следствий своего выбора.
В итоге миллиарды часов в день, которые человечество тратит на образование подрастающего поколения, имеют не просто низкую эффективность, но даже совсем нередко – отрицательную. Потому что такое поверхностное и оторванное от смысла образование делает индивида тайным или явным врагом общества, который воспринимает общество как то, что ограничивает его «свободу действий», «свободу выбора и воли», принуждая делать то, что поощряется и дозволено и наказывая за то, что не разрешается. Такого рода «образование» подавляет в человеке искреннее желание познать мир, искать истину, понимать важность этого поиска и ее востребованность со стороны окружающих, обрести знания и навыки, с помощью которых можно принести настоящую пользу окружающим.
15. Семья
Человек в рамках эгоцентрического мировоззрения начинает отчуждаться от своей родной семьи еще в детстве, когда независимо от качеств родителей, от того как они любят его и как стараются помочь встать на ноги, получить образование и профессию. Потому что все усилия родителей он склонен воспринять как преднамеренное нарушение его «свободы», навязывание ему того, чего он не хочет. Будь то запрет есть больше килограмма конфет в день или играть в компьютерные игры более 10 часов в день или нарезать лук для супа. Не говоря о более твердых требованиях и запретах. Совместная жизнь всегда предполагает взаимное ограничение «свободы». А родители обязаны ограничивать детей в разных направлениях, чтобы как минимум защитить их от опасных действий, угрожающих собственному здоровью и жизни, как максимум – чтобы помочь им получить достаточное количество знаний, необходимых для самостоятельной жизни.
Сегодня нет более распространенного яда, отравляющего жизнь семьи, чем «свобода». Она заставляет родителей тоже воспринимать своих детей и семейные обязанности как тяжкое ограничение свободы. Чтобы они, вместо искренней радости из-за общения с детьми, воспринимали уход за ними как каторгу и время, которое занимает этот уход – «потерянными годами жизни». Это абсурдно, ужасно, но факт.
Более того, «свобода» теперь настолько плотно добралась до горла семьи, что разрешает всяким контролирующим органам настроить детей против родителей и враждовать с ними, призывая государство на помощь. А родителей заставляет бояться детей, которые могут позвонить и пожаловаться на них, после чего они могут попасть в тюрьму или лишиться родительских прав.
Это лишь некоторые простые аспекты разрушения семьи с помощью «свободы».
16. Преступление и наказание.
Люди, которые верят в свою «свободу», верят, что они преступники, в той или иной мере. Иначе никак. Потому что все свои ошибки, маленькие или большие, они «совершали по своему свободному выбору, в соответствии со своей свободной волей». Тем более, если среди ошибок были такие, которые общество считает преступлением.
Вместе с тем, они не могут искренне сожалеть о них, потому что им кажется, что все сделанное, являясь действием «свободного человека», «проявлением «свободной воли», этим уже оправдано. Ведь по какому праву кто-то или что-то может осмелиться и запретить «свободному человеку» делать то, что он хочет. Нет такого права и не может быть. Если есть «свобода человека».
И в итоге получается непреодолимое противоречие, которое загоняет разум человека в тупик, вместе с его совестью.
Общество тоже со своей стороны не верит в какое-либо исправление человека, совершившего преступление, потому что воспринимает этот шаг человека как проявление его «свободного выбора», «свободы воли». Сделавший свободно-отвратительный выбор не может не считаться неисправимым преступником. Потому что общество не так уж старается понять, почему человек делает тот или иной выбор. Главное не причина выбора человека, а то, что это его «свободный выбор». Так заставляет считать эгоцентрическое мировоззрение.
Но если бы не этот диктат эгоцентризма, борьба с преступностью могла стать несравненно более эффективной. Потому что люди боролись бы против причин преступности, вместо акцента на наказание тратили время и силы для того, чтобы обеспечить детям счастливое детство, хорошее воспитание и образование совместными усилиями всего общество.
Но эгоцентризм это полностью исключает. Сегодня не трудно найти людей, которые уверены, что ребенок с самого рождения «сам выбирает свой путь» и если стал преступником, грабителем или убийцей, то это результат его «свободного выбора».
Абсурд, который влияет на жизнь миллиардов и приводит к ужасным страданиям, трагедиям сотни миллионов человек в год.
17. Чувство вины и комплекс неполноценности, конфликт между сознанием, бессознательным и подсознанием.
Человек, верящий в свою преступную греховность из-за веры в свою «свободу», «свободу выбора и воли», неизбежно должен страдать комплексом неполноценности в той или иной степени выраженности. Он должен бояться наказания со стороны общества и не способен на искренность с собой, чтобы осознать свои внутренние порывы, стремления, импульсы, идущие из бессознательного или подсознания, научиться реагировать на эти импульсы осознанно, в соответствии со своими осмысленными ценностями, убеждениями, стремлениями.
Природа человека не предполагает неизбежного конфликта между личностью и обществом. Конфликт существует до сих пор лишь в результате внутренней противоречивости как индивидуального, так и общественного сознания. Иначе он должен был разрешиться давно. Человек должен был осознать огромную пользу, которую получает от общества, а общество должно было проявить искреннюю заботу о каждом индивиде. Выяснив все возможные причины ошибок и преступлений, научившись устранить эти причины и обеспечить внутреннюю гармонию в душе и сознании каждого члена общества, а также в отношениях между личностью и обществом.
Однако эгоцентризм не позволяет даже ставить такие задачи, цели. Потому что общество верит, что личность должен иметь «свободу» в первую очередь, а остальное – малозначительно. И даже если эта «свобода» приводит личность в тюрьму на десятки лет, то лучше так, чем с детства лишить человека веры в свою «свободу», чем лишить общество веры в «свободу» каждого своего члена.
Это невероятный абсурд, потому что ни один член общества не имеет никакой «свободы», как и все общество в целом.
Только после выхода из тюрьмы эгоцентрического мировоззрения человек сможет добиться внутренней гармонии, а также создать гармоничный общественный строй, в котором смысл жизни каждого человека и общества в целом прекрасным образом дополняют друг-друга и согласованные совместные усилия приносят радость всем, так как они учитывают интересы каждого наилучшим образом, на деле, а не на словах.
Далее будут рассмотрены следующие направления размышлений о влиянии эгоцентризма.
18. Экономика,
19. Международные отношения
20. Экология, взаимоотношения человека и природы, потребительство
21. Пороки
22. Достоинства
23. Любовь
24. Совесть
25. Доброта
26. Справедливость
27. Сострадание
28. Алчность
29. Гордыня
30. Самодовольство
31. Зависть
32. Ненависть
33. Жестокость
34. Подлость и лицемерие
35. Безответственность
|