Самопознание учит совершать поступки, соответствующие ситуации.
Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Человек, знающий самого себя, знает и то, как ему следует поступать в каждом положении и звании, действуя вполне благоразумно.
Почти все смешное, что мы видим вокруг, творят люди, которые не знают себя. Обычно с этим не спорят, так что, если кто-то поступает вразрез своему званию или положению, то о нем говорят: «Он не помнил себя». Желание казаться не тем, что мы есть на самом деле, - корень всего самого нелепого, а незнание себя – источник такого желания.
Человек, не осознающий ни своего положения в обществе, ни того, что ему соответствует, не может действовать согласно требованиям этого положения. Он часто берется за то, что совсем не имеет отношения к его обязанностям и поступает либо выше, либо ниже своего уровня, а следовательно, в обоих случаях бывает смешон в глазах окружающих.
Человек высокого звания и достоинства, понимающий самого себя, знает, что он не выше человека и подвержен тем же болезням, слабостям, обманам, огорчениям, страстям и заботам, что и другие люди; он знает, что истинная честь состоит в том, в чем и последний простолюдин может превзойти его, поэтому он и остерегается суетной напыщенности. Он сознает, что только преходящие и случайные вещи возвышают его пред другими людьми, и что он скоро сравняется с ними, а потому учится быть снисходительным. В этой снисходительности есть особое достоинство: она не только не унижает, но возвышает его честь и положение.
Человек низшего звания, понимающий самого себя, учится быть в своем состоянии довольным, спокойным и благодарным. Не имея чрезмерного стремления и пристрастия к внешним вещам, которые так возвышают состояние одного человека над состоянием другого, он не считает себя хуже или ниже других оттого только, что не имеет таких же вещей и не завидует имеющим. Не имея их преимуществ, он не имеет и их искушений; оставаясь в том состоянии, которое Высший судья и распорядитель всех благ ему назначил, он доволен своим жребием. Но поскольку следует оказывать уважение и к внешнему превосходству, то он оказывает надлежащее почтение тем, кто выше него, без гнусного и подлого раболепства, которое показало бы неумение отдавать должное высшему званию. Не преувеличивая своего уважения к людям за их малые и случайные преимущества, он и самого себя не ценит сверх меры за то, что в чем-то превосходит других.
Если бы ученики хорошо знали себя, то не стали бы диктовать учителям, каким образом их следует обучать, что, по замечанию блаженного Августина, похоже на то, как больной, вызвав к себе врача, начал бы объяснять, каким лекарством врач должен его лечить. Напротив, услышав что-то, не совсем согласное с прежними чувствами, они прочли бы внимательнее Св. Писание и сверялись бы по нему – «точно ли это так». Деян. XVII, II: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Равным образом, если бы и духовные учителя знали себя, то старались бы лучше познавать сущность и обязанности своего сана, а также недостатки и слабости своих слушателей, нежели господствовать над их верой, и меньше искать своей известности, нежели пользы слушающих; больше думать о наставлении, нежели о похвале, и, подобно хорошим врачам, настойчиво стараться принести благо, хотя и не совсем приятными способами. Они бы предпочли подвергнуться нареканию людей слабых и толкующих все в дурную сторону, чем молчать о том, что для них нужно, и поступать против Бога и своей совести. Самая приятная для вкуса пища не всегда бывает самой полезной. Больные не должны думать, что им всегда будут угождать, а врачи не должны надеяться, что их всегда будут хвалить.