Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Свобода или мудрость. Самоуничтожение или полноценное развитие и процветание.

Свобода как главная ценность на данном этапе развития цивилизации. Причина такого положения дел. Следствия. Выводы. Свобода или смысл.


«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышляя о состоянии отдельного человека, человеческого общества, цивилизации, трудно не обратить внимание на такое удивительное явление, как поклонение громадного количества людей «богу», который уже практически несколько столетий правит балом на Земле, хотя не имеет официально принятого божественного статуса.
Этим неформальным, но влиятельным «богом» является понятие «свобода».
Отношение к этому понятию много интересного рассказывает и о прошлом, и о настоящем и о будущем человечества.

«Свобода» как главная ценность? Свобода выше любви, красоты, справедливости, выше жизни и смерти?

В шкале ценностей современных людей свобода почти без всяких сомнений находится на самом высоком месте, побеждая в конкуренции даже таких сильных соперников, как сама жизнь, любовь.
Ведь много раз можно встретиться с аксиоматическим утверждением, вроде «свобода дороже жизни», «любовь не должна ограничить мою свободу», «свобода превыше всего», «ради свободы я готов на все», «все ради свободы»... И вместе с тем, невозможно найти сейчас другую общепринятую ценность, которая ставится людьми выше свободы. Ради «свободы» люди сегодня готовы с полной уверенностью и невероятным искренним рвением, энтузиазмом, броситься под пули, расстаться с жизнью. Разве могут они тратить время на рассуждения о том, может ли справедливость быть важнее свободы? А любовь к ближнему? Любовь между мужчиной и женщиной? А чувство сострадания? …
Еще до того, как кто-то хотя бы мельком успевает обратить внимание на эти и многие другие аналогичные вопросы, он попадает в объятия всеобщего непоколебимого верования в то, что свобода несомненно выше всего. Флаг с изображением удивительного и могущественного «бога» Свобода сейчас поднят так высоко на мировоззренческом небосводе и стал таким огромным, что закрывает все небо и весь мировоззренческий горизонт, и человек ищет свою защиту именно под этим флагом, планируя свою жизнь, жизнь свой страны и даже жизнь всего человечества с учетом несомненной важности поклонения этому «богу».
За свободу не жалко убивать себя и других людей – так твердят человеку с экранов телевизоров, со страниц газет. И никакое количество смертей, точнее – убийств, не должно остановить тех, кто борется «ради свободы». Ради свободы можно «временно отказаться от справедливости», можно «временно стать подлым и совершить подлый поступок», потому что свобода – «более важна и ценна для людей». Ради свободы можно отказаться от отношений с человеком, которого любишь, потому что никто «не имеет право ограничить твою свободу». Тем более можно и нужно отказаться от простой человеческой дружбы. Потому что «свобода несомненно выше». Ради «свободы» человек может отказаться и от веры в Бога, что было доказано ни раз во время революций.
Множество кровопролитий между людьми происходили практически как жертвоприношения «богу по имени Свобода». Ради него люди делали революции, ради него воевали страны между собой, ради него умирали миллионы людей, и даже сотни миллионов. И пока продолжают умирать.
Почему?
Достоин ли этот удивительный «бог» такого самоотверженного поклонения? О чем говорит такое отношение людей к понятию «свобода»?

Свобода человека, отношение человека к своей свободе.

Я считаю, что этот кровожадный «бог» по имени «Свобода» не достоин такого отношения к себе. Потому что он выдуманный и бессмысленный. У него нет ни сути, ни смысла. Он является всего лишь плодом искаженного больного человеческого воображения. А также очень удобным инструментом в руках тех, кто любит манипулировать массами, массовым сознанием, оставаясь при этом фанатичной слугой того же «бога свобода».
Отношение людей к свободе говорит о многом. Оно позволяет оценить уровень развития, как отдельной личности, так и нашей цивилизации в целом.

«Свобода человека» и детство человечества. Свобода является «богом» благодаря подростковому уровню развития человечества?

