Признание того, что наши знания могут оказаться ложными, есть существенный шаг к самопознанию.
Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Если хотите знать себя, то остерегайтесь ложных знаний. Смотрите, чтобы свет, который есть в вас, не сделался тьмою, и заботьтесь о том, чтобы излюбленные, руководимые вами начала были истинными. Изучите запас сведений, которыми вы обладаете, осознайте, чего вам было бы лучше и вовсе не знать. Иногда требуется большая мудрость, чтобы избавиться от некоторых знаний, нежели чем приобрести новые. Когда Фемистоклу было предложено научиться все запоминать, он ответил: «Научи меня лучше забывать».
Студент, всю жизнь собиравший книги, наконец, пересматривает всю свою библиотеку и находит в ней очень много негодных книг, по мере того, как меняется его вкус и совершенствуется разум. Он готов выкинуть из нее многое, по его мнению, негодное старье, которое прежде очень ценил и платил за него немалые деньги, и заменить его другими, более основательными и полезными книгами. Аналогично и мы должны поступать со своими познаниями. Рассмотри те сведения, что хранятся в твоем уме, отдели зерна от плевел и не щади труда, чтобы поскорее забыть то, чему не следовало бы учиться, удерживая в памяти то, чего не должно забывать. Тратить свою жизнь на развлекательное и пустое чтение - значит постоянно обращаться к играм молодости и довольствоваться только первыми поверхностными знаниями. Это не развивает наш разум и очень препятствует истинному самопознанию. Короче говоря, если мы хотим усовершенствовать свой разум, намереваясь познать самих себя, то должны быть весьма осторожны в выборе книг для чтения, так же как и в выборе своего окружения.
«Труды, посвящаемые книгам об искусстве, в которых говорится о вещах, весьма далеких от употребления в жизни, почти то же самое, что трудолюбивая праздность.
Если я берусь что-либо изучать, - говорит Монтень, - то лишь то, что знакомит меня с собой и учит тому, как правильно жить и умереть».
Неутешительное зрелище и явное доказательство несовершенства человеческих знаний открывается, когда мы, при ближайшем исследовании запаса наших знаний, находим в нем многое, чего лучше было бы вовсе не знать, а, кроме того, находим в них массу сведений, почерпнутых из книг, большая часть которых - чистое невежество, а многие - и того хуже. Обратить на это свое пристальное внимание - необходимый шаг к самопознанию (см. Ч. I, гл. 13).