Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия

Изгнание человека из Рая и возвращение человека в Рай

В чем причина противоречивости человеческого поведения, множества разнообразных конфликтов между людьми, кровопролитий и страданий, в которых нет никакой природной целесообразности и необходимости?

Своей противоречивостью человеческие качества, человеческое поведение может удивить любого внимательного наблюдателя. Мы часто говорим одно и делаем все наоборот. При этом слова могут отражать наши искренние желания и помыслы, хотя и поступки, совершенные наперекор словам, тоже в чем-то искренны, и соответствуют тому, что у нас внутри происходит. Почему люди так много говорят о необходимости любить друг друга, уважать, дружить, творить добро, быть терпеливым и разумным, честным и искренним, но говоря и желая всего этого, не прекращают воевать друг с другом, уничтожать друг друга самыми жестокими способами, убивая себе подобных и рискуя быть убитым? Почему в мире каждый день совершается так много жестоких преступлений, таких, как разбои, грабежи, драки на почве ревности, неприязни, ненависти, жадности, тщеславия? Почему так много людей умирает от психосоматических заболеваний, убивая себя вредным внутренним напряжением, созданным в результате неправильных взаимоотношений общества и личности, неправильных элементов в мировоззрении?
Таких вопросов можно задать еще долго. Их очень много.
Предлагаю рассмотреть один из вариантов объяснений. Для него ключевыми являются такие понятия, как неотения и незавершенный метаморфоз.

Неотения и незавершенный метаморфоз в природе.

Согласно большому энциклопедическому словарю, неотения (от греч. neos - незрелый - юный и teino - растягиваю, удлиняю) - способность организмов размножаться на ранних стадиях развития (напр., в личиночном состоянии). Неотения характерна, напр., для аксолотля, некоторых членистоногих, червей и многих растений (мхов, папоротников и др.).
Хотя неотения известна не только у земноводных, но и у некоторых червей, ракообразных, паукообразных, насекомых, многих групп растений, самый популярный и яркий пример этого явления, известный многим и многим людям - пример аксолотля.
Аксолотль - личинка хвостатых земноводных – амбистом. Она обладает уникальной особенностью. С одной стороны представляет собой всего лишь личинку, то есть, находится на ранней стадии своего развития. С другой стороны – она в состоянии размножаться половым путем. В зависимости от температуры водоема и наличия в ней питательных веществ, аксолотли могут продолжать свое развитие и превратиться во взрослых земноводных - амбистом, живущих на суше тоже. Для них водное существование в таком случае необходимо только в начальном этапе развития, когда они еще являются личинками. Но при других условиях, более низкой температуре и недостаточном наличии питательных веществ они могут оставаться в воде навсегда, размножаясь там и оставаясь личинками. И так они могут прожить 12-15 лет. Что отнюдь не мало. Не зря к ним особое внимание у людей, увлекающихся разведением уникальных представителей водного мира и земноводных в домашних условиях. Они прекрасно живут в аквариумах, и некоторым даже удается ради интереса наблюдать за тем, как взрослый аксолотль может трансформироваться в земноводного. Это произойдет с ней, если изменить условия жизни аксолотля, сделать их соответствующими более сухому и теплому климату. В таком случае после понижения уровня воды и в домашних условиях аксолотль превращается во взрослую амбистому. Такое превращение происходит также при добавлении в пищу или инъекции гормона тироксина. Превращение происходит в течение нескольких недель. В результате исчезают наружные жабры аксолотля, меняется окраска, форма тела.
Аналогичных проявлений неотении, незавершенного метаморфоза, в природе отнюдь не мало.
Теперь обсудим, какое отношение данный пример может иметь к человеку.
Мне кажется, вполне непосредственное и очень интересное.