Свобода может быть главной ценностью, чем-то вроде «Бога» и «Всевышнего» только в том случае, если человек, пользующийся этим понятием, находится в детской, подростковой стадии своего развития, когда протест «против всего» происходит скорее на физиологическом, гормональном уровне, чем на сознательном. Когда природный потенциал, находящийся внутри человека, пытается вырваться наружу, преодолевая любые барьеры без разбора, не думая о том, какую форму обрести и в каком направлении применить бурлящие силы, энергию, с какой целью.
Человечество в целом ведет себя тоже как ребенок-подросток, который начинает чувствовать внутри бурлящие силы и пытается их высвободить. И делает это, вцепившись в понятие «свобода» в качестве единственной опоры. Потому что до иных опор еще не созрело.
Обнаружив в себе растущую способность влиять на окружающий мир, воздействовать на него с помощью своего интеллекта, человечество пытается максимально увеличить силу и мощь воздействия, не стремясь к осмыслению своих действий, своих возможностей. И в этом процессе именно понятие «свобода» соответствует тому качеству мышления, мировосприятия, на которое оно способно.

Как можно использовать отношение к свободе для оценки уровня зрелости личности, зрелости человечества?

Путем сравнения двух разных вариантов отношения к свободе.
Один из них – общепринятый вариант отношения к нему, когда «свобода» стоит выше всего, выше любви, красоты, веры в Бога, честности, добра, справедливости, дружбы, выше жизни  и всех остальных ценностей.
Второй вариант – когда человек осознает, что говорить «свобода выше всего» - глупо и бессмысленно, потому что это утверждение ничего не содержит в себе. Когда благодаря своим размышлениям и наблюдениям он приходит к выводу, что во Вселенной свободной может считать себя только сама Вселенная в целом, если ей этого захочется и если для нее это понятие имеет какое-то значение. Потому что любой отдельный участок Вселенной, будь это человек, человеческое общество или миллионы цивилизаций, зависит от того бесконечного мира, внутри которого существует, от его качеств, от его законов, от условий, благодаря которым появился на свет и обрел те или иные свои качества, свои возможности, в том числе – возможность размышлять о свободе.
Такой человек вполне в состоянии понять, что его собственный разум – проявление разума Вселенной, одна из форм его проявлений, что его способности, его возможности, достижения – это достижения самой Вселенной, так же, как умение играть на пианино не является достижением рук или пальцев, а того, кто управляет руками и пальцами, кто умеет слушать музыку, восхищаться ею и потому хочет играть на музыкальных инструментах, делая это с помощью своих пальцев.

Что думает о «свободе» зрелый человек? Что важнее, свобода человека или смысл существования человека?

При таком уровне понимания человек осознает, что несравненно выше свободы стоит иная ценность – смысл жизни человека, смысл существования человечества. Именно этот смысл является тем, что соединяет ограниченное, конечное с бесконечным. Тем, что делает смертного соучастником в осуществлении планов Бессмертного.

Чему посвящена жизнь зрелого человека, если не свободе?

Поэтому, когда открывается этот уровень понимания, человеку хочется посвятить свою жизнь не «свободе» как таковой, а «свободе от всего того, что мешает осознать смысл собственного существования, узнать свое главное природное предназначение», «свободе от всего того, что мешает раскрыть весь свой внутренний природный потенциал и применить его наилучшим образом, в соответствии с ожиданиями тех сил и законов, которыми этот потенциал и обусловлен».
Проще говоря, второй вариант отношения к свободе значительно более зрелый и адекватный. Он не опирается на протест и на бунт. Он опирается на знания о себе и о мире, на понимание себя и мира.

Статус размышлений о свободе. Какую пользу можно получить от размышлений о свободе, от размышлений об отношении людей к понятию «свобода»?

Смею утверждать, что на данный момент эти размышления могут вполне претендовать на статус «самых полезных размышлений».
Потому что они разрушают главную иллюзию, мешающую личности взрослеть, мешающую человечеству превратиться из сообщества торопливых и глупых подростков в сообщество зрелых личностей.
Если не стесняться выражений, то можно назвать наше многострадальное человечество сообществом слабоумных идиотов, несчастных и глупых подростков, которые лупят друг – друга по морде, убивают в бешенстве, ярости, кидаются друг в друга бомбами, включая ядерные, ломают, уничтожают, сравнивают с землей руками одних глупцов «песочные замки», построенные руками других глупцов тяжким многолетним трудом. И делают все это уже несколько тысячелетий.
Вспомните, сколько творений человеческих рук было уничтожено за последние тысячелетия? Сколько людей погибло в кровопролитиях, смысл которых никто никогда не знал, и не будет знать, потому что они были изначально бессмысленными и являлись результатом проявления человеческого безумия?
Разве прожитых несчастий все еще недостаточно для того, чтобы заслужить взросление, чтобы осознать глупость своего поведения и обратить внимание на силу и ценность взаимопонимания, понимания себя и мира, понимания того, каким должны быть истинные, зрелые, осмысленные отношения между людьми, между человеком и обществом, между человечеством и Вселенной …

Почему размышления о свободе заслуживают статус «самых полезных размышлений»?

Размышления о свободе заслуживают статус «самых полезных размышлений на свете» потому, что именно они способны положить конец всем этим несчастиям и трагедиям, положить конец бессмысленной конфронтации между людьми, взаимоуничтожению, взаимной ненависти.
Взаимопонимание и взаимная помощь в развитии, процветании – это удел взрослых, зрелых людей, которые станут основой для обретения зрелости человечества в целом.

Как изменить мир к лучшему? Кто сделает это?

Тот человек, у кого будет достаточно смелости, искренности, внимания, чтобы осознать смысл понятия «свобода», осознать, какое именно отношение к этому понятию лучше соответствует мировоззрению зрелого, разумного человека, станет как личность тем фактором, той причиной, благодаря которому изменится мир, человечество, жизнь людей.
И не просто изменится, а изменится к лучшему. Начнет лучше соответствовать природе человека, главному предназначению человека, той цели, ради которой появился на свет и существует человек.
Только правильное отношение к свободе позволит избавиться от привычки воевать, убивать, от привычки портить свое здоровье неправильным образом жизни, неправильным отношением ко времени, к людям, к миру.
Как именно?
Об этом можно поговорить отдельно.
В качестве самого первой темы я бы выбрал «Обвинение и наказание. Чувство вины. Преграда на пути к самопознанию, на пути к истинному взаимопониманию между людьми». Она позволит еще раз удивиться тому, какое количество несчастий обусловлено ложным представлением о свободе и подумать над тем, каковы шансы на изменение положения дел. Далее можно более подробно поговорить на другие конкретные темы, такие, как: свобода воли, свобода выбора, свобода от стереотипов, свобода и другие ценности, свобода, самостоятельность, жадность, тщеславие, самообман, свобода и любовь, свобода и справедливость, свобода и честность, свобода и конфликтность, противоречивость взаимоотношений, свобода и война, ожидание свободы извне и свобода, за которую несет ответственность личность перед самим собой.
А пока хотелось бы резюмировать уже сказанное следующим образом.

Размышления о свободе открывают перед человеком путь к осознанию важности поиска смысла собственного существования. Однажды осознав эту важность, почувствовав необходимость поиска смысла, человек уже никогда не сможет отказаться от этого желания. И тогда он будет вынужден признаться, что стал философом. То есть, любящим мудрость. Хотя более точное значение этого слова – любящий смысл.

Когда любовь к свободе уступит свое место любви к мудрости, к смыслу, в сердцах большинства людей, человечество сможет считать себя взрослым и люди, которые до этого были потенциально разумными существами, с неопределенной перспективой, получат шанс стать действительно разумными! :)

Замена свободы на мудрость станет заменой перспективы самоуничтожения на перспективу полноценного развития и процветания в соответствии с самым главным природным предназначением человека!

А любовь к мудрости, стремление к постижению  смысла собственного существования, то есть, философия, станет стандартным образом жизни любого человека, основой для возникновения и укрепления здоровых отношений человека с самим собою, с другими людьми, с миром, проявленным и не явным.

Григорий Тигал
Афоризм данного мгновения!