Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Добросоветский Федор

Кроссворд Бессмертия


ЧАСТЬ ВТОРАЯ 

   В ней показывается великое достоинство и преимущество науки самопознания.

 

   Изложив в предыдущей части трактата некоторые из главных ветвей науки самопознания и обозначив важнейшие аспекты знакомства с самим собой, я предлагаю вниманию читателя мысли о превосходстве и пользе этой науки, чему посвящаю следующие главы. Цель их - вдохновить читателя к самопознанию.

Глава I

Самопознание есть источник самообладания.

 



Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.



   Великая польза самопознания состоит в том, что оно дает человеку самое верное и постоянное обладание самим собой.

   Человек, достигший этого превосходного познания, спокоен и свободен.

1.Когда такого человека обижают и оскорбляют, он думает так: «Я должен знать себя лучше, чем другие. Хотя клеветник сейчас голословно меня обвиняет, стреляя наудачу, и совесть моя дает утешительный ответ о моей невиновности в том, в чем он меня обвиняет, однако во мне есть худшие пороки, в которых он мог бы справедливо меня обвинить. Хотя они от него и скрыты, но известны мне. Итак, я постараюсь исправиться, иначе он, узнав их, может напасть на меня с более беззащитной стороны, найдя верное основание к своим обвинениям и действительно запятнать мою репутацию».

   Много правды и здравомыслия содержится в поговорке стоиков: «Не сами вещи, а наши мнения о них расстраивают нас и вредят нам», хотя сами стоики, возможно, и вдавались в крайности.

   Но, как мы уже говорили (I ч., гл. 14), самопознание учит человека управлять  мышлением, помогает разгонять все беспокойные, мучительные и бесполезные мысли и сохранять спокойствие в сердце. Стоит только испытать это, как ты увидишь, что даже малая решимость преодолевает большую часть затруднений.

2. Познание себя оказывает душе ту же пользу, что и балласт кораблю. Самопознание укрощает стремительность страстей, отдает штурвал управления разуму, успокаивает возникающую бурю прежде кораблекрушения совести и учит прекращать ссору, прежде чем она разгорится. Имей в виду, что гораздо безопаснее держать льва на цепи, нежели вступать с ним в борьбу, когда он в полной силе и ярости. Так поступает благоразумный человек со страстями других и со своими собственными для своего спокойствия.

   Самопознание, знакомя человека с его слабостями и дурными свойствами, будет остерегать его от них и послужит счастливым перевесом против ошибок и увлечений темперамента.

3. Познание самих себя содержит наш дух в тишине и спокойствии даже при неожиданном получении печальных известий или при испытаниях, посылаемых Провидением. Разве я не Божье создание и жизнь моя, и все утешения мои не состоят ли полностью во власти Того, от кого я получил их, по чьей любви я так долго ими пользовался? Не Он ли дарит мне милость свою и по благости своей оставляет мне еще многое?

   Язычник (Эпиктет, Энхир. Гл. XI) может научить нас, как при потере друзей, состояния и удовольствий направлять свои взоры к Богу. Он говорит о том, что Его рука одолжила их нам на время и теперь требует назад. Не говори, советует он, что ты лишился благ, но говори, что ты возвратил их. И хотя бы нам казалось, что нас лишают чего-либо несправедливо, однако мы должны признать в том действие руки Божьей. Что нам нужды до того, каким образом забирает свои блага Тот, кто даровал их?

   Человек, хорошо познавший себя, будет каждый день жизни проводить в преданности Богу, милостивому подателю благ, покоряясь Ему и в отношении более или менее продолжительного обладания ими. Он познает из источника, несравненно более высокого, чем авторитет человеческий, что не имеет ничего, что мог бы назвать своей собственностью и не может полагаться ни на что, как на свое, будучи только управителем, заведующим имуществом в соответствии с приказаниями своего господина, от воли которого зависит – вверять или не вверять ему, и кому он в любое время должен быть готов охотно их возвратить (Луки. XVI. 1, 2): «Сказал же к ученикам своим: некоторый человек был богат и имел управителя, на которого было донесено ему, что расточает имение его. И призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управление своем, ибо ты не можешь более управлять».

4. Самопознание помогает человеку сохранять ровное расположение духа и владеть собой при всех превратностях судьбы, счастье и несчастье. И то и другое сопряжено с искушениями своего рода; для одних несравненно опаснее искушения счастья, для других сильнее искушения в несчастье. Самопознание покажет человеку, какие из них для него опаснее и, предохраняя от них, научит вооружаться против них так, чтобы ничто не могло лишить его постоянства и самообладания или довести его до таких действий, которые неприличны человеку и христианину.

   Обычно говорят, что никто до наступления испытания не знает, что он может вынести, и многие на самом деле подтверждают истину этого замечания тем, что переносят несчастья гораздо легче, чем они думали, испытывая страх. Бывает даже, что страх приближающейся беды причиняет человеку большие мучения, чем сама беда. Это происходит от неопытности и незнания себя.

   Человек, знающий себя, свои силы и слабости, не столь сильно подвержен меланхолическим предчувствиям своего воображения, как другие, и если такие мысли смущают его, то он обращает их в свою пользу, извлекая из них предостережение, ободрение, подготовку к наступающему несчастью. В совершенном уповании на силу, премудрость и благость Того, Кто свыше располагает всеми обстоятельствами, он спокоен и не мучится заботой о том, как велико будет несчастье, сколько оно продлится и чем окончится.

   Такое владение самим собой является следствием и важным преимуществом познания себя.

  

Афоризм данного мгновения!