Неотения и незавершенный метаморфоз человека

Предположим, что человек тоже оказался в условиях существования, которые не полностью соответствуют тому, что природой предназначено для полноценного развития ребенка и превращения его во взрослого. Предположим, что какие-то факторы окружающей среды неблагополучны для человека, и он вынужден проявить неотению. То есть, жить, размножаться, не приобретая те свойства, которые присущи полноценной зрелой особи.
Аксолотль является «потенциальной ящерицей», в ограниченной среде обитания, пользуется жабрами. Хотя у него в наличии ноги, но он пользуется ими в основном как рыба своими плавниками, не бегает и не прыгает. Вместе с тем, если условия изменятся, то он может реализовать свой потенциал, стать настоящей ящерицей, обрести новый ареал обитания – сушу, бегать на своих ножках и дышать своими легкими, вместо жабр.
Человек же, если к нему относиться без лишнего благоговения, чуть более объективно, чем принято, скорее является «потенциально разумным», чем разумным существом. Доказательством этому служат все те противоречия в поведении, мышлении, желаниях и поступках, о которых мы говорили ранее.
Может быть, по аналогии с аксолотлем, и человек способен стать действительно разумным при наличии определенных условий окружающей среды?
Вспомним что неотения – это обретение половой зрелости и возможности размножаться до наступления полноценной зрелости, соответствующей данному виду. А разве человек не обретает половую зрелость до того, как завершил свое созревание? Более того, в греческой культуре был зафиксирован возраст 40 лет как начало взрослой, ответственной жизни человека. Почему?
А что подразумевали многие греческие философы, говоря о каком-то загадочном «первоначальном состоянии человека», которое было потеряно когда-то, давным-давно, и к возвращению которого многие из них искренне стремились? Не подразумевалось ли то, что когда-то люди развивались до обретения иных качеств, о которых нынешний человек может только мечтать? Не такое ли продолжение развития человека и обозначалось как духовный рост, в результате которого человек трансформировался в нечто отличное от нынешнего человека, проявляя такие способности, как умение силой внимания исцелять болезни, как ясновидение, умение видеть то, что происходит далеко, увидеть события прошлого, будущего, воспринимать и передавать мысли на расстоянии и так далее?
Почему бы не рассмотреть это предположение в качестве интересной гипотезы? Ведь если вдруг проверка даст положительные результаты, человек получит то, о чем мечтает уже много тысяч лет!
Для этого нужно будет выяснить, насколько организм обычного человека содержит в себе признаки незавершенного развития, какие условия окружающей среды могли бы стать причиной торможения развития человека и включения механизма неотении?
Еще один из возможных направлений исследований, – какая важная функция человека не проявляется из-за отсутствия в окружающей среде примеров для подражания.
Ведь если любой человеческий ребенок окажется в среде глухонемых людей, не умеющих говорить и не умеющих писать, читать, общаться символами, он никогда и не догадается о том, что у него есть такие потенциальные возможности, как речь, устная и письменная, как символическое мышление, абстракция. И это независимо от того, насколько он сам физически здоров.
Может быть, в нашей истории произошли некоторые события, в результате которых мы лишились непрерывности передачи каких-то знаний от взрослых к детям и теперь не в состоянии самостоятельно догадаться о них? Может аналогия с аксолотлем и размышления над возможной неотенией, над возможным наличием у человека незавершенного метаморфоза, помогут нам, людям, вспомнить потерянные способности и завершить свое развитие, дойти до стадии целостности, настоящей зрелости, стать действительно разумными, со всеми вытекающими положительными последствиями?
Почему бы нет?

Следы существования иного уровня зрелости человека

Ведь во многих человеческих культурах присутствуют не просто намеки, а очень яркие и важные утверждения о каком-то ином состоянии бытия, в котором проявляются самые важные и ценные человеческие качества и способности. Где-то называют это состояние пробужденностью, где-то просветлением, где-то святостью, первоначальным идеальным состоянием или какими-то другими словами.
Но суть везде одинакова – речь идет о каком-то переходе на более развитое состояние функционирования человеческого организма, как физического тела, так и его разума, души, его чувств. О переходе, о котором мы сегодня можем строить только догадки, хотя когда-то он мог бы быть проявлением стандарта. То есть, следствием обычного естественного развития каждого человека.
Получается, что вполне разумно было бы изучить все, что позволит проверить высказанные предположения. Как относительно потери в истории человечества каких-то навыков, которые не были переданы взрослыми детям из-за неизвестных нам обстоятельств, так и возможность изменений в окружающей среде, которые стали недостаточно хорошими для продолжения развития человека и привели к запуску неотении, к незавершенному метаморфозу.
В качестве еще одного аргумента, говорящего в пользу необходимости проверки наших предположений хочу привести следующее. Природа не дарит качества, важные для выживания, но которыми не умеют пользоваться

В природе обычно большинство представителей какого-то конкретного вида животных или растений успевают в течение своей жизни обрести и проявить те качества, которые наилучшим образом содействуют выживанию. Грубо говоря, орлы умеют летать, львы – охотиться, олени – быстро бегать, волки и собаки обладают хорошим обонянием и так далее. Это конечно очень расплывчатый образ, но вполне достаточный для нашего примера.
Человек как индивид, как особь, почему то обычно не успевает обрести те наилучшие качества, которые упоминаются во многих культурах как качества, присущие пробужденным, просветленным, святым. Хотя с одной стороны о них говорят совершенно разные народы, что увеличивает вероятность наличия реальных примеров таких людей, а с другой стороны – эти качества могли бы очень существенно увеличить шансы всех индивидов на выживание. Ведь человек, умеющий видеть на расстоянии, умеющий воспринимать или передавать мысли на расстоянии, видеть прошлое и будущее, восстановить свое и чужое здоровье с помощью концентрации внимания, концентрации энергии рук, мысли, дыхания или чего-то еще, обладающий феноменальной памятью и сообразительностью - такой человек несравненно более приспособлен к жизни и может выжить несравненно лучше, чем нынешний человек. А группа людей, обладающих такими качествами – тем более.
Почему же, если во всей природе самые важные для выживания качества, если уж они реализованы, значит, присущи практически всем особям конкретного вида, у человека все наоборот. Самые важные качества, помогающие выживанию, являются самыми редкими, исключительно редкими.
Не потому ли, что в процессе развития человеческой особи что-то происходит не так, как должно произойти?

Подсказки из Библии. Неотения человека, незавершенный метаморфоз, первородный грех и изгнание из рая.

Всем известна удивительная история о том, как люди в результате грехопадения были изгнаны из рая и как с этого момента начались их бесконечные страдания.
Но почему бы не рассмотреть эту известную историю в качестве очередной подсказки, очередного упоминания об изменениях среды обитания, которые когда-то были райскими, то есть, позволяющими человеку обрести все свои самые важные способности и проявить их, но потом вдруг резко изменились и перестали позволять этого. Человек оказался в условиях, не совсем соответствующих его биологическим свойствам и возможностям.
С этой точки зрения историю о первородном грехе можно было бы трактовать следующим образом.
В изначальном варианте этой истории люди рассказывали своим детям о том, что когда-то мы все жили в раю. И что тогда в развитии каждого человека важным этапом было «вкушение плода древа мудрости», и что рай предоставлял человеку эту возможность. Потому и было Богом посажено в раю Древо Мудрости, чтобы люди могли вкусить его плоды и стать мудрыми. То есть, наличие Древа Мудрости в раю символизировало способность человека развиваться до состояния мудрости, до обретения мудрости, в условиях той окружающей среды, которую называли в этой истории раем. И не случайно рядом присутствовало древо Жизни и Смерти. Оно наверно символизировало наличие у человека возможности в своем развитии обрести бессмертие, скажем, в рамках солнечной системы или нашей галактики. То есть, наверно подразумевалось под бессмертием возможность прожить несравненно дольше, чем сейчас. Целью истории было сохранение в памяти будущих поколений знания о тех этапах развития человека, которые были утрачены и которые были досягаемы в прошлом, когда люди жили в других условиях окружающей среды.
Но время шло, и люди все больше и больше теряли разум, погружаясь в свои вынужденные страдания и муки, которые усугублялись потерей шансов на обретение мудрости и на осознание смысла собственного существования, шансов на понимание сути законов бытия, осознания собственного предназначения и того, на что способен человек и что может и что должен делать. В результате человек все больше наполнялся страхом, напряжением, ужасом и болью. И в конце концов он был вынужден интерпретировать историю, передаваемую от поколения к поколению, совсем иначе, с учетом уже своего нового мировосприятия, жизненного опыта, состояния души и тела.
И в этом новом варианте все стало выглядеть иначе. Пытаясь объяснить факт потери рая, то есть, резкие изменения свойств среды обитания, человек был вынужден придумать божью кару, предполагая, что такое катастрофическое событие не могло произойти просто так и наверно было наказанием свыше. И так как в истории о потере рая присутствовало древо мудрости, а самой мудрости и след простыл, появилась идея о том, что наверно плоды этого древа нельзя было трогать и все несчастье случилось именно из-за них, этих плодов. И тогда все стало понятным для дрожащего со страху беззащитного и выбитого из толка человека, вынужденного жить в чуждой себе среде и невыносимо страдать от этого постоянно. Грехопадение и наказание. Это было единственным объяснением, которое он способен был воспринять в том состоянии бытия и сознания, в котором находился.

Проклятия Евы и Адама – родовые муки Евы и неспособность Адама удовлетворить жену, как признаки неотении, незавершенного метаморфоза, то есть, вынужденного проявления половой активности до наступления полноценной зрелости.

Но в этой самой популярной в мире истории всех времен и народов имеется еще одна важнейшая подсказка, соответствующая нашим предположениям.
Вместе с грехом вкушения плода древа мудрости человек еще и обрел половую зрелость и «почувствовал свою наготу», чем и вызвал подозрение Бога и дальнейшее проклятие.
Современными терминами это означает следующее. В результате резкого и значительного изменения параметров среды обитания, человек был вынужден пережить неотению. А именно – обрести половую зрелость значительно раньше взросления, раньше привычного времени. Если в изначальной истории об этом говорилось как о факте, о котором нужно помнить, то потом и сюда было добавлено обвинение и наказание, чтобы можно было добиться соответствия истории и мировоззрения, жизненного опыта и состояния души людей, давно позабывших о том, какова жизнь человека-разумного.
Таким образом, получается, что люди были вынуждены обрести половую зрелость раньше времени и размножаться до того, как успевали становиться разумными и взрослыми. Именно потому, из-за того, что это происходило раньше полноценного взросления, женщина была вынуждена терпеть ужасные муки при рождении ребенка, а мужчина не был в состоянии удовлетворить свою жену. Что и было переведено на язык, понятный обезумевшим людям, как следствие наказания за грехи. Хотя изначально всего лишь рассказывалось о том, почему у женщин боли, а у мужчин – проблемы с удовлетворением женщин.
Разве не получается поразительное соответствие нашего предположения о неотении, о незавершенном метаморфозе человека с библейской историей о потере рая?
И я не вижу причин, чтобы не относиться серьезно к такому соответствию и не помнить об этом в поисках тех знаний, которые помогут нам изменить положение дел, то есть, узнать, каким является полноценное развитие человека и его взросление, какими качествами обладают люди в результате такого полноценного развития, какие условия среды нужно создать, чтобы оно происходило.
Если честно, я не вижу ничего более важного на данный момент для человека и для человечества.

Разве может что-либо быть важнее, чем возвращение человека в рай, чем возвращение человеку тех качеств, способностей, которые присущи ему по природе и которые он был вынужден потерять когда-то?

Ведь это позволит нам, людям, снова пережить в своем развитии такой важный момент, как вкушение плодов древа мудрости, обрести мудрость, понять смысл собственной жизни, открыть суть законов мироздания, чтобы стать достойными для обретения бессмертия, чтобы войти в общество бессмертных. О чем опять-таки упоминается в той же самой библейской истории о первородном грехе.
Григорий Тигал

Афоризм данного мгновения